Дисней — кощей. кто кого?
1 мая — на Первом канале – сказка «Книга мастеров». Это первый проект студии Уолт Дисней Пикчерз, созданный в Российской Федерации на местном материале. В ролях – самые популярные актеры: Гоша Куценко, он же Кощей; Михаил Ефремов, он же богатырь; Лия Ахеджакова – очевидно, Баба яга.
Удалось ли совместить русский колорит с американскими эффектами?
Неправда с намеком
По жанру это сказка и, как большая часть оных, направлена как взрослым, так и детям. Зачин в ней достаточно классический: живет на свете юный камнерезчик Иван (по его убеждению, не дурак). Замысловатыми сказочными дорогами попадает он в царство Каменной княжны (почему-то героиню Ирины Апексимовой весьма хочется назвать Каменной головой).
Сейчас он обязан вытесать ей из чудесного камня Алатырь что-то прекрасно-живое, и тогда власть княжны над миром станет бесконечной, и превратится почва в целый камень.
В общем, в очередной раз Отечество в опасности, и выручать его нужно срочно – только на пара мин. отвлекшись на любовь (с дочерью Каменной княжны). Эдакая помесь бажовского «Каменного цветка», сказок об Иване (дураке) и «Гарри Поттера».Говорящие нитки и визжащая изба
Как и любой диснеевский проект, фильм отличается эффектами. Колоритный камнепад, из-за которого рождается каменная армия (очень смахивающая снаружи на известное Терракотовое войско), полеты Ивана около башни на ниточке от клубка – таких прибамбасов в картине большое количество – и за все это благодарю компьютерным графикам. Современность пролезла в сказочные щели и в виде нескольких шуточек.
К примеру, клубок, показывающий Ивану путь, – наделен голосом и назойливыми манерами GPS-навигатора. А избушка на курьих ножках оснащена совокупностью сигнализации…
Интимная судьба Кощея
За что режиссеру Вадиму Соколовскому отдельное благодарю – это за подбор актеров. В далеком прошлом истосковавшиеся по Леониду Куравлеву зрители встретятся с ним в роли злого Барина.
— В то время, когда мне внесли предложение роль в сказке, я, не лукавя, испытал великое удовольствие. По причине того, что лишь в этом жанре возможно похулиганить, пофантазировать… — согласился актер.
Он и похулиганил – причем лукавя: в его персонаже зритель заметит одновременно и Афоню, и Пирамидона, и Жоржа Милославского. А вот грим ему лепили по… гоголевскому Ноздреву.
|
|
|
|
Иван-камнерезчик (Максим Локтионов) |
Яга (Лия Ахеджакова) |
Барин (Леонид Куравлев) |
Кузьма (Николай Ефремов) |
|
|
|
|
Каменная княжна (Ирина Апексимова) |
Янгул (Артур Смольянинов) |
Русалка (Екатерина Вилкова) |
Кощей (Гоша Куценко) |
Еще любопытней поглазеть на сына Михаила Ефремова – Николая — пухлого, белобрысого и совсем не похожего на папу. Может оттого, что отец играется богатыря, а Коля – холопа Кузю, влюбленного в также пухлую, весьма похожую на свинку (не морскую – наземную) дочку Барина. Кстати, отдельный респект актрисе Ольге Ергиной – за то, что отважилась на откровенный «поросячий грим», и за то, что для съемок три месяца ходила с огненно-красными волосами.
Исполнителя ключевой роли – Ивана — искали продолжительно. По плану режиссера нужен был парень «без цинизма в глазах, без всякой гламурности в виде и в один момент физически привлекательный». Из огромного перечня кандидатов был утвержден никому не узнаваемый саратовский студент Максим Локтионов.
О степени его физической привлекательности возможно спорить, но, как говорится, кому нравится арбуз, а кому свиной хрящик. Роль его возлюбленной выполнила юная актриса Мария Андреева. Режиссер видел ее в спектаклях театра «Мастерская Петра Фоменко» и был поражен «немодельной красотой», произведшей чувство и на американцев.
А вот что до образа Каменной княжны, то он очевидно позаимствован у Королевы из «Братьев Гримм», которую игралась незабываемая Моника Белуччи. Это диснеевские реверансы мировому зрителю (фильм-то планируют прокатывать и в Европе, и в Америке). И выполнила эти реверансы Ирина Апексимова так, как и «заказывали»: сыграла холодную, ироничную, одинокую и в чем-то ранимую даму.Осознает всемирный образ и зритель каменного солдата Янгула, сыгранного Артуром Смольяниновым, – влюбленный, немногословный, добропорядочный – его хоть в какую сказку: китайскую, французскую…
Что же в данной сказке – ярком продукте глобализации — исконно нашенское? А вот что:а) говорящий (голосом Сергея Гармаша) конь;б) «Свет мой, зеркальце!» с портретом Валентина Гафта;в) чисто русская нечисть.
И это – в случае если честно – самые броские и забавные персонажи.
Баба яга в исполнении Лии Ахеджаковой, само собой разумеется, подрастеряла собственный прежний демонизм и превратилась в пенсионерку с «прибабахом» – румяную, с зонтиком, в кудельках. Но Кощей, наоборот, быстро помолодел и налился та-а-кой сексапильностью! Что, но, неудивительно, поскольку играется его сам Гоша Куценко.У Кощея активная личная жизнь, он влюблен в Русалку (актриса Екатерина Вилкова), а она так и норовит вильнуть хвостом налево.
Неверная рыбина в общем. А Кощея жалко – ревнует, не смотря на то, что у него имеется утешение – сейф с кодовым шифром 666.
Русалка с феном и наглый кот
По плану костюмеров одежда должна была отражать внутренний мир храбрецов. Исходя из этого брутальность Кащея выделили байкеровской кожанкой. Кожаную броню изготовили и для Янгула. Артур Смольянинов согласится, что в этом костюме не то что двигаться – дышать не имел возможности.
А ему еще нужно было скакать на лошади. Упал несколько раз, счастье, что без увечий…
Для Ирины Апексимовой было создано 7 платьев, каждое подчеркивало каменную сущность княжны — чёрные, ровные, глухо закрытые, вдохновленные то ониксом, то малахитом, то еще каким минералом. Весили эти костюмы около 10 кило каждое. А вот Русалка, напротив, страдала от отсутствия одежды.
На ней были лишь хвост да корсет, а снимали фильм в Минске, в сентябре, у воды.
По утрам везде уже лежал иней. Русалка в кадре подозрительно синела. И в перерывах съемочная несколько грела ее потрясающим методом – не водкой, не чаем а также не пуховым одеялом – а феном!
Кроме костюмеров мучились на съемках и реквизиторы. Из чего, например, нужно было сделать чудо-камень Алатырь, дабы он переливался, изменялся, словом, потрясал воображение? Сделали пластиковый трансформер, на что то нанизывались «глыбы», то убирались.
И вдобавок потрудились над барскими Бабы хоромами и избой яги. Выстроили их в белорусском Музее быта и архитектуры – срубы с трехметровым частоколом… Оказалось так натурально, что визитёры музея не верили, что это декорации, и возмущались, что их не подпускают к экспонатам.
Забавную историю с «реквизитом» учинила и Лия Ахеджакова. Ей захотелось, дабы в избушке Бабы яги обязательно жил кот. Нашли в Минске кота, отсняли.
И лишь в то время, когда приехали в Москву, осознали, что и для местных сцен животное пригодится. Было нужно коту спешно делать прививки, оформлять ветпаспорт и выделять в сопровождение реквизитора — для пересечения границы. Кот от для того чтобы внимания к собственной персоне вконец обнаглел.
И в столичных эпизодах играться – разваливался в кадре с немногословным призывом почесать брюхо.
Возвращаясь к началу: удалось ли в итоге совместить русский колорит с американскими разработками? На данный вопрос любой ответит по-своему. Но в случае если кому-то «Книга мастеров» напомнит джаз в исполнении Надежды Кадышевой – я его осознаю.
Илона Егиазарова