Город бога
Последний бразильский фильм, что я взглянул, именовался “Генералы песчаных карьеров”. Как давно это было! И вот появилась возможность заметить новейший киношедевр из страны крокодилов, кофе и футбола.
Про сериалы я молчу.
Из-за чего шедевр? “Город Всевышнего” был отмечен четырьмя главными номинациями на “Оскар-2004? (за лучшую режиссеру, операторскую работу, монтаж и адаптированный сценарий) и занимает сейчас 34-е место в перечне “250 лучших фильмов всех времен по оценкам зрителей” на сайте Imdb.com. Выше него из тех же претендентов на “Оскар” – лишь “Возвращение короля”. Это говорит о многом.
Воздействие фильма происходит в одном из беднейших пригородов Рио Де Жанейро, именованным как “Город Всевышнего” (Cidade De Deus). Уже в самом заглавии проскальзывает неприятная ирония – похоже, что Всевышний ни при каких обстоятельствах не обращал на данный район собственный взгляд. В том месте царит кроме того не бедность, а нищета.
Участь фактически всех жителей Города Всевышнего незавидна: тяжёлый физический труд от восхода солнца до заката либо рискованный бизнес с оружием в руках. Второе – удел молодых.
От лица одного из таких парней и ведется повествование. Его имя – Рокет. Он говорит зрителям историю происхождения в Городе Всевышнего детской оргпреступности.
Сам рассказчик пребывал в стороне от этих событий, иногда заплывая на чужую тут и территорию же ее покидая, но всё зарождалось на его глазах.
А в начале была “неразлучная троица”: трое уже достаточно взрослых парней по кличке Лохматый, Шустрый и Простак. Отчаянные, но недалекие парни. Они промышляли по мелочи. То грузовик с керосином остановят, заберут у водителя все деньги, а груз раздадут местным обитателям, то ограбят кого-нибудь. И все где-то рядом, о богатых районах троица кроме того не помышляла. Дворовая ребятня гордилась местными храбрецами и мало их побаивалась. Рокет был родным братом Простака.
Чуть более умным и острожным, чем тот, да и родственные связи ограждали мальчика от проблем.
Финиш “неразлучной троицы” был делом времени, и скоро оно наступило. Парни ощущали, что созрели для громадных дел, но их желание не подкреплялось соответствующей организацией и подготовкой. Идею внес предложение малец по прозвищу “Кроха Фишка”, ставший косвенным могильщиком банды. Приятелям она понравилась, но в итоге вышла боком.
Это дело стало последним для “неразлучной троицы”.
Трон опустел. Как выяснилось – ненадолго. Это место было как словно бы намерено создано для него – храброго, сильного, изворотливого и ожесточённого психопата …. Малыша Фишки.
Он вырос, заматерел и взошел на пьедестал божком, дабы со временем стать Всевышним, новоявленным Малышом Дзе.
А на месте ушедших уже всходила юная поросль. Преемственность была на лицо.
“Город Всевышнего” – национальная версия “Банд Нью-Йорка”. Низкобюджетная, несовершенная, в чем-то кроме того кустарная, но свежая и практически привлекательная. Само собой разумеется, масштабы тут не те, и Кроха Дзе выглядит легко смешно на фоне мясника Каттинга из “Банд Нью-Йорка”, и логика тут хромает. А вот с инстинктами все в порядке.
На них то и вся надежда.
Дети, убивающие детей, и до конца не осознающие последствия собственных действий, кроме того не талантливые еще толком отличить грань между реальной жизнью и игрой, не смогут не шокировать зрителей. Кинутые на произвол судьбы всегда занятыми родителями, вежливые улицей, они вершат судьбы, руководствуясь эмоциями и сиюминутными желаниями.
“Город Всевышнего” – это место, где эмоции и поступки давят зачатки разума, это извращенный материализм, человеческие джунгли.
Как-то дико на это наблюдать. Помой-му и не психушка перед тобой, не зоопарк, а сознания так мало, что делается мало больно от одной мысли, что такое вероятно. А, наверное, что Паоло Линс писал собственную книгу (лежащую в базе сюжета) не на безлюдном месте.
И это во второй половине двадцатого века!
Детализация истории не так хороша как неспециализированный план. Штампов много, возможно не в чистом виде, а с бразильским колоритом, но они портят неспециализированное чувство от картины.
Фильм смотрится хорошо, и снят он без изысков, живенько, со вкусом. Но мне он как-то не приглянулся, не запал в душу. Не смотря на то, что имел возможность бы.
Возможно, это был просто не мой сутки.