Бугимен
“Вы пологали, что это лишь выдумка… но это – правда”.
Так переводится главная фраза-подзаголовок к новому фильму Стивена Кея “Бугимен”.
Само собой, вы имеете возможность верить во всё, что вам хочется, хоть в линию, хоть в сатану. Хоть в колдуний, волшебников, вампиров, оборотней, инопланетян, лепреконов… Но, как показывает господин Кей, лучше вам держаться от всего этого подальше. Вера в нехорошее порождает ужас, безотчётный ужас ведёт к смерти.
Идея материальна. Я сам до некоторых пор снисходительно радовался, в то время, когда слышал подобные выражения. Позже убедился в собственной тогдашней неправоте. Нет, само собой разумеется, сколько не думай о камне, он не взлетит в атмосферу, в случае если лишь вы не наделены телекинетическим бесплатно.
И девчонка, которую обожали, не возвратится к вам, как бы очень сильно вы этого не желали, если не испытывает к вашей персоне никаких эмоций. Но в жизни имеется место “чудесам”, сотворённым частично вашим сознанием при соблюдении определённых условий. Не забывайте, как в “Чародеях” персонаж Эмануила Виторгана обучал Сашу Абдулова проходить через стенки?
Сильно желать, видеть цель, не подмечать препятствий (за точность не ручаюсь) – лишь в таком сочетании неосуществимое делается вероятным. Всё это работа мысли. Получается, сознание первично, а материя вторична? Пожалуй, так возможно на большом растоянии уйти.
Но возвратимся к нашим баранам.
Поздняя ночь, и восьмилетний Тим Дженсен, обширно раскрыв глаза, дрожит от страха в собственной постели. Ветер пробивается через оконные занавески, пуская в помещение отражённый свет уличных фонарей, автомобильных фар и изменчивой луны от проезжающих мимо редких авто. Так бы поразмыслил любой уверенный в себе взрослый человек, а худенький мальчуган под одеялом опасается.
Он слышал истории о Бугимене, вылезающем по ночам из чулана, и уносящем с собой мелких детей.
Чу, вот медная статуэтка на комоде сделала перемещение. Тим присмотрелся – наподобие показалось. Сейчас игрушечная птица под потолком взмахнула крыльями – мальчик насторожился. Тишина. И уже силуэт у противоположной стенки жёстко шагнул к детской кровати. Кроха не выдержал и зажёг свет. Висящая на вешалке одёжка уже не создавала для того чтобы гнетущего впечатления.
Тим успокоился, отключил лампу, но сон не приходил. Новый порыв ветра ворвался в дом, скинул на пол светильник, поиграл тенями. Скрипнула дверь комода, и душа паренька совсем ушла в пятки.
На его счастье к кровати подошёл папа.
“Мне страшно, отец! Он – в том месте”,- с отчаянием в голосе проговорил сынишка, говоря о створках кладовой. Господин Дженсен шагнул к чулану и… лишь его и видели.
Через 15 лет заматеревший помощник главреда одной газетёнки Тим Дженсен собирается на сутки благодарения к родителям собственной невесты. Но приобретает сообщение от дяди прося безотлагательно приехать к себе из-за быстро ухудшившегося состояния матери. Тим терзается сомнениями, он не забыл о ужасных событиях тех лет.
Но сыновний долг кличет к родным пенатам.
Возвратиться, дабы снова уйти? Дабы покончить с прошлым, стереть боль, страхи, угрызения совести? Юноша сам ещё не знает, как поступить, не знает, что его ожидает в опустевшем доме своих родителей.
Но тот, второй, не ведает сомнений, он не забывает о Тиме и с упоением потирает собственные корявые лапы. Столкновение неизбежно. Его финал – непредсказуем.
По крайней мере, в это хочется верить. На деле же выясняется как неизменно.
В общем и целом, “Бугимен” – фильм достаточно хилый. В первую очередь, это относится сюжета. Сценарий хоть и написан по рассказу Эрика Крипке самим автором, ничего путного из себя не воображает.
Ни те разума, ни те логики.
У каждого обычного потустороннего существа в большинстве случаев имеется какая-никакая история (исключение, пожалуй, образовывает только Джипперс-Крипперс). Что такое Бугимен? Откуда он взялся? Какие конкретно преследует цели? Что делает с людьми? Ни на один из этих вопросов в ленте Стивена Кея ответов не даётся.
С одной стороны, неизвестность пугает, с другой – приводит к недоверию. Непроработанный образ зла делает легковесным целый фильм. Да, в неспециализированном-то, и другие храбрецы не прописаны как направляться.
О Тиме Дженсене мы хоть что-то определим по ходу сюжета, да и то лишь вследствие того что он не вылезает из кадра. Остальные – лишь телесные оболочки.
Борьба с Бугименом носит пассивный темперамент и заканчивается по сути дела ничем. Радует только то, что на этот раз обошлось без огнемётов. Кутерьма в концовке практически оправдывает продолжительное ожидание конкретных действий, в противном случае неспешно начинает казаться, что главного источника всех напастей в ленте мы так и не заметим. Напряжение в картине имеется, правда фрагментарное и резкое, но достаточно действенное.
В основном оно достигается внезапностью и сумасшедшей силой порывистых звуков, и высокой скоростью перемещения камеры. И действует это безотказно. По крайней мере, вздрагивать заставляет. Приём повторяется много раз, и ты неизменно на него попадаешься. Сам ужас за то маленькое время, что продолжается эпизод, ещё кроме того не успеваешь понять, а дёргаешься, словно бы сунул два пальца в розетку.
Испугаться получается, а не это ли основное в фильме кошмаров?
“Бугимен” весит только 20 миллионов долларов и, наверное, больше половины съедают эффекты. Жиденькие, само собой разумеется, но достаточно удачно размещённые на кинополотне уверенной режиссёрской рукой. Оператор также попытался – картина имеется. Но сэкономили на актёрах. Они и были самым не сильный звеном картины.
Зрители купились на другие имена.
Фильм продюсировал Сэм Рэйми, снявший “Человеков-пауков”. Страно, но и “Бугимен” был в полной мере успешным проектом. Практически 50 миллионов долларов сборов – это 2,5-кратная прибыль!
С чего бы это? Уж не эффект ли “Бугимена”: чем меньше знаешь, тем охотнее платишь?