Конан-варвар. рецензия
Имя семь дней — это легенда. Это армия фанатов, это телевизионный сериал, мультсериал, пара фильмов, комиксы, серия книг, среди авторов которых имеется и русские авторы (но, прятавшиеся под зарубежными псевдонимами). Знатокам растолковывать не нужно, людям несведущим же поясним, что по большому счету персонаж данный создан фантазией литератора из США Роберта Ирвина Говарда, писавшего в одно время с Говардом Филлипсом Лавкрафтом.
Они, кстати, вели переписку, а по окончании того, как Р. И. Г. покончил с собой (по поводу чего имеются различные слухи, а также распространенные его втором и соавтором Леоном Спрэгом ДеКампом), Г. Ф. Л. кроме того написал выполненный искренней скорби некролог. Писал Говард большое количество и в самых различных жанрах, от хоррора до вестернов, писал одинаково быстро, бодро, ярко и радостно, но славу снискал в первую очередь благодаря своим произведениям в жанре фэнтези.
Придумал целую эру, целый мир со своей своеобразной мифологией, что населил разнообразными племенами, народами и — самое основное — храбрецами. А самым-самым главным, самым популярным и воистину бессмертным из всех придуманных им храбрецов стал дикарь-киммериец Конан.
Затем краткого (действительно, весьма краткого) ликбеза о генезисе персонажа, отыщем в памяти о кинодилогии, прославившей в свое время Арнольда Шварценеггера немногим менее чем Терминаторы. Отыщем в памяти легко вследствие того что избежать сравнений нам никак не удастся.
Конан-дикарь и Конан-разрушитель, бесплатно что заглавную роль в обоих фильмах сыграл металлический Арни, по сути собственной весьма различные. Первый в каком-то смысле есть примером чёрного фэнтези — реалистичный, мрачный фильм Джона Милиуса, как это ни необычно, больше смахивает на важное историческое кино чем на фэнтези — фактически фантастических элементов в нем обнаруживается минимум, но ницшеанской философии — через край. Наоборот, вторая картина смахивает на кино для детей младшего школьного возраста, что лишь подчеркивают аляповато сейчас выглядящие эффекты.
В сравнении с прошлыми картинами о киммерийском солдате новый Конан думается чем-то средним, далеко не всегда удачно сочетая в себе черты твёрдого брутального кино и простенькой сказочки по голливудским лекалам. Сценарий, как возможно делать выводы, с творчеством Говарда связан слабо — по крайней мере в Соломоне Кейне отсылок к произведениям покойного мастера видится чуть ли не больше. Но дух оных произведений витает как в самом центральном образе, так и в обрамлении его.
К сожалению, оформлено это все режиссером Маркусом Ниспелом в стилистике попсового видеоклипа, а не впечатляющего фэнтези-полотна, что сказалось прежде всего на всех других героинях и героях повествования — на экране мы видим только комплект раздражающих шаблонов, а не живых людей: принцесса с характером, темнокожий друг протагониста, хороший злодей (Стивен Лэнг эффектно смотрится, не хуже чем в Аватаре, но мотивация его действий ничего не считая ухмылки саркастической не вызывает) и его мерзкие подручные во главе с дочкой-колдуньей (Роуз МакГоун еще более эффектна, но и лишь), обычный киношный хороший вор… Действительно поработали сценариты и режиссер лишь над самим Конаном — и нужно признать, что Джейсон Момоа в данной роли заставляет себя уважать.
Согласимся, что мы-то заведомо сравнивали его со Шварценеггером не в пользу Джейсона. Напрасно, у Момоа имеется типаж и своя харизма варвара ему подходит ну никак не меньше, чем Мистеру Вселенная в его лучшие годы. Стоит похвалить создателей за пресловутый рейтинг R — жестокости и крови в фильме большое количество, в особенности в первой половине.
Но неприятность в том, что взрослые сцены с отрубанием голов, пытками а также сексом (все это достойно шедевра Милиуса 1982 года выпуска) были вкраплены в глупый и неровный экшен-сюжет, по обстоятельству чего картина превратилась в комплект эпизодов, склееных кое-как с простотой эпизода какого-нибудь сериала из 90-х годов прошлого века навроде Зены — королевы солдат. Конан изничтожает работорговцев, Конан освобождает узников от безносого садиста, Конан выручает собственную будущую пассию, Конан сражается с песчаными воинами, Конан сражается со злодеем, Конан сражается с подручными злодея и т.д. и т.п.
Между эпизодами по идее за кадром остаются многодневные путешествия, поскольку храбрец чуть ли не половину Гипербореи пересекает, в случае если делать выводы по географии его путешествий, но — вот незадачка — от самих путешествий не осталось в фильме ровным счетом ничего, так что мы как будто бы в старой игре мгновенно перескакиваем из локации в локацию лишь за тем, дабы понаблюдать очередную схватку. Диалоги не сильный, юмор вторичен и вычислен больше на детсадовцев чем на какое количество-нибудь взрослых зрителей, мотивация персонажей очень вызывающа большие сомнения. Открыто провален финал — вместо самой зрелищной сцены мы взяли кучу слабо прорисованной компьютерной графики.
А ведь зачин истории с рождением Конана на поле боя и ужасной смертью его отца оставлял надежду на пускай и не весьма умный, но предельно твёрдый и реалистичный (как это вероятно в данном жанре) фильм. Увы, стартовав в духе картины Джона Милиуса, в итоге все скатилось к сказочке в стиле Конана-разрушителя. Абидна, да?