Иннокентий смоктуновский: космический актер и… ломовая лошадь
К юбилею Иннокентия Смоктуновского телевидение приурочило показ: программы «Острова», спектакля МХАТ «Иванов» ( 28 марта, «Российская Федерация К»), фильмов «Неотправленное письмо» ( 28 марта, Первый канал), «Женский портной» ( 29 марта, «Российская Федерация К»).
В эти мартовские дни за громадным круглым столом соберется семья великого актера. Звенят бокалы по случаю 85-летия Иннокентия Михайловича, воспоминания наполняют воздушное пространство студии…
Воспоминаниями делится с Около ТВ дочь актера Мария Смоктуновская.
Не забывайте известный эпизод в фильме «Москва слезам не верит», где героини приветствуют легендарных актеров и пристают с расспросами на проходной к скромному человеку: «А вы также актер? Как ваша фамилия?» — «Мое имя вам ничего не сообщит: Смоктуновский. Ну что?»
Иннокентий Михайлович сыграл данный эпизод, уже будучи самым популярным актером страны, — так он отдавал дань неприкаянной молодости, в то время, когда и его забывали на проходных, в то время, когда и его имя не вызывало никаких зрительских чувств. Спустя десятилетия фамилия Смоктуновский загремит на целый СССР. Актера нет с нами уже 16 лет, а имя значитдля миллионов зрителей многое.
— Мария Иннокентьевна, вам ни при каких обстоятельствах не мешало, что ваш отец — великий актер?
— И при жизни, и по сей день он оставался для меня в первую очередь обожаемым папой, а уж позже актером. Само собой разумеется, я постоянно осознавала масштаб его личности, но дома-то он эти «масштабы» не демонстрировал.
— Но говорят, в то время, когда его задавали вопросы: «Вычисляете ли вы себя гением?», он, робко потупив глаза, еле слышно отвечал: «Да…»
— в один раз данный вопрос ему задали в моем присутствии, и он ответил совсем в противном случае: «Гениальность определяется временем, а я ломовая лошадь». Отец, и действительно, был немыслимым тружеником. Но, думаю, он все-таки знал себе цену.
Как-то они летели в самолете вместе с Олегом Ефремовым, с которым весьма сдружились на фильме «Берегись автомобиля». И внезапно заспорили о… (смеется) масштабах дара друг друга. Отец, глядя в иллюминатор и, по всей видимости, вдохновленный небесными видами, сообщил: «А знаешь, Олег, я так как космический актер».
— Как мы знаем, что Смоктуновский, пребывавший тогда в статусе «наилучшего Гамлета», не желал сниматься в фильме «Берегись автомобиля». Это вследствие того что образ Деточкина ему показался через чур небольшим и жуликоватым?
— Нет, это не верно. Отец был весьма переутомлен в тот период и очень сильно простужен. К тому же только что показалась на свет я… Родители приходили в себя на даче. Там-то их и настиг Эльдар Рязанов. И как он лишь отыскал отца в данной глухомани? Отечественная дача размешалась под Ленинградом.
Шли проливные дожди, дороги развезло, и однако Рязанов прорвался. Он показался в проеме дверей, с его плаща текли ручьи, от него самого валил пар. Тут же с порога он принялся уговаривать отца на роль Деточкина. Мама ходила сосредоточенная и жёсткая, всем своим видом показывая , что не одобряет всего происходящего. Но отца пленила режиссерская твердость Эльдара Александровича.
Он дал согласие и потом данной ролью кроме того гордился.
— Сын Никулина говорил мне, что идею этого фильма Рязанову принес как раз Юрий Владимирович, и, само собой разумеется, он втайне сохранял надежду, что режиссер поручит играться Деточкина ему. Потом Никулин постоянно выключал телевизор, в то время, когда шел фильм «Берегись автомобиля», — от обиды.
— По-моему, Никулин не смог принимать участие в фильме, по причине того, что у него была сломана нога. Возможно, Юрий Владимирович сыграл бы Деточкина еще забавнее, но в данной картине так как не забавное было главным. Продемонстрировать наивность, трогательность персонажа — вот какова была задача, и отец с ней блестяще справился.
— А ведь начало жизненного пути Смоктуновского совсем не обладало к будущей звездной карьере?
— Отец появился в деревне Татьяновка Красноярского края. Его родители — простые крестьяне. Мой дед — большой, большой, сильный, радостный человек — по всей видимости, был не лишен природного артистизма. В то время, когда веселье обуревало его, он устраивал клоунские представления, что весьма злило бабушку.
На селе был ужасный голод. дедушка и Бабушка, которым тяжело было содержать громадную семью, отдали его брата и папу Володю на воспитание бездетной тетке. Позже семья бежала от голода в Красноярск.
Там-то отец и начал ходить в театр.
Его завораживала эта неизменно торжественная воздух. Отец довольно часто говорил, как его особенно потрясал актер, что, страшно вращая глазами, кричал со сцены: «О, металл, ты погубил меня!» Отец позже пробовал отыскать эту пьесу и осознать, что за металл погубил храбреца, но так и не смог этого сделать…
А позже началась война. Дедушка пропал без вести в 1942-м. Отец — совсем молоденький мальчишка — также отправился на фронт.
— Фронтовая биография Смоктуновского — это пример отчаянного мужества и цепь немыслимых чудес, не так ли?
— Отец вправду чудесным образом остался жив. Сразу же попал в самое пекло — на Курскую дугу. Позже был плен. Месяц и 4 дня он провел в германском лагере. Обессилел, оголодал страшно. И осознав, что хуже уже не будет, решился бежать.
Ему это удалось. Продолжительно скрывался в лесах от немцев, пока не отыскал приют в одной из украинских сёл, семья Шевчуков приютила его, отогрела, отмыла, выходила… Отец всю жизнь не забывал этих людей, они кроме того приезжали позже к нам в Ленинград. В то время, когда отец окреп, вступил в партизанский отряд, сражался. Позже отряд влился в ряды Красной армии, которая освобождала Польшу.
Закончил отец войну уже в Германии, так что он прошел целый путь до конца. Был двукратно награжден медалью «За отвагу». Спасение из плена он постоянно воспринимал как чудо и думал, что Всевышний покинул его жить чтобы он свершил что-то большое.
Возможно, чтобы он сыграл роль «князя Христоса» — Мышкина?
— Эту роль в легендарном спектакле БДТ, поставленном Георгием Товстоноговым, Смоктуновский ставил кроме того выше собственного триумфального Гамлета. Из-за чего?
— Я не видела данной работы — меня еще на свете не было, — но мама довольно часто вспоминает, что Мышкин в изображении папы был неординарно живым. На первых двух спектаклях «Идиота» оставались еще свободные места, а дальше началось такое… Люди приезжали из вторых городов — «на Мышкина». Из-за наплыва зрителей вызывали кроме того конную милицию. В театре на этом спектакле велось хронометрирование аплодисментов.
Рекорд составлял 42 60 секунд по окончании окончания спектакля!
— И за Смоктуновским с того времени закрепилось амплуа «неврастеника»…
— Думаю, отец собственными ролями опроверг все представления об амплуа. Он мог быть очень трагичным, но бывал и поразительно забавным. Не забывайте его живописца Мерлуша в «Ловушке для одинокого мужчины»?
А его авторитет Принц в фильме «Гений»?
— Кстати, в этом фильме в эпизоде снималась и я — в роли парикмахерши, которая знакомит главных героев. Обязана сообщить: следить за отцом в моменты съёмок и репетиций было очень поучительно. А как он делал собственными руками грим — мне, себе!
— У большинства из побывавших в плену карьера позже не складывалась — им везде приходилось обосновывать, что они не предатели отчизны. Были ли подобные препоны на пути вашего отца?
— На первых порах он вправду опасался, что за данный факт биографии его смогут наказать, исходя из этого решил затеряться, для чего и выбрал Норильск — столицу ГУЛАГа. В тамошнем театре он и познакомился с отбывавшим наказание Георгием Жженовым. Папе платили гроши, и Жженов, видя, как юный актер чуть сводит концы с концами, дал совет ему заняться фотографией: по окончании войны весьма многим людям хотелось запечатлеть собственных храбрецов, от заказов отбоя не было.
Жженов одолжил папе денег на фотоаппарат, и отец начал подрабатывать. Хороший совет спас его от голода и наградил хорошей привычкой — отец позже частенько брал в руки камеру и фотографировал нас на даче. Тот же Жженов дал папе еще один умный совет: «Я зэк и никуда из этого уехать не могу, а тебе в данной глуши делать нечего.
Уезжай!» И отец с Севера уехал на юг, в Махачкалу.
— А в том месте уже повстречались другие хорошие люди — актеры сестра и брат Марковы, каковые во многом выяснили судьбу вашего отца?
— Римма и Леонид Марковы — юные столичные актеры — приехали посетить собственных своих родителей в Махачкалу. В один из вечеров пошли в театр и заметили Смоктуновского в роли Хлестакова. Всю последующую судьбу они говорили, что для того чтобы Хлестакова не видели больше ни при каких обстоятельствах. А тогда они примчались к папе в гримерную и, перебивая друг друга, принялись его горячо убеждать: «Актеру с вашей манерой, вашим даром нечего делать в провинции!
Приезжайте в отечественный театр в Москву!» Отец послушался и дал весточку главному режиссеру Театра Ленинского комсомола Софье Владимировне Гиацинтовой: «Готов приехать постоянную работу». Сообщено — сделано. Отец приехал в Москву. На первых порах он кроме того жил у Марковых в их маленькой комнатке при театре. Дремал на подоконнике. Гиацинтова, взглянув папу, извинившись, заявила, что в театре на данный момент нет штатных единиц, и в случае если его устроят роли в массовке — пускай остается.
Отец остался. И не прогадал! В том же театре он скоро отыскал собственную любовь — мою маму. А познакомились они так.
Отец вводился в новую роль в спектакле «Юноша из отечественного города». Ему достался костюм с чужого плеча, причем его обладатель был, по всей видимости, гренадерского роста. Отец пришел в пошивочный цех прося подогнать под него костюм.
Мама трудилась заведующей цехом, и под ее строгим контролем молодому актеру сделали все, как необходимо. Мама произвела на отца яркое впечатление — прекрасная, стройная, с копной вьющихся каштановых волос, одетая в актуальные, пошитые собственными руками вещи… В общем, отец влюбился. Они бегали совместно обедать.
Он приходил к ней в цех с малюсенькими букетиками ландышей либо подснежников. И скоро сделал предложение. Действительно, позже чуть было не забрал его обратно: у него появились сомнения — какой, дескать, он жених с непостоянной работой не в штате.
Но тут уж мама показала упорство.
У мамы библейское имя — Суламифь, но отец неизменно ее кликал Соломкой. Она и имеется соломинка, за которую возможно ухватиться в тяжёлую 60 секунд. Неизменно в хорошем настроении, неизменно поджидавшая мужа с накрытом столом, на котором дымились любимые им потрясающие котлеты и борщи… на данный момент актеры для того чтобы уровня, как отец, имеют стилистов, пресс-секретарей.
А тогда все эти роли делала для папы мама. Она перевоплотила отечественный дом в крепость, где у папы был надежный тыл, жизненная опора, очаг, у которого он имел возможность набраться покоя и сил. Видя мужа усталым либо раздраженным, мама тут же сказала нам с братом: «Не теребите сейчас отца, ведите себя потише.
— Простите, Мария Иннокентьевна, не могу не задать вопрос: как же в эти идиллические отношения вписывались увлечения вашего отца, скажем, его роман с Анастасией Вертинской?
— Почему-то в обществе так принято, что мужчина может себе позволить увлечения, а дама — нет. Да, отец был увлечен Вертинской. Она была его партнершей по фильму «Гамлет», и в какой-то момент экранная любовь влилась в судьбу. На мой взор, фильм лишь победил от этого, наполнился настоящими чувствами.
А мама… она не была ревнивым человеком. И в случае если ей в какой-то момент бывало не легко, она умела это скрывать и не мешать творчеству. Я так сообщу: «В случае если отец был очень способный актер, то мама — совсем очень способная супруга».
— У вашей мамы так как собственная весьма увлекательная биография?
— Мама появилась в Иерусалиме в 1925 году. Ее романтически-смелая мама уехала в свое время из Литвы в Палестину строить коммуны — кибуцы. Позже бабушка загорелась идеей построения коммунизма в Российской Федерации и, покинув мужа, забрав с собой трех мелких дочерей, села на пароход. Их — таких энтузиастов — было пара человек, они везли с собой сельскохозяйственную технику, дабы оказать помощь советским колхозам.
Причалили они в Крыму в первой половине 30-ых годов двадцатого века. Выстроить коммунизм не получилось. Они появились в каких-то степях в Саки, оборудование у них тут же отобрали. В общем, поскитавшись, моя деятельная неунывающая красавица-бабушка познакомилась с живописцем Михаилом Кошманом, очаровала его и вышла замуж.
Он и стал отцом для трех девочек. Мама унаследовала от бабушки деловитость и красоту. Она стала гениальным живописцем по костюмам.
И потом придумывала папе элегантные, импозантные образы — с платочками в тон галстуку, шляпами.
— Отец родом из деревни, откуда это рвение к аристократизму?
— Ну вот обожал он белые рубахи, галстуки… А деревенское проступало. Любовь к почва — это так как свойство деревенских людей? Так вот отец обожал заниматься почвой.
На даче под Ленинградом мама с папой выращивали клубнику и делали потрясающие цветники. Отец из всех зарубежных поездок привозил семена. У нас уже тогда была альпийская горка, причем булыжники для нее отец приносил с… так называемой линии Маннергейма — границы, где проходила война с финнами. Через камни прорастали ласковые цветочки — «разбитое сердце». Еще не забываю белые большие ромашки ростом с меня тогдашнюю.
Были березки, под которыми отец с свойственным ему художественным вкусом высадил голубое озерцо незабудок. Он по большому счету был рукастый, имел возможность, к примеру, починить электророзетку, прибить книжные полки. У него была любимая дрель, и он очень с радостью пускал ее в дело.
— Сообщите, а каков был материальный уровень семьи, поскольку Смоктуновский был Героем Социалистического Труда, лауреатом Ленинской премии?
— Ну материальное благополучие произошло не сходу. В то время, когда поступило предложение от Товстоноова сыграть роль Мышкина, родители переехали в Ленинград и ютились в комнатке в трехкомнатной квартире. Позже появились мы с братом, соседи съехали, и эта трехкомнатная досталась нам. Я появилась в 1965 году — это было время успеха «Гамлета».
Само собой разумеется, материальный уровень семьи уже был в полной мере приличным. «Гамлет» так как забрал все мыслимые интернациональные премии. Позже была Ленинская премия. Успех этого фильма Козинцева по большому счету был невообразимым, отец был признан лучшим актером кроме того в Англии!
Отцу отправили более 12 тысяч писем — и в каждом зрители писали: как раз таким мы себе и воображали Гамлета. А отец смеялся: «Как же мне удалось отыскать это представление тысяч людей?!»
— Но за славу было нужно расплатиться и сыграть роль Ленина?
— Отец играл роль Ленина два раза. Грим накладывался в течение двух часов, и, представьте, Смоктуновский становился похожим на вождя! Но, оба фильма прошли незаметно и не взяли зрительского признания.
Чем очень способнее человек, тем больше о нем преданий. Об Иннокентии Смоктуновском имеется также большое количество актерских баек. Одна из них такова. В семидесятые годы Смоктуновского пригласили в один из областных центров как вероятного кандидата в депутаты ВС СССР. Был организован банкет и пышный приём, на котором Смоктуновский сказал таковой тост: «Я желаю выпить за то, дабы прилавки отечественных магазинов заполнились и на столах отечественных избирателей показались такие же яства, каковые я вижу тут».
Стоит ли удивляться, из-за чего Иннокентий Михайлович так и не стал депутатом?
— Актерский мир — сложный, в нем большое количество завистей, ревностей. Как складывались у отца отношения с сотрудниками?
— Отец не был конфликтным человеком. Но актерская профессия такова, что предполагает соперничество и борьбу. Любой актер пытается к самобытному существованию в образе, в этот самый момент уж не до коллективизма. Но папе получалось сохранять хорошие отношения во МХАТе, его и сейчас по-хорошему вспоминают и Станислав Любшин, и Ирина Мирошниченко. Особенно дружен отец был, как я уже сказала, с Олегом Ефремовым, Андреем Поповым.
Но, все это не означает, что отец не может был показать твёрдую позицию, в случае если вычислял это нужным. Для него роль — это было все. Он погружался в нее, пробовал добавить какие-то живые краски, черты а также иногда придумывал собственные варианты диалогов.
Конечно, не всем режиссерам это нравилось, но отец умел отстаивать собственную точку зрения, и в спорах значительно чаще и рождались необычные находки.
— А действительно, что ваш папа всю жизнь страдал от того, что его обвиняли в «шепетильно скрываемом еврействе»?
— Отец по происхождению белорус. Его настоящая фамилия Смоктунович. Его прадед был егерем и случайно убил в Беловежской пуще зубра.
За это семью сослали в Сибирь, где и показался на свет мой папа. Но вправду папу все время почему-то обвиняли в том, что он скрывает иудейские корни.
Директор норильского театра кроме того потребовал, дабы отец поменял фамилию на Славянин. Отец сопротивлялся. Сошлись на том, что «вызывающее большие сомнения» окончание «-вич» он поменяет на «-ский».
А по большому счету отец был громадным интернационалистом. Он игрался иудеев и в «Женском портном», и у Бондарчука и, по-моему, проникся сутью национального характера народа, представительницу которого он полюбил.
— Как он вас воспитывал?
— Нас с братом баловали и обожали. Из всех поездок отец привозил шикарные подарки. Я писала собственную записочку: «Привези мне платьице, красненькое!» Брат — собственную: «Последние диски «Роллинг» и «Битлз-стоунз». И отец все привозил! Ботинки, платья, куклы и их игрушечную одежку — все поразительно прекрасное, мне думается, на данный момент и нет таких вещей.
А какие конкретно бусы и чудесные платья он привозил маме! Наказывал ли он нас? Мне, к примеру, хватало сурового слова и строгого взгляда. Я была достаточно беспроблемным ребенком, обучалась сперва в британской спецшколе, позже в хореографическом училище.
Отец приходил на занятия, ему нравились мои танцы. И не смотря на то, что он был лично знаком с Юрием Григоровичем, но в Громадный театр меня забрали без блата. Папе так хотелось гордиться отечественными удачами!
— Оправдали надежды отца?
— В театре не сложилось — подкачали физические эти, не смотря на то, что я была старательной и целеустремленной. Позже мы с братом пробовали играться в кино. Брат сыграл, к примеру, роль герцога в «Мелких катастрофах» Швейцера, у меня были маленькие роли в «Женском портном». «Зависти всевышних». А позже в кино настала эра безвременья, и в то время, когда мне внесли предложение работу в музее МХАТа, я дала согласие.
В том месте до сих пор и тружусь. Но, надежд на кинокарьеру не оставляю. И дабы держать себя в форме, время от времени играюсь в моноспектакле «Меня покинули жить», поставленном по книге воспоминаний отца.
— Вы чувствуете присутствие отца в вашей повседневной жизни?
— В то время, когда наблюдаю на небо. В том месте имеется малая планета, названная «Иннокентий Смоктуновский», под номером 4926. Когда-то в собственной книге «Быть» отец, вспоминая собственное детство, написал: «Довольно часто поздним летним вечером на полу, под крышей, запрокинувшись на пояснице, лежал, весело замирая под властью чёрного, звездного неба, и Млечный путь, казалось, завораживал собственной далью и давал слово в конце упрочнений, труда и познаний приобщить к собственному вечному мерцанию…» Воображаете, ребенком он уже ощущал, что рожден для чего-то неординарного! И предощущение не одурачило, пророчество свершилось — папина планета сейчас приобщилась к «вечному мерцанию».
Разговаривала Илона ЕГИАЗАРОВА