Люк бессон: «трио смешных уток, у которых один мозг на троих, — тоже я»
Люк Бессон знаком с Валерианом и Лорелин — персонажами популярного французского научно-фантастического комикса — с десяти лет, но никак не решался взяться за экранизацию любимой книги. И вот по окончании выхода «Аватара» осознал, что время пришло. Он приступил к работе над фильмом «город и Валериан тысячи планет» еще в 2010 году.
В следствии подготовка проекта растянулась на семь лет.
Изначально в создании концепт-арта учавствовали много живописцев со всей земли. Из них Бессон выбрал 20 человек для работы над следующей фазой, а в финал вышло всего шесть счастливчиков. В качестве супервайзера эффектов Бессон пригласил Скотта Стокдика, взявшего «Оскар» за второго «Человека-паука». На все это ушло три года, еще год — на разработку детального сториборда.
Съемки «Валериана» начались лишь в январе 2016 года. К этому моменту всю землю был уже создан, оставалось только добавить храбрецов. Исполнителями основных ролей стали Дэйн ДеХаан и модель-актриса Кара Делевинь. В итоге оказалась визуальная космическая драма с харизматичными главными храбрецами, историей любви на фоне спасения галактики, певицей Рианной в роли актрисы-гастарбайтера и катастрофой стёртой с лица земли райской планеты.
Останавливаться на этом режиссер не планирует: у Люка уже готов сценарий второй части, и он трудится над третьей. КиноПоиск встретился с Бессоном в Париже в Cite du Сinema — огромной студии, которую режиссер-продюсер выстроил для собственных амбициозных проектов — и поболтал с ним об экранизации любимого комикса.
«город и Валериан тысячи планет»
— Итак, «Валериан» — квинтэссенция всех ваших космических фантазий?
— Нет. Мы можем снять и получше. Сейчас, в то время, когда я взглянул его, могу совершенно верно заявить, что мы можем сделать лучше.
Давайте безотлагательно снимем еще один!
— какое количество в фильме от вас, а какое количество от уникальных комиксов?
— Мне думается, что я постоянно пытаюсь поместить часть себя во все собственные фильмы и всех персонажей. В итоге мало ощущаю себя Валерианом, мало Лорелин, мало тем инопланетянином, что может поменять обличия. И вот то трио забавных уток, у которых один мозг на троих, — также я. Так что я везде помещаю часть себя.
Принципиально важно, дабы эта часть была совсем небольшой — так, дабы никто не увидел!
— Вы все еще желаете быть Валерианом, как в детстве?
— Я ни при каких обстоятельствах не желал быть Валерианом, прекратите! Я желал быть его втором. Сильно же иметь для того чтобы приятеля!
Персонажи комикса Пьера Кристена и Жан-Клода Мезьера — Валериан и Лорелин
— Вы же были одержимы этими комиксами с детства, но предпочли сперва снять «Люси и» Пятый «элемент», не тревожа любимых храбрецов. И лишь по окончании выхода «Аватара» решились на экранизацию. Дело лишь в разработках?
— Само собой разумеется, в первую очередь дело в разработках, но еще и во мне — я сам не готовься . Осознаёте, я лет семь собственной жизни провел в монтажке, но ни разу не надавил ни одной кнопки. У меня и компьютера-то нет, я все сценарии пишу от руки!
Люк Бессон
— Вы не используете компьютер, то имеется в вашем распоряжении бумага и ручка. В чем ваше воодушевление, как вы сознаете в собственной голове все эти миры? Куда вы отправляетесь для этого?
— Мне легко нужна музыка. И все. Я включаю музыку и уношусь куда-то. В то время, когда я в юности открывал окно и видел лишь поле с коровами, то, поверьте, желал сбежать.
Так что я кассету в магнитофон и улетал.
— Но в итоге сбежали!
— По окончании травмы мне запретили заниматься дайвингом, а море было моей единственной страстью. Неизвестно, что было бы со мной, в случае если бы я случайно не попал на съемки короткометражного фильма и не осознал, что отыскал новую цель. Я возвратился к себе по окончании выходных и заявил маме, что буду снимать кино.
Она сообщила: «Ну, прекрасно, посмотрим!» — «Нет, я планирую начать на следующий день!» — «Сперва ты обязан окончить школу!» На следующее утро я вышел к завтраку с готовым чемоданом. Я попросил подвезти меня до станции, которая пребывала в 11 километрах. «О, ты таковой крутой, — сообщила мама. — Иди пешком!» Так что я отправился.
— Отсутствие хорошего образования как-то поспособствовало вашему успеху? В молодости вы солидную часть времени провели в море, а в киношколу вас так как не приняли из-за вашей любви к фильмам Стивена Спилберга.
— Не могу именовать это успехом, но в то время, когда ты наблюдаешь через чур много фильмов и приобретаешь хорошее кинообразование, ты в итоге перерабатываешь все то, что уже было сделано кем-то когда-то. В итоге твоя «еда» делается фильмом. Это возможно хороший фильм, но…
В случае если наблюдать на элитные клубы с позиции простого человека, у которого нет денег и нет членской карточки, все это сообщество богатых людей выглядит дико. Они варятся в собственном котле и не отлично знают, что происходит за его пределами. То же самое и с киношколами.
В то время, когда я снимал первый фильм, все, что я слышал: «Так нельзя сделать!» «Из-за чего?» — задавал вопросы я. «По причине того, что так не делается!» — отвечали мне. «Ну и что?» Имеется прекрасная история про Орсона Уэллса, что пришел в кино по окончании работы на радио и в первый съемочный сутки «Гражданина Кейна» жаловался на то, что он ничего не видит, по причине того, что не знал, где монитор. А на второй сутки попросил выстроить кадр от пола. Но объектив, сама линза все равно размешались на пара сантиметров выше.
Ему постарались растолковать, что от пола снять никак не выйдет. «Да дыру!» — ответил он. «Но мы на студии!» «Мне плевать, сделайте дыру в этом чертовом полу!» Пришел человек с перфоратором, сделал дырку в полу, и в первый раз в истории кино объектив камеры размешался на одном уровне с полом. По причине того, что «раньше так никто не делал».
— Какие конкретно возможности открыл «Аватар»? Речь заходит лишь о разработках либо о чем-то еще?
— Еще и о формате повествования. Данный фильм говорит историю так, как желает. В том месте нет разметки: вот вы должны на данный момент сообщить это, а по окончании первого акта должно случиться это. Он .
Он дает тебе чувство, что ты можешь быть тем, кто ты имеется.
«Аватар»
— Какие конкретно впечатления у вас остались от его съемочной площадки? Возможно, необычное было чувство — всё в зеленке, пустота?
— Я достаточно давно знаком с Джеймсом Кэмероном. У нас имеется неспециализированная страсть — море. Так что мы видимся, дабы взглянуть картины о морских котиках и дельфинах. Возможно, исходя из этого он пригласил меня на съемки.
Было чувство, что ты на большой и безлюдной фабрике. А позже ты берешь в руки айпад и видишь на экране второй мир, убираешь айпад — снова ничего нет, наблюдаешь — и опять целый мир. Около краны, дроны, другими словами возможно поставить камеру где угодно, снимать с любой точки.
Джеймс разрешил мне попробовать руководить этим миром: «Держи, держи!» И я таковой: «Ой, находись-находись, как, куда?» У меня вышло из рук вон не хорошо. Представьте, что вы ни при каких обстоятельствах не игрались в теннис, к вам подходит Надаль, дает вам ракетку и говорит: «Давай, это легко, вперед!»
— на данный момент большое количество новых техвозможностей: VR, интерактивное кино. Вы не думали об применении этих разработок?
— В то время, когда у вас появляется новая разработка, новая форма, для нее обязан показаться новый тип сценария. VR — увлекательная совокупность, и нам необходимо осознать, как писать для VR. То, что я могу написать сценарий, не говорит о том, что я могу написать песню.
А если вы пишете красивые песни, не факт, что вам удастся написать сценарий. Так что нам необходимо осознать, как как раз писать для VR. По причине того, что все эти адаптации для VR заставляют меня зевать ровно через 10 секунд.
Люк Бессон, Кара Делевинь и Дэйн ДеХаан
— Персонажи комикса Валериан и Лорелин известны вам уже много лет. Возможно, сложно было подобрать совершенных актеров на эти роли?
— Они прошли кастинг за завтраком. С Дэйном я легко сходу осознал, что передо мной Валериан. А вот по предлогу Кары были кое-какие сомнения, и я должен был убедиться, что она вправду может сыграть, исходя из этого устроил ей маленький тест.
— Для вас ответственна философская часть истории. Это так как не легко фильм, где люди летают на корабле и сражаются с инопланетянами. Как вы формулировали подтекст?
— Очень многое было в комиксах, и я то, с чем согласен. Ну, и в фильме нет какой-то глубокой философии, она прозрачна и понятна всем. К примеру, мы можем забыть обиду, но как мы можем забыть? То имеется тот факт, что ты согласен забыть обиду, не свидетельствует, что ты забыл.
Ты всего лишь можешь жить с этим.
— Шесть миллионов погибших инопланетян — это же не совпадение? Это отсылка к шести миллионам погибших иудеев?
— Через кино значительно легче говорить о таких вещах. В то время, когда у тебя в картине Рианна, которую обожают дети, говорит: «В чем суть свободы, в то время, когда ты чужестранец, нелегальный мигрант, находящийся на большом растоянии от дома?» — дети задумаются. Неужто она мигрант? Все это не для нас, не для взрослых, само собой разумеется.
Все это для детей! Я видел, как мои приятели заставляют детей заниматься музыкой: «Ты будешь играть на пианино, позже ты сообщишь мне за это благодарю!» Как-то ко мне подошла моя дочь и задала вопрос: «Что это?» «Это пианино!» — ответил я ей. «Возможно я потрогаю? Возможно я поиграю?» «Само собой разумеется!» Через два месяца: «Как ты думаешь, возможно мне нанять учителя, по причине того, что я желала бы обучиться играть на пианино?» «Само собой разумеется!» В случае если бы я делал это в противном случае, она ни при каких обстоятельствах бы не начала, я знаю ее темперамент!
на данный момент она так прекрасно играется. За завтраком, пока мы едим (а моя дочь не обожает завтракать), она играется на пианино.
На съемках фильма «город и Валериан тысячи планет»
— Было сложно уговорить Рианну принимать участие в проекте?
— Осознаёте, вы не должны никого уговаривать, вы предложение. Время от времени делаете его через чур рано либо через чур поздно, а время от времени — в необходимый момент. Вот и все.
Первый вопрос, что я задал ее менеджеру: «Весьма интересно ли Рианне сыграть роль в фильме?» По причине того, что в случае если ответ «нет», то дальше обсуждать нечего. «светло, пока! В то время, когда следующий альбом?»
— В ваших фильмах довольно часто фигурируют сильные женские персонажи. Вам не думается, что о дамах иногда говорят как об инопланетянах, дескать, кто эти существа и как они мыслят.
— Я осознаю, что дам притесняли достаточно продолжительное время. Вы не имели возможность трудиться, вы не имели возможность голосовать. Мы на большом растоянии продвинулись — сейчас вы имеете возможность трудиться и голосовать, ура! Но я осознаю, что дамы желают не забывать все то, через что им было нужно пройти, всю эту борьбу. Это логично. Вы были зажаты продолжительное время. К примеру, афроамериканцы, каковые столетиями были рабами.
И на данный момент, в то время, когда они не приобретают время от времени должного уважения, они реагируют через чур бурно. По причине того, что у них имеется память о ветхих временах, и это нужно уважать.
— «Валериан» — самый дорогой европейский проект, притом что у вашей компании в последние годы было пара провалов. Это оправданный риск?
— Я свободный продюсер. 90% стоимости «Валериана» — это финансы моих партнеров. Три года назад я представил проект в Каннах дистрибьюторам со всей земли и так собрал нужное количество денег. У меня был сценарий, был сториборд.
В течение двух часов они должны были решить, делать на меня ставку либо нет. 178 миллионов долларов — думается, таков бюджет моего фильма. Но, не уверен, лучше спросите у моей жены.
Я знаю, что одна красивая французская газета («Фигаро» — Прим. ред.) написала статью обо мне и моем бизнесе, кроме того не поболтав со мной. Это весьма типично для Франции, поскольку если не задать вопрос, то ты точно не ответишь. «Валериан» — это не риск. Риск — это в то время, когда ты снимаешь собственный первый фильм ценой в 5 миллионов, но тебе эти 5 миллионов никто не дает, по причине того, что у тебя нет имени.
И ты рискуешь собственными 5 миллионами. На «Валериан» ни один банк не даст вам кредит.
«город и Валериан тысячи планет»
— Окажет помощь ли «Валериан» вашей студии выбраться из кризиса?
— Надеюсь, что да. Но кризисы — это естественно для киноиндустрии. Мы не реализовываем йогурты либо автомобили, так что у нас, как и на всех студиях, обстановка нестабильна. Три года назад была весьма хорошая волна: «Люси», «Заложница»… на данный момент все пошло на спад, но на подходе «Валериан», «другие» проекты и Курск, так что надежда имеется. Мне это не нравится, но никому не удается этого избежать, разве что Disney. Студии Universal и Сони на данный момент переживают не лучшие времена.
И мы как-то стараемся помогать друг другу, мы так как понимаем, как трудится данный бизнес. Мы никого не обвиняем. Ну, не считая милых французских журналистов.
У меня имеется к ним хороший вопрос: из-за чего вы ни при каких обстоятельствах не пишете о «Фольксвагене», что лжёт миллионам людей о загрязнении внешней среды? Может, по причине того, что каждую семь дней в «Фигаро» выходит реклама «Фольксвагена?» Упс!
— Вы хороший предприниматель?
— О нет, в случае если бы я был хорошим предпринимателем, я в далеком прошлом бы уже прекратил это и уехал жить на пляж. Нет, я нехороший предприниматель. Но в то время, когда я был моложе, я обучился самоорганизации.
Обучился осознавать собственную сокровище и не разрешать людям останавливать тебя, в то время, когда ты идешь своим методом.
— Правильно ли, что вы уже написали вторую часть «Валериана»?
— Да, я на данный момент пишу третью. Не знаю, будем ли мы это снимать. Аудитория обязана сообщить нам.
Это же игра в «да либо нет».
— И как вы планируете это осознать?
— В случае если люди подходят к тебе на улице со словами «О, какой крутой фильм, а будет продолжение?» больше пяти раз в сутки, то это символ, что необходимо снять вторую часть.
Создатель Елизавета Окулова