Ганнибал
Каннибал Ганнибал пересек границу России.
Картину ожидали с нетерпением. Все этапы возвращения Ганнибала отслеживались прессой – из хищного врача очевидно желали сделать фигуру, соразмерную Дракуле. Студия MGM была уверена, что продолжение известного фильма 1991 года Молчание ягнят побьет все рекорды. Картина вышла на пять тысяч экранов Америки, и толпы заинтригованных помчались за билетами.
Фильм безотлагательно закупили многие страны мира, а сейчас он выходит на экраны Москвы.
Каннибал возвращается! И что-то тащит с собой…
Десять лет романист Томас Харрис писал продолжение истории интеллектуального людоеда. Книга стала бестселлером, продюсер Дино ди Лаурентис отвалил за право экранизации 9 млн. долларов. Сценарист Дэвид Мамет написал по роману сценарий, быстро поменяв финал по обстоятельству его непереводимости на киноэкран. Молчания и Режиссёр ягнят Джонатан Демме сценарий прочёл и ставить отказался: через чур твёрд. Ди Лаурентис уговорил Ридли Скотта, еще не остывшего от успеха Гладиатора.
Переписанный сценарий все равно не устроил оскароносную звезду Ягнят Джоди Фостер и она сослалась на занятость. Оскароносный Энтони Хопкинс поколебался, но не устоял, вошел в дело как людоед и как продюсер. Энергичную Джуди Фостер в роли Клариссы поменяла Джулианна Мур.
Репутация Ридли Скотта вне подозрений: он знает, как делать кино. Может создать напряженность, трудиться с звуком и картинкой, ощущать жанр, его фильмы – бестселлеры. В Ганнибале /Hannibal/ все составляющие гран-гиньоля на месте. Кларисса прожила десять тяжёлых лет, утратила сноровку, ее гонят из FBI. Но появляется Мэйсон Вергер, жертва и извращенец Ганнибала, человек с полусъеденным лицом (щеки, шнобель, губы и веки Лектер дал псам). Он богат и желает скормить Лектера свиньям.
Кларисса ему нужна как приманка – из Ягнят ясно, что на нее Лектер клюнет.
Во Флоренции местный детектив Пацци вычислил Ганнибала, что укрылся в местном музее под именем врача Фелла. Энтони Хопкинс с явным наслаждением вступает в ту же воду: имитирует личный голос десятилетней давности, мерцает сумасшедшим глазом и, взрезав горло, удовлетворенно крякает: Оки-доки!. Его храбрец уже вкусил красоте всеобщей славы и пытается к большой публичности: играется с агентессой Старлинг в кошки-мышки, манит ее пальчиком и устраивает подлости.
Он так же, как и прежде дьявольски умен, и его действия непредсказуемы.
Дальше начинаются роковые просчеты. Неуклюже выстроен сценарий: Лектер появляется к середине, агентесса Старлинг теряется из виду на хорошую треть фильма, настоящие перемещения храбрецов в пространстве заменены графиками на мониторе. Для кино это гроб: саспенс подсекается на взлете, нить рассказа теряется, сотрудничества храбрецов практически нет. В случае если в Молчании мы видели события глазами Клариссы и за нее болели, то сейчас внимание рассеяно, а симпатии носят теоретический характер.
Тайная необычного обоюдного притяжения между мышкой и кошкой ушла – новой загадки не появилось.
Сложность характеров не входит в число преимуществ картин Скотта, но она не заложена и в сценарии Ганнибала. Это видно в одномерных персонажах второго замысла. Кроме того полуобглоданный Вергер безлик не только в буквальном, но и в фигуральном смысле слова, так что неузнаваемый Гэри Олдмен пригодился только для эффектного сюрприза в финальном титре. Понижение планки звездануло по Клариссе – из-под фильма как будто бы выбили одну из двух опор.
Джулианна Мур профессионально безукоризненна, но холодна, не владеет нужной энергетикой и с пистолетом смотрится забавно.
Молчание ягнят от рутинных хорроров про серийных убийц отличалось психотерапевтическим поединком Клариссы и Лектера. Это была схватка двух необъяснимо связанных интеллектов – они уже не могли приятель без приятеля. Лектер – жертва собственной природы. Интеллектуал, энциклопедист, человек блестящей фантазии и острого ума, он страдает от непреодолимости извращенной страсти, но и ее сделал предметом мастерства: сооружает ужасную драматургию вдохновенно, с горящими глазами творца.
Он закрыт тысячью запоров, и зритель кожей чует в нем опасность.
на данный момент прольется чья-то кровь…
В Ганнибале Кларисса – всего лишь функция в сюжете, а Лектер гуляет на свободе и стал милым джентльменом, на эмоциональном уровне неспособным возбудить хотя бы опасение. Ушли скрытая угроза и загадка, гигант съежился, уникум стал обыкновенным, исчадие ада – киноманьяком, адекватной замены тысяче запоров сценарист не отыскал. Картина лишена главного преимущества Ягнят – воображения.
Финальная сцена с поеданием и вскрытием черепа живого мозга приводит к рвотному эффекту, но не шок – по причине того, что в более красивом варианте уже была отработана в Индиане Джонсе, и вдобавок раньше – в Собачьей судьбе Якопетти; действительно, и в том и другом случае это был череп обезьяний и входил в меню индонезийских гурманов. Шок же вызывает то событие, что мозг предлагают отведать ребенку, – это уже практически знак суицидального состояния киноумов, в то время, когда все не запрещаеться и эстафета поколений понимается как эстафета неизбежного зла.
Фильм Демме держался на психотерапевтической задачке. Задача решена, сюжет исчерпан, развивать его некуда, и нет в том потребности. Сиквел сделан с целью развить не тему, а успех: культовые персонажи сами по себе позовут зрителей к кассе. Так и произошло: в первоначальный же уик-энд заработано 58 млн., а сейчас и 163 млн. долларов. В мире сбор достиг 300 миллионов и скоро растет. Какие конкретно слова звучат по окончании сеанса – для кассы значения уже не имеет.
Возможно предвидеть, что в случае если господин Энтони выполнит угрозу и через год выстрелит Ганнибала 2, то зрители обречены раскошелиться – любопытство великая сила. Кроме того в Италии, где публику рвет на протяжении сеанса, и трех нервных было нужно госпитализировать, фильм побил все рекорды, установленные его американскими предшественниками.
Определив о требовании итальянской цензуры вырезать тошнотворные эпизоды, Энтони Хопкинс заговорил о свободе творчества: Цензура – это тирания! У Шекспира было куда больше крови. К тому же никто никого не заставляет наблюдать Ганнибала насильно!
Американская пресса о Ганнибале:
Довольно глупо, не смотря на то, что поставлено очень мило (Нью-Йорк таймс).
Ганнибал не просто компрометирует собственного предшественника, но и оскорбляет зрителей – во-первых, пичкая их неинтересной туполобостью, во-вторых, угощая спекшейся кровью и выдавая ее за изысканное блюдо. (Детройт фри пресс).
Жирный кусок садизма (Слэйт).
Омерзительный, тошнотворный и неинтересный Ганнибал – возможный кандидат на звание нехорошего фильма этого года. А быть может, и будущего. (Salon.com).
VIP:
Ридли Скотт
Появился в 1937 в Англии, начинал живописцем на BBC, в том месте же начинал как режиссер. Кинодебют – Дуэлянты (1977, спецприз жюри в Канне). Первый громадный успех – Чужие (1979).
Среди основных картин Бегущий по лезвию бритвы, Тельма и Луиза, Тёмный ливень, Гладиатор (12 номинаций на Вручения Оскара).
Энтони Хопкинс
соотечественник и Ровесник Скотта. Уже был известен как театральный актер, в то время, когда сыграл Ричарда Львиное сердце в фильме Лев зимний период (1968). Роль Ганнибала в Молчании ягнят принесла ему Вручения Оскара (1991).
Среди основных фильмов – Легенды осени, Дракула Брэма Стокера; сыграл президента Никсона у Оливера Стоуна и Пабло Пикассо у Джеймса Айвори.
Джулианна Мур
Появилась в 1961, настоящее имя Джулия Смит. Окончив Бостонский университет, игралась в театрах офф-Бродвей, кинодебют был неудачен. Одна из первых успехов – Елена в фильме Луи Малля Дядя Ваня с 42-й улицы (по Чехову, 1994).
Громадный успех в Магнолии Пола Андерсона (2000). Сыграла вместе с Энтони Хопкинсом в Живучем Пикассо (1996).