Ганнибал (сериал). рецензия зу, сезон 1
Для телевизионного, сериального мира 2013 год знаменуется, среди другого, завершение долгоигравшего шоу имени Декстера Моргана. С ума сойти — с 2006 года в течение восьми сезонов (завидное долголетие для телевизионного шоу) Декстер собирал массовую зрительскую аудиторию у малых экранов, ставя рейтинговые рекорды, выведя в настоящие звезды Майкла С. Холла и Дженнифер Карпентер, став настоящим явлением современного ТВ и доказав всем, как популярным возможно сериал, главным храбрецом которого есть серийный убийца и маньяк. В каком-то смысле Декстер собой новую золотую эру хоррора и триллера на каналах.
И вот король… не то, что погиб — король ушел. Заведомо было заявлено, что восьмой сезон шоу станет последним и что в истории маньяка, убивающего вторых маньяков, будет поставлена точка.
В связи с чем уже в 2012 году заокеанские телевизионщики всех мастей начали деятельно разрабатывать сходу пара амбициозных проектов, центральными персонажами которых должны были стать серийники. Практически сходу определились три кита, на каковые очевидно делались большие ставки боссами кабельных телестудий и сетей: громадные бюджеты, состоявшиеся знаменитости на основных ролях…
Мотель Бэйтсов с Верой Фармига в роли мамаши молодого Норми Бэйтса — того самого, что убивал заезжих женщин в великой классике Альфреда Хичкока Психо. Кевин Бейкон и Джеймс Пьюрфой в сериале Кевина Уильямсона (создатель франчайза Крик и хитового шоу Ежедневники вампира) Преследование (a.k.a. Последователи).
И — чуть ли не основной маньяк в истории кинематографа — врач Лектер собственной персоной в сериале Ганнибал.
Последний действительно вознамерился заткнуть за пояс всех соперников. Об этом говорили многие факторы, как-то: никаких тестов пилотными эпизодами — студия сходу выкупила полный набор серий всего первого сезона; у руля проекта поднялись узнаваемый продюсер Брайан Фуллер и режиссер Дэвид Слэйд (Леденец, 30 дней ночи, и одна из частей сумеречной саги); кастинг шоу можно назвать самым богатым на узнаваемые имена среди всех новинок телесезона — Лоуренс Фишбёрн и Джиллиан Андерсон как постоянные участники, Лэнс Хенриксен и другие заслуженные люди в качестве гостевых звезд.
Нельзя сказать, что господин Фуллер и его команда ничем не рисковали. Сомнений была масса. Начнем с того, что в базу сериала лег первый роман Томаса Харриса о Ганнибале Лектере, Красный дракон. Неприятность в том, что книга эта уже два раза экранизировалась, как и все остальные романы о враче.
То бишь любой зритель уже заблаговременно так или иначе знал, чем все в итоге закончится: врач попадет в клинику для очень страшных душевнобольных преступников, Уилл Джек и Грэм Кроуфорд останутся живы-здоровы, репортер Фредди Лаундс будет убита Фрэнсисом Доллархайдом — и т.д., и т.п. Как сохранить важную интригу при таком раскладе?..
Во-вторых, Энтони Хопкинс создал такой идеальный образ маньяка в шедевральном Молчании ягнят, что сам был закрыт в ловушке данной роли. Всегда, в то время, когда мы видели Хопкинса в кино — неизбежно вспоминали доктора Лектера. И всегда, в то время, когда имя Лектера где-либо виделось — мы неизбежно вспоминали оскароносного сэра Энтони.
По в полной мере понятным обстоятельствам (и возраст, и статус) Хопкинс ну никак не имел возможности покажется в сериале, дабы в очередной раз воплотить на экране Ганнибала.
В-третьих, создатели шоу пошли на дополнительные риски, внеся достаточно важные трансформации не только в историю взаимоотношений Уилла доктора и Грэма Лектера, но и в характеры персонажей, привычных зрителям и читателям. Фредди Лаундс из неприятного толстого мужика превратился в очаровательную даму. Джек Кроуфорд поменял цвет кожи.
Уилл Грэм из хладнокровного интеллектуала, тонко осознающего мотивы серийных убийц, перешел в разряд неуравновешенных невротиков, стал частично аутистом, владеющим, к тому же, чуть ли не экстрасенсорными свойствами.
Наконец, в-четвертых, Ганнибал стал очень ожесточённым и кровавым телесериалом, превзойдя по этим показателям, пожалуй, всех собственных соперников.
С учетом всего этого, риски Фуллера, Слэйда и Ко были огромные. И сначала, в то время, когда шоу не делало особенных рейтингов, казалось, что юноши близки в провалу.
По счастью, всего лишь показалось. Пускай в какой-то момент будущее сериала и висела на волоске — особенно, в то время, когда отдельные локальные телесети в отдельных штатах начали отказываться от демонстрации шоу по обстоятельству его жестокости. Другими словами в-четвертых все-таки сыграло определенную негативную роль.
Но не более того!
По причине того, что во всем остальном создатели сериала предугадали. Мадс Миккельсен и Хью Дэнси в ролях Ганнибала и Уилла составили замечательнейший дуэт, замечательно дополняя один другого. Совсем не похожий снаружи на Хопкинса Мадс был столь же холоден, безжалостен, изощрен и извращен, как настоящий киношный врач Лектер, а основное — глаза, взор Ганнибала из сериала до сумасшествия схож с мертвыми, лишенными чувств глазами Лектера-Хопкинса.
Полным антиподом врачу стал Уилл Грэм — бесплатно что наподобие как устремленный прежде всего вовнутрь себя самого человек, он предстал перед зрителями всегда метущимся, мучающимся, преследуемым болезнями и кошмарами человеком с весьма узкой душевной партитурой, на которой врач Лектер игрался в течение всего первого сезона, как на пианино.
Джек Кроуфорд и Фредди Лаундс добавили актерскому ансамблю еще больше яркости и харизмы. Совместно эта четверка затмила собой большая часть вторых участников развивающихся событий — ни врач Чилтон, ни ассистенты Кроуфорда, ни кроме того многие маньяки, оказавшиеся в том либо другом эпизоде, сравниться с Уиллом, Джеком, Фредди и самим Ганнибалом не могли.
К слову о маньяках. Громадной бедой подобного рода сериалов стал определенный избыток этих последних. Те же Последователи во многом погорели по причине того, что психи и всевозможные убийцы в каждой серии валились со всех сторон чуть ли не пачками, тогда как основной маньяк торчал в собственной камере и ничего не делал, а лишь болтал с умным видом. Все это добавило шоу абсурдности и, в итоге, скоро прискучило зрителям.
Ганнибал, как казалось в какой-то момент, рискует наступить на те же грабли. Но, во-первых, большая часть местных маньяков были в полной мере самодостаточны, очень необыкновенны и увлекательны сами по себе. А во-вторых, ближе к финалу побочные сюжетные линии с расследованиями деяний отдельных личностей, пускай кроме того и броских, были покинуты в стороне, внимание зрителей концентрировалось уже в полной мере конкретно на незримом противостоянии врача Лектера и его больного.
Придать значение Фуллеру сотоварищи направляться и за то бережное внимание, с которым они отнеслись не к букве, но к духу книг Томаса Харриса и их лучших экранизаций. За это возможно забыть обиду бессчётные вольности с сюжетом. Несложнее несложного так как было сделать из Лектера этакого милого ассистента FBI, что да, где-то в том месте кого-то сам убивает, но в общем и целом добросовестно содействует поимке и поиску вторых убийц.
Подобный подход был бы и понятен, а также простителен, поскольку мало кто ожидал, что в сериале покажется подлинный Лектер, монстр с интеллектом как замечательным, так же и ужасающим. Телевидение же…
На деле создателям шоу именно удалось основное — явить миру Ганнибала как раз таким, каким тот и должен быть: ожесточённым, изощреннейшим садистом, талантливым выкрутится из любой ситуации любителем узких психотерапевтических игр, каковые чудовищно трансформируют психику любого сталкивающегося с врачом человека. И вот как раз тут не было возможности обойтись без того самого насилия, что так не пришлось по нраву управлению отдельных телевизионных вещателей в Соединенных Штатах.
Не потому кроме того, что врач Лектер обязан был кого-то жестоко убивать — в итоге многие правонарушения в полной мере имели возможность остаться и за кадром. Но, отнять у нас многих эффектно обставленных мучений и сцен смерти, создатели имели возможность бы убить тот самый дух, ту самую воздух мрачного, ожесточённого триллера, которой владеют лучшие фильмы о Ганнибале и такие эталоны жанра как Семь Дэвида Финчера.
Необычное дело — в первый раз в истории в число для того чтобы рода образцов для подражания в жанре триллера может попасть телевизионный многосерийный фильм. В случае если, само собой разумеется, господин Фуллер, господин Слэйд и компания не уронят планку во втором сезоне. Начали они за здравие.