Мгла
Чуть ли имеется в мире второй автор, чьи произведения экранизируют с той же упорством и частотой, как у Стивена Кинга. А вдруг учесть, что и пишет Стивен много, то таких картин набирается с полста, кабы не больше. Причём любая с претензиями. С именами, студиями, бюджетом. И в случае если любой роман новеллиста – бестселлер, то фильм, в большинстве случаев – разочарование.
Как минимум для тех, кто Кинга просматривал. А таких – миллионы.
Кто лишь не пробовал воспроизвести произведения Кинга на экране: Брайан Де Пальма, Тоуб Хупер, Стэнли Кубрик, Джордж Ромеро, Джон Карпентер, Дэвид Кроненберг, Стивен Спилберт, Роб Райнер, Марк Лестер, Лоуренс Касдан, Брайан Сингер – и всё не то. Наподобие и прочно подчас замешивают, и доходы хорошие собирают, но не цепляет. Не ассоциируется в большинстве случаев снятое с Кингом, ну хоть убейся.
Не переносится литература Стивена на экран без утрат, никак и нигде.
Так вычисляли многие, если не все. Ваш покорный слуга а также. Я большое количество его просматривал, достаточно заметил, но то всё второе. Так казалось, так, пожалуй, и было.
Пока не пришёл Дарабонт и не выдал “Побег из Шоушэнка” (1994). Вот это была прямое попадание… и удача. Ленту оценили. Она стала второй по окончании “Крёстного отца” картиной на пьедестале почёта “250 лучших фильмов народов и всех времён” (а в 2011-ом кроме того вышла в фавориты рейтинга) и одной из самых востребованных в мире кино.
В первый раз Кинг киношный сравнился по популярности с книжным.
Неужто режиссёр нашёл секрет успеха писателя, пробрался в святая святых – душу? Подтверждением стала “Зелёная миля” (1999). Не самый, на мой взор, любопытный роман Кинга отыскал безукоризненное воплощение на экране. Произошло неосуществимое: люди предпочли фильм книге.
Фрэнк Дарабонт стал общепризнанным проводником идей Стивена Кинга в кино.
И в то время, когда вышла “Мгла”, зрители не испытывали сомнений: раз Дарабонт по Кингу – это необходимо видеть. И я был с ними солидарен.
Но кое-что настораживало. Повесть “Туман” (“The Mist”, необычно, что фильм перевели в противном случае) датирована 1980-ым годом. Из-за чего к ней обратились лишь на данный момент? Обсудим данный момент позднее.
А до тех пор пока перейдём к сценарию.
Дрейтоны имели маленькой участок с домом на Лонг-Лейк. Свежий воздушное пространство, зелень, вода – хорошее место, самое то для ведения хозяйства и плодотворного творческого труда.
Дэвид был видным иллюстратором. Он заканчивал большой заказ, уже делал последние штришки, как разразилась буря. Невиданный ветер обрушился на берег, поломал деревья, выбил стёкла, уничтожил ветхие строения и залил собственные бесчинства дождём. А в то время, когда страсти улеглись, и выглянуло солнце, над озером завис туман.
Необычный, не поддающийся логике и метеорологическим наблюдениям.
Забрав с собой мелкого Билли, Дэвид отправился за приобретениями. Супермаркет трудился как и всегда, люди сновали от стеллажа к стеллажу и заполняли корзины. Многие из них были привычны Дрейтону, исходя из этого иногда переглядывались и перемигивались. Всё привычно, за исключением армейских.
Их было очень большое количество. Но не так долго осталось ждать про них забыли. Они провалились сквозь землю в дымке, окутавшей строение и облепившей стёкла плотным занавесом.
Всё изменилось в одну 60 секунд. Только что за витринами был город, и вот его не стало. Мглистая пелена отрезала магазин от автостоянки и приткнулась к двери. В нее, задыхаясь, вбежал окровавленный мужчина и поведал об опасности, ожидающей снаружи. Люди прислушались, но не поддались панике. Смутное беспокойство охватило Дэвида Дрейтона. Ко всему: сотовая связь не трудилась, не было электричества.
Он пробовал запустить генераторы, но остановился на половине пути: в заднюю дверь билось что-то тяжелое. очевидно не человек и не собака. Дэвид позвал помощь.
Персонал супермаркета пренебрёг предостережениями Дрейтона, за что и поплатился. Но сейчас все знали, что ожидает их в тумане, и от этого знания на душе становилось мерзко. Притаившиеся в дымке твари питались плотью и не знали жалости. Преисподняя сошёл на Землю и поверг её в хаос.
На первый замысел вышла неприятность выживания.
Когда-то в далеком прошлом я держал в руках “Туман” Стивен Кинга. Яркого впечатления он на меня не произвёл и в памяти не отложился. Фильм понравился и того меньше.
Кинг в нём узнаётся, и это всё, что возможно сообщить по этому поводу. Я намерено пробежал глазами повесть и могу утверждать: сценарий составлен грамотно, очень близко к тексту. Но сам то “текст” так тривиален, что диву даёшься. Не будь в нём фирменных кинговских языка и штучек, то и не стоил бы он ни мельчайшего внимания. А кино просто не может вобрать их в себя. Передать дух той либо другой литературы – да, но не стиль, не почерк.
По крайней мере, не в том количестве.
В “Тумане” Дарабонта прослеживаются кое-какие мотивы кинговской писанины, в частности: характерные образы (госпожа Кармоди – целиком и полностью его творение), психологизм, самокопание, кроме того лёгкое занудство большинства храбрецов. Но в случае если отсутствует уникальная мысль (а её в этом случае нет как класса), то нет ничего, что окажет помощь. А Кинг в этом случае сплоховал, таким сюжетам на данный момент грош цена. В восьмидесятом это, быть может, и прокатило бы, но на данный момент…
Я пологаю, что вы и сами поведаете мне с дюжина историй, где разнообразные монстры осаждают торговый комплекс, про выживание и происки военных в экстремальных условиях. Да например, низкобюджетное “Пиршество”. То же самое, практически один в один.
Так что смотрите, что к чему.
Во “Мгле” имеется интрига, спецэффекты и динамика. Прямо скажем, не выдающиеся. Создать модель насекомого либо расширить уже имеющиеся – не громадна заслуга. Твари покрупней имели возможность бы поразить, в случае если б не утопали по уши в тумане.
Не смотря на то, что, не факт.
Из актёров выделяется Марсия Гей Харден в роли религиозной фанатки госпожа Кармоди. Чётко сработано, не придраться. Но ж и типаж соответствует абсолютно. Заметен и Томас Джейн.
Действительно, большое количество от него не нужно.
В общем, получается достаточно средненькое кинцо, без намёка на звёздность и своеобразие. И Кинг тут не превалирует. Предчувствуя таковой финал, Дарабонт отправился на отчаянный ход. Он всецело поменял финал, сделав его душещипательным и через чур уж неестественным. И хорошо бы ещё неожиданным. Так нет, его угадываешь с пол-оборота.
И ничего, не считая удивления (основываюсь только на собственных впечатлениях) он не вызывает. Видно, что состряпан на скорую руку.
А ещё… да нет, пожалуй, хватит. Лучше прочтите Кинга, оно того стоит.