Летчик-космонавт о «пассажирах»: «в „гравитации“ ошибок больше»

«Пассажиры» Мортена Тильдума говорят о далеком будущем, в котором Почва стала столь перенаселенной и некомфортной для жизни, что коммерческие компании принялись колонизировать незаселенные планеты на расстоянии 120 лет полета. Пассажиры огромного космического лайнера, будущие обитатели новой планеты, солидную часть полета выполняют в гибернационных капсулах и проснуться должны лишь за четыре месяца до прибытия в «Родную обитель 2» — так именуется колония землян. Но что-то пошло не так, и двое пассажиров — Джим (Крис Пратт) и Аврора (Дженнифер Лоуренс) — просыпаются за 90 лет до окончания путешествия.

КиноПоиск встретился с летчиком-астронавтом Александром Павловичем Александровым и расспросил его о том, какое чувство оставляют у него и у его сотрудников фильмы о космосе, какие конкретно картины возможно назвать эталоном и за что «Пассажиров» возможно похвалить, а «Гравитацию» — отругать.

Александр Александров трудится в космической отрасли с 1963 года. Он занимался проведением тренировок на тренажере облетного лунного корабля Л1, принимал участие в летно-конструкторских опробованиях космического корабля «Альянс» и орбитальной станции «Салют», занимался разработкой методик тренировок астронавтов для полетов, проводил тренировки экипажей.

На счету у Александра Павловича 309 дней в космосе, причем за время полета он кроме того успел снять материал для художественного фильма «Возвращение с орбиты». на данный момент Александров работаетв ракетно-космической корпорации «Энергия» имени С. П. Королева, занимается преподавательской деятельностью.

 

Фантазии о будущем с оглядкой на ЦиолковскогоДля тех лет, в то время, когда мы начнем летать к дальним мирам, тяжело придумать интерьеры, сам корабль, его вид. Мне весьма понравилось, как это сделано в «Пассажирах». Корабль также понравился.

Его три лопасти, вращаясь, создают неестественную гравитацию; он огромный, с замечательными двигателями, вероятнее, на ядерной энергетике. И внутреннее убранство с бессчётными роботами выглядит близко к истине.

Подобные суда рисовали еще такие ученые, как Циолковский, Оберт, Годдард. Уже в 1920-е они писали не практические труды, а скорее пробовали представить, как может происходить полет в межпланетном пространстве. Описание, в особенности у Циолковского, касалось того, как выглядит корабль.

Он писал как раз о кольцевой структуре. Она должна была вращаться, как колесо у велосипеда, создавая центробежную силу. В колесе у Циолковского люди должны были жить именно в этом ободе, а сила прижимала бы их к полу. В случае если само кольцо громадного диаметра, то угловое перемещение практически незаметно, и человек может получить весомость, как на Почва, именно поэтому ускорению.

Исходя из этого конструкции, похожие на колеса, либо рога, как в «Пассажирах», где у корабля три рога, выглядят в полной мере правдоподобно. Он не мог быть прямоугольным либо вытянутым в линию. В обязательном порядке нужна закругленная конструкция.

В то время, когда поломки останавливают вращение, неестественная гравитация перестает трудиться. Все выясняется в невесомости, и это также весьма натурально нарисовано в фильме.

Гравитацию теоретически еще возможно было бы создать магнитным полем. К примеру, на пассажиров надеть особый пояс, что этим полем будет притягиваться, дабы возможно было передвигаться по поверхности, как по полу. Но это более сложная совокупность, требующая снаряжения, потенциально вредная для здоровья.

Еще один вариант получения гравитации на корабле — в случае если рядом летит огромная масса, создающая постоянное притяжение. Это возможно громадная, тяжелая планета, но она обязана лететь рядом с кораблем.

«Пассажиры»

Я думаю, мы полетим к столь далеким планетам не раньше чем через 200 лет, а то и все 500. Дабы такие полеты со скоростью, близкой к скорости света, стали вероятны, в технике должны случиться большие, революционные открытия. на данный момент идут изучения относительно полетов в пределах Нашей системы. Причем это смогут быть полеты на химическом горючем, на ядерном, на электрореактивных двигателях.

К Марсу, к примеру, возможно лететь по различным схемам: возможно за год, а возможно и за три месяца, но наряду с этим будет громадной расход энергии. При скоростных перелетах к Марсу экипаж космолета не будет переносить громадные физические перегрузки, потому, что разгон будет совершаться во времени с определенным ускорением. До тех пор пока такие полеты планируются без скорости, близкой к скорости света, простыми баллистическими траекториями, в течение нескольких лет.

Лететь за пределы Нашей системы мы пока не готовы. Необходимо будет обеспечить себя энергией, запасами, а это еще до тех пор пока на грани фантастики. В XXI веке это не будет вероятным.

Нужна довольно высокая энергетика, корабли и дорогие технологии. А до тех пор пока что это не стоит таких денег — для чего? Само собой разумеется, имеется такие люди, как Илон Маск — с одной стороны, громадный фантазер, с второй — вправду предприниматель и талантливый инженер. Он говорит, что может послать на Марс 200 человек, но это таковой энергоемкий и ресурсоемкий проект! Им же необходимо дышать, имеется — все это весьма сложно обеспечить. Дай всевышний, что мы отправим троих, максимум, шестерых космонавтов.

И все равно это будет дорого и избыточно. Но на Марс в этом веке мы можем полететь, это совершенно верно. Довольно часто именуют 2030-е годы в качестве потенциальной даты.

Так рано не полетим, но на 2050-е возможно рассчитывать, в случае если напрячься.

«Гравитация»

Техническая достоверностьВ «Пассажирах» мало неточностей, а вот в недавней «Гравитации» их было не счесть. Но, в том месте, думается, никто не ставил задачу точно передать космические реалии. Героиня Буллок перелетает со станции на станцию, да еще и в отечественном скафандре! То имеется он китайский, но, по сути, копия отечественного, и он вовсе не рекомендован для выхода в космос, человек в нем погибнет сходу.

Но ясно, что это необходимо было для динамики сюжета. Пускай в «Пассажирах» скафандр не таковой, каким мы его привыкли видеть, но в том месте именно нет ощущения, что это фантастика.

Мне понравилось, что в фильме имеется технологическая разработка, которую отечественные имели возможность бы взять на оружие, — автоматическое пристегивание скафандра. Ты лишь вылетаешь — за тобой летит крюк с тросом, что закрепляет на тебе страховочный фал. Он тебя держит и имеет программу, по которой будет тебя вести, зная, куда ты идешь.

Человеку в невесомости принципиально важно стабилизировать собственный положение, по причине того, что сам он в скафандре будет кувыркаться и по большому счету ничего не сможет сделать. Его необходимо стабилизировать, дабы он имел целенаправленное линейное перемещение. Это хорошая находка.

«Пассажиры»

Героиня «Пассажиров» вправду имела возможность захлебнуться в шаре воды, по причине того, что вырваться из него нереально. Не смотря на то, что в он не монолитный, в том месте имеется воздушные пузыри, но выбраться весьма сложно. Вы в невесомости, вы начинаете грести, а шар, в котором вы находитесь, также начинает двигаться. Это здорово подметили в фильме, раньше я для того чтобы не видел.

В космосе, в случае если выпустить часть воды, она образует совершенный шар, но это, само собой разумеется, шар не для того чтобы громадного размера, как фильме. Дальше он двигается под влиянием воздушных потоков. Он может прилипнуть к стенке, и тогда в него возможно пробраться к стенке и ухватиться, к примеру, за поручень на ней.

Но для этого необходимо предугадать его перемещение, проанализировать перемещение воздушных потоков.

Шлюзы, раскрывающиеся двери, каковые мы видим в фильме, — все это также весьма верно и комфортно сконструировано. Но мы еще не можем этого сделать на собственных станциях. Это дорого, это требует громадного количества самих судов. Любой лифт с раскрывающимися дверьми — это уже огромная конструкция.

У нас механизмы несложнее: открываешь люк, закрываешь — все примитивно и легко, но надежно.

«Пассажиры»

Летящие камни как недоработка сценаристовМогут ли неспециалисты самостоятельно починить столь сложный механизм, как космический корабль? Это вероятно. Снова же стоит не забывать, что все в фильме основано на разработках условного XXV либо XXVII века. Главный герой, как мы знаем, компьютерный инженер, соответственно, он знаком с базами блочного состава управляющих совокупностей. Это сверхсложные совокупности, роботизированные.

Человек только задает программу, а солидную часть операций делает совокупность сама, машинально. Это относится и подготовки каких-то действий, и ремонта.

Все компьютеризировано, как и на данный момент. На станции множество совокупностей управления — как станции лететь, как ей уклоняться. К примеру, в случае если Почва информирует, что в сторону станции летят осколки, то заблаговременно подается команда маневра увода: включаются соответствующие двигатели, дабы станция встала либо опустилась, уклоняясь от осколков.

Совокупности прогнозируют отказы, а в случае отказа ищут пути, дабы изолировать неисправный блок. Это теория управления громадных совокупностей, которую изучают и на данный момент в технических вузах, и они же являются совокупностями управления в космосе. В то время, когда вышла из строя одна из совокупностей на корабле в «Пассажирах», она поразила совокупность организации гравитации, нарушила режим работы камер гибернации и так потом.

Без подготовки, само собой разумеется, починить такую совокупность храбрецу было бы непросто.

«Пассажиры»

В качестве обстоятельства поломок авторы фильма изобразили весьма замечательное поле осколков, которое в начале фильма поражает корабль. Для того чтобы в действительности, быть может, и не могло быть. Они забрали самый несложный и примитивный метод — летят камни. Но это не через чур правдоподобно. Само собой разумеется, корабль должен был быть подготовлен к таким препятствиям и обязан выбрать другую траекторию.

Это уже недоработка сценаристов. Возможно, они имели возможность бы придумать более изощренную обстоятельство поломки. К примеру, не поле астероидов, а электромагнитную планету, позвавшую своим магнитным излучением нарушение в работе техники на борту. Не смотря на то, что у корабля и от этого должна быть защита.

Еще бывают замечательные ядерные вспышки на планетах либо непредсказуемые всплески энергии. Само собой разумеется, компания должна была обеспечить безопасность полета. Но тогда истории не было бы.

Лет десять-двадцать назад я думал, что правдоподобность — это основное. Вот в случае если бы меня задали вопрос, то я бы сообщил, как нужно сделать. на данный момент я осознаю: основное, дабы не было совсем уж возмутительных ляпов. А все другое — это художественные задачи. Как в «Пассажирах».

Да, их скафандры отличаются от тех, каковые мы носим на данный момент, не хватает каких-то подробностей, но это не столь принципиально важно, не режет глаза, не мешает истории. Загнули, само собой разумеется, по поводу того, что возможно трудиться в скафандре в огне, в поле действия двигателей. Само собой разумеется, это кончилось бы по-второму.

«Пассажиры»

Одиночество в космосеПроснувшись, главный герой до встречи с Авророй какое-то время проводит в одиночестве, обнаруживая, что его сообщение дойдет до Почвы через много лет, да и поболтать очень не с кем, новостей с Почвы также не определишь. Будь я на месте храбреца, я бы не ощущал себя одиноким. Ты на огромном корабле, окружен ИИ, автомобилями. Наконец, около тебя в камерах гибернации еще 5000 людей.

Около него большая совокупность, из которой он может постараться получить данные. Он и искал возможности отыскать, открыть, осознать. в первых рядах была какая-то возможность, не было безысходности.

Отрыв от Почвы в космосе, само собой разумеется, чувствуется, не обращая внимания на то что имеется экипаж и ты не один. В то время, когда я прилетел обратно, я, к примеру, понял, что забыл номер домашнего телефона. Я летал практически полгода в первом полете.

Сейчас на МКС имеется доступ к информации, возможно поболтать по телефону и видеосвязи с семьей, воспользоваться интернетом, взглянуть фильмы. У нас было все по-второму. Переговоры с Почвой и последние известия были вечером. Нам передавали по радио, что творится в стране, в мире. Информационный отрыв чувствовался очень сильно. не забываю, нам передавали новости, записанные на магнитную пленку на Почва, а смены же изменяются.

И вот в то время, когда имеется время, не загружен канал переговорами, нам гонят последние известия. Один раз прочли нам их, а на два дня вторая смена загоняет в эфир те же самые известия. Мой начальник говорит: «Вы какое количество раз нам станете говорить про данный кирпичный завод, что выстроили на Дальнем Востоке?»

В космосе все чувствуется острее. По субботам к нам в эфир приходили либо артисты, либо писатели, либо политические комментаторы, говорили о жизни. Нам это было принципиально важно. В грузовые суда мы просили класть газеты и издания.

на данный момент нет для того чтобы информационного голода. К тому же трудятся два сегмента — российский и американский. В каждом по три человека.

Шесть человек на борту, все ходят приятель к приятелю в гости, совместно ужинают. Чаще у нас, в русском кают-компании.

«Аэлита»

«Аэлита», «Парни» и «Армагеддон что нужно» глазами астронавта

Мое поколение — дети войны. В то время, когда мы росли в начале 1950-х, из космического ничего не было, лишь грезы Циолковского о межпланетных полетах и развитие авиации. Но это нас не весьма воодушевляло. А вот «Аэлита» и другие фантастические фильмы 1920-х, 1930-х годов смотрелись весьма правдоподобно.

Со скафандрами, рельефом Луны, горизонтом — это уже было захватывающим, не смотря на то, что казалось далеким и нереальным. на данный момент, само собой разумеется, кинематографические разработки стали такими мощными, что могут самостоятельно пробудить интерес к космосу. не забываю, меня в собственный время поразил фильм о Джеймсе Бонде, в котором он отправляется на шаттле, дабы стереть с лица земли космическую военную базу («Лунный гонщик» — Прим.

КиноПоиска). Картина снималась с применением шаттла и настоящей космической орбитальной станции, все выглядит весьма правдоподобно. Разработка забрана из космоса, но тех, кто в ней не разбирается, может вдохновить на изучение этого мира.

Я консультировал съемочную группу для кино, которое мы снимали в космосе на 35-миллиметровую пленку в 1983 году. Это был фильм «Возвращение с орбиты». Нас ограничили в съемках то ли 60, то ли 120 метрами пленки.

Нас просили снять горизонт, Почву, восход, заход. То имеется документальные кадры, не смотря на то, что в случае если бы заявили, что снимать по сценарию, то мы имели возможность бы и снять что-то для игровых эпизодов. Но, в сценарии также наворотили для того чтобы, что малоправдоподобное кино оказалось.

Но на той технике, что имелась тогда, многого и не придумаешь. В главном нас привлекли как операторов, в то время, когда у них все уже было сделано. Нам было весьма интересно, мы сняли, но вошло в фильм не все.

«Возвращение с орбиты»

Возможно, самый неправдоподобный с точки зрения специалистов фильм — это «Армагеддон». Это чушь, дабы мужики-буровики с отбойным молотком имели возможность полететь в космос и что-то в том месте исправить. Все весьма грубо нафантазировано: как эти автомобили ездят, сталкиваются, падают, разбиваются, не нанося никаких травм.

Возможно, он намерено таковой наигранно неотёсанный. А в то время, когда они попадают на русского станцию, то как возможно было совсем покалечить отечественное познание инструмента в виде гаечного ключа? Над этим отечественные посмеялись.

Кроме того не было жажды что-то кому-то обосновывать и показывать.

«2001 год: Космическая Одиссея»

Одного любимого фильма о космосе в отечественной среде, возможно, нет. Знаю, что многие восхищались фильмом Кубрика «2001 год: Космическая одиссея», и Гречко а также. На мой взор, имеется два американских фильма, достаточно совершенно верно обрисовывающих профессию астронавта.

Это «Юноши что нужно» о том, как набирался первый отряд космонавтов, как они пришли из авиации, тренировались, летали, как их семьи реагировали на это. Красивый фильм. Второй фильм — «Аполлон-13». Американцы неизменно — и тогда, и на данный момент — ставили во главу угла человека, трудности, с которыми он сталкивается во время полета. Отечественные же все трудности нивелировали: «У нас все в порядке». Не смотря на то, что аварий было много, и в моих полетах а также. У меня был дырявый скафандр, к примеру.

Я его чинил, а позже выходил в нем в космос.

«Пассажиры» уже в русском прокате.

Создатель Дарико Цулая

Безногий астронавт на МКС. Разоблачение.

Читайте также: