Экипаж без командира. 8 декабря ушел из жизни великий артист георгий жженов

экипаж

Еще при жизни ему поставили монумент. Не в Ленинграде, где он появился и обучался. И не в Москве, куда перебрался в 68-м.

Монумент показался в Челябинске, где актер довольно часто бывал на гастролях. И вдобавок в актерской биографии Жженова были киностудия в Свердловске, театры в Павлове и Норильске-на-Оке – в том месте уроженец Петрограда был не по собственной воле…

«О лагерях не распространялся»

На протяжении съемок в фильме «Комсомольск» в 38-м году Жженов познакомился с американским дипломатом. Случайная встреча стала причиной тому, что 23-летнего актера арестовали и обвинили в шпионаже. 17 лет он провел в ссылках и лагерях.

В интервью на нередкие вопросы о том, как ему удалось не сломаться, отвечал: «Выжить мне помогли юность, привычка к физическому труду и здоровье. И вдобавок я был малоинтеллигентным человеком – меня не истачивало чувство оскорбленности».

В 38 лет актер начал опытную судьбу с нуля. Трудился большое количество, как будто бы наверстывая потерянное – лишь за первые десять лет на свободе Георгий Степанович снялся в 20 картинах. А всего их в фильмографии актера более 60.

Самые узнаваемые – «Берегись автомобиля», «Чужая родня», «Тёплый снег», «Экипаж», фильмы о резиденте.

Играться подлецов категорически отказывался. «Я через чур много повидал их в жизни!» – отшучивался актер.

– В «Возвращении резидента» у нас было пара совместных сцен, – вспоминает актер Леонид Броневой. – Я игрался отрицательного храбреца, Жженов – хорошего. В то время я и не знал, что огромная часть его жизни прошла в лагерях – он об этом не распространялся. Жженов создавал чувство сдержанного человека – мы трудились безотлагательно, неординарно сильного духовно и физически.

Его руки были как будто бы металлические, они от кистей до локтя складывались из одних мышц – сказались учеба на акробатическом отделении циркового училища и каторжный труд в лагерях. Думаю, если бы снимали сцену драки, партнеру Жженова не поздоровилось бы. Он запомнился людям броскими добропорядочными поступками.

Мне говорили, как Георгий Степанович спас Иннокентия Смоктуновского, что некое время провел в Норильске (актер был пленным и бежал из плена), – Жженов написал письмо Аркадию Райкину прося взять на работу молодого актера. Это помогло Смоктуновскому подняться на ноги…

«Не гнался за славой»

Последние годы Георгий Степанович игрался в родном Театре им. Моссовета единственную роль в спектакле «На Золотом озере». В «великой пьесе о двух стариках», как именовал ее Жженов, он выходил на сцену с заслуженый артисткой России Ириной Карташевой.

Смерть актера для нее – тяжелый удар.

– Я утратила не только актёра и прекрасного человека, но и необычного партнера, – переживает Ирина Павловна, – за сутки до трагедии я сказала с его дочерью. Она заявила, что папе не хорошо… Последний раз мы игрались спектакль 3 октября – он шел превосходно, зал принимал его всей душой. Мне и в голову не имело возможности прийти, что больше Жженов ни при каких обстоятельствах не выйдет на сцену.

Он скрывал собственные болячки и жутко не обожал, в то время, когда о них расспрашивали. Георгий Степанович замечательно держался, был страно прямым и честным человеком – в случае если ему что-то не нравилось, сказал об этом иногда достаточно быстро. дрязги и Театральные интриги его не касались.

Сравнительно не так давно мы отмечали 90-летний юбилей Жженова – на этом мероприятии не было ничего надуманного и помпезного – но такие любовь и тепло шли из зала! Георгий Степанович, само собой разумеется, скорбел о том, что у него нет новой громадной работы.

К счастью, Жженов не был одиноким человеком – до последнего дня с ним были супруга Лидия Петровна, бывшая актриса, дочь Юля, трое внуков… Старшую внучку Поленьку Георгий Степанович обожал – она довольно часто сопровождала дедушку на пьесы, поддерживала его за кулисами. Две другие дочери актера живут не в столице.

– Он был человеком несложным и ясным, – говорит режиссер Александр Митта. – И весьма любящим собственную семью. Но будущее оставила на нем тяжелый отпечаток – чем-то напоминал мне математика Эйлера, немца, что продолжительно жил в Российской Федерации. В то время, когда он возвратился к себе, его задали вопрос: из-за чего вы все время молчите? И он ответил: я много лет прожил в стране, где за беседы иногда возможно было лишиться головы.

Георгий Степанович был достаточно замкнутым и осмотрительным. Он не гнался за славой. Представить его в текущей обстановке, в то время, когда одинаковые актеры переходят из сериала в сериал, легко нереально.

В то время, когда решался вопрос о роли, у него обычно была возможность оказать влияние на режиссера, забрать какую-то роль себе, но он этого не делал.

Не редкость смешно, в то время, когда слышишь, как нынешние звездочки, что кривляются на эстраде под фонограмму, именуют все это творчеством. А для Георгия Степановича кино было работой – творчеством он собственную игру ни при каких обстоятельствах не называл. Он практически врастал в роль. Дубли с ним возможно было не делать – они все равно получались один в один.

Я удивляюсь, как он, многие годы пребывав сперва на волосок от смерти, а позже – на пике славы, сохранил то, что взял в качестве подарка от природы – и талант, и способности, и себя самого, собственную душу. Так как часто бывает, что люди с годами становятся более черствыми, равнодушными и к тем вещам, каковые ни при каких обстоятельствах и ни за что не сделали бы ранее, начинают относиться нормально, как к должному. Совесть съеживается, жизнь заставляет портиться.

А он сохранился – его нет ничего, что поменяло. Это неизменно меня поражало.

«Особый»

– Я не могу сказать о Георгии Степановиче вот так, с ходу. Он через чур много для меня значит, – сообщил нам коллега и друг актера Сергей Юрский. – Перезвоните мне через час. И я напишу для вас эпитафию на смерть этого человека.

Для себя я назову данный текст «Особый».

Час спустя Сергей Юрьевич прочёл нам написанное.

– Георгий Жженов прожил весьма продолжительную судьбу. И потому плакать о нем нужно продолжительно. Через чур много мы не забываем и через чур много утратили с его уходом.

Георгий Степанович прожил броскую судьбу. Не многим выпадают такие опробования, как ему. Жизнь испытывала его болью, мукой, славой, призами, соблазнами. И из всех опробований Георгий Степанович вышел победителем. Исходя из этого плакать о нем нужно не горючими, а яркими слезами.

Он был нам опорой при жизни. Он остался нам примером и по окончании смерти.

Желаю отыскать в памяти две работы, сплотившие нас с ним. Спектакль «Похороны в Калифорнии», что я поставил в первой половине 80-ых годов XX века и где он играл основную роль. Игрался, на мой взор, великолепно. На излете тоталитарной эры спектакль был расценен как политический выпад и по окончании целого года борьбы, переделок и исправлений все-таки был запрещен.

Я кланяюсь Георгию Степановичу не только как красивому исполнителю роли, но как надежному товарищу, что не дрогнет и не утомится в отстаивании собственных убеждений.

Пара лет игрались мы с ним пьесу «Последний визитёр». Более ста представлений, гастроли в десятках городов. Какая радость – играться с таким партнером, поразительно совмещавшим артистизм и естественность.

Какое наслаждение – ездить в поездах, летать в самолетах, жить в отелях с человеком, что, имея восемь десятков лет за спиной, полон любопытства к судьбе, интереса к людям, полон внутренней энергии.

Поразительно, но так как прошло всего пара месяцев с того незабываемого представления на сцене Театра имени Моссовета, которое именовалось «Юбилей Георгия Жженова». Вы лишь вдумайтесь: данный человек появился до Октябрьской революции! Данный человек стал действующим лицом кинематографа и советского театра уже в тридцатые годы!

У этого человека забрали лучшую середину судьбы, но он стал любимцем вправду всеобщего масштаба! И у него хватило сил стать выдающимся артистом современного театра и кино!

И вот в марте этого 2005 года он стоял на сцене и сказал с аудиторией. И в течение продолжительного времени, принимая поздравления, отказывался сесть в приготовленное для него кресло. И самое основное – он в данный сутки блистательно сыграл собственную красивую роль в спектакле «На Золотом озере».

В траурный декабрьский сутки на той же сцене того же театра, что на три десятилетия стал его домом, мы, его товарищи, говорим о нем. Большое количество будем прощаться с ним, большое количество людей – его сотрудников, его товарищей, зрителей, почитателей будут постоянно помнить о нем. И в душе каждого вспыхнут собственные воспоминания.

Я отыщу в памяти фильмы, в которых он поведал о собственной любви к судьбе, и фильмы, в которых он поведал о русской истории как ведущий. Я еще раз буду поражен его актерской мощью и его людской преимуществом, которое разрешало ему сказать о себе с безотносительной откровенностью и без мельчайших сантиментов сказать о собственной стране, как человек, что в праве сказать о ней и обожать ее лично, по-своему. Поклонимся подвигу этого человека, что всей собственной судьбой утвердил достоинства и сочетание таланта.

Как уходили кумиры — Георгий Жжёнов


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: