Нашествие варваров
В случае если кто в принципе не въезжает, что за нашествие, да каких это дикарей, лучше ему на «Нашествие дикарей» не ходить. Заметит вместо начинающего Шварценеггера ветхих мирных больничных канадских интеллигентов, занятых беседами о сексе, лжи и видео – обматерит, обидится. В случае если кто все же рискнет пойти в этом невинном состоянии, лучше сперва приобрести кассету с «Закатом американской империи».
Первая серия монументально-камерной дилогии Дени Аркана, снятая пятнадцать лет назад, во-первых, очень многое растолковывает, во-вторых, она просто лучше. «Нашествие дикарей» – фильм не самодостаточный, а сравнительный. Дорогой, смешной, очкасто-интеллигентский, но кроме того главный герой ценен не столько сам по себе, сколько в сравнении с К.Э.Разлоговым, пригласившим фильм на Столичный кинофестиваль по окончании Каннского. Ну, вылитый, в ноль.
Это фильм про Разлогова, что уже смешно посвященным.
Кадр из фильма
Не весьма посвященные в обиход отечественного кино все равно возьмут наслаждение прежде всего от узнавания. Через пятнадцать лет по окончании «Заката американской империи» Дени Аркан ухитрился собрать всех, без исключения, тех же самых актеров – человек десять, как минимум, и все живы, и не спились, и работоспособны – и разыграть по новой историю их свидания. Фактически, они имели возможность бы остаться сами собой, но раз уж шла обращение об университетской профессуре, пускай так и будет университетская профессура.
В любом случае фигурирует бег времени, и в кайф, заметив лысого мужика, загремевшего в больничную палату с неоперабельным раком, о чем он пока не знает, рассмотреть в нем того самого волосатого ловеласа пятнадцатилетней давности, что всю жизнь трахал все, что движется около его жены, пока она, наконец, не разула глаза. Так вот, значит, как бежит время: развелись в далеком прошлом, дети выросли, один – миллионер в Британии, вторая катается на яхте около света, бывшая супруга до сих пор его ненавидит.
В кайф заметить после этого «порядочного», что также всех трахал тогда, но был наряду с этим свободен. Правильно предугадал: сейчас у него, старикана, мелок-мелка меньше при первой молоденькой жене. Весьма сексуальная круглая идиотка.
Пара голубеньких так и не расплевалась, но уже не скрывает ориентации. Промышляет в Европе «культурной политикой», посетила умирающего без неприятностей. До тех пор пока всех привычных опознаешь – мило, как с классом встретился.
Кадр из фильма
В следующую очередь публика будет слушать остроумные диалоги и наблюдать за лихим сюжетом. Дабы обеспечить папе наслаждение от умирания, сын-миллионер подкупил профсоюзы, отремонтировал целый этаж в поликлинике, сошелся с канадской наркомафией и заодно с полицией, дотянулся для обезболивания чемодан героина – таковой вот он рабочий – и сиделку-наркоманку, которая, очевидно, в самый необходимый момент начнет загибаться от передозы, будучи дочерью одной из прошлых папиных шлюх.
Меньше, про любой темперамент насовано в кино максимум, как и прежде, причем между делом, и только оно значительно переменилось. В случае если в первой серии Аркан делал чисто шокирующие беседы о сексе, вправленные в прекрасно снятую канадскую натуру (лес, озера, сторожка, восход солнца), чем сопоставлял недевственность человечества и девственность натуры кроме того в лучших его примерах, сейчас данной элегией не обойдешься.
Необходимо немножечко детектива, компьютеров, «взаимоотношений» не на словах, мелодрамы и продажности. Сейчас каждому необходимо явиться сходу во всех ипостасях, высоких-низких, различных, и дабы неизменно что-то происходило, кроме бесед. В противном случае по большому счету было б неубедительно.
Время такое безжалостное.
Кадр из фильма
Но, при всех стараниях «Нашествие дикарей» не весьма убедительно как действительность интеллигенции. Ни при каких обстоятельствах никто ни к кому в поликлинику не приедет, чтобы остаться в том месте до конца жизни. Это натяжка. Максимум – кто-то один, самый близкий, придет и позже похоронит. Остальные определят из газет. И таковой идиллической смерти-эвтаназии на тех самых озерах при нужном участии медсестры не окажется.
За эвтаназию не то что медсестер – именитых докторов все делают выводы, делают выводы, делают выводы… Аркан в принципе занимается не действительностью интеллигенции, а лишь ее идеей: как мысль настояща во времени, что для этого необходимо. С его вкусом и мозгами она достаточно настояща, потому, что он снизил и рассеял все, что возможно снизить и рассеять.
Кадр из фильма
С течением времени обесценивается трепотня про Сартра и Камю, про Солженицына и Годара. Обесцениваются каждые исторические события, включая синхронное происходящему 11 сентября. Обесцениваются каждые количественные параметры, включая количество баб, которых ты поимел. Остается только факт людской контакта.
В случае если под твоей дверью нет нескончаемой толпы чужих, другими словами преданных тобой родных, коллег и приятелей, они смогут войти и выпить за твое отсутствующее здоровье, и вероятен настоящий контакт по любому предлогу, и жизнь твоя будет до смерти, и смерть твоя будет легкой. Тут у Аркана вторая натяжка, потому, что под дверью умирающего не было ни одной невинной жертвы его легкомыслия, и это уже через чур.
Но, иначе, Канада – не Москва, где без жертв не обходится ни при каких обстоятельствах, и такие легкие смерть и жизнь вызывают в принципе легкую зависть. Как если бы наконец реализовались стихи типа «радостен тем, что целовал я дам, мял цветы, валялся на зверьё и траве, как животные, ни при каких обстоятельствах не был по голове» – и наряду с этим Есенин прожил вдвое продолжительнее.
«Нашествие дикарей» замечательно сыграно, выговоры совершенно верно расставлены, глубинные мизансцены разведены, остроты распределены. Как говорится, за работу, товарищи.