Не купишь за деньги
Впечатленные разгулом пикселей в «Алисе» и «Аватаре», мы решили отыскать в памяти пять эффектов, каковые не устарели до сих пор, не смотря на то, что им не необходимы компьютеры.
Чем более компьютерными и виртуальными становятся особые эффекты, тем менее они удивляют. Не пора ли отыскать в памяти, что в базе любимых кинотрюков лежат в действительности весьма простые, человеческие вещи? В истории эффектов имеется вечные сокровища, каковые существовали без помощи вычислительной техники до «Аватара», и будут существовать по окончании.
Вот кое-какие самые узнаваемые, подтверждающие ветхий тезис: не нужно наращивать гигагерцы, наращивайте фантазию.
Bullet time: Время пули
Эффект bullet time – фирменное изобретение цифровой эры. Ее, возможно сообщить, гордость. Около неприятности, кто первый выпустил в зрителя заторможенную пулю, поломано много стульев, мы же поставим в этом деле точку: первая заколдованная пуля вылетела в фильме «Зотц!» /Zotz!/ (1962) – триллере с русскими ловким профессором и шпионами с суперспособностями.
Превосходная сцена на крыше, где храбрец уклоняется от неспешно летящего свинца, подозрительно напоминает перестрелку в«Матрице» /Matrix, The/ (1999), где пули людей в тёмном заставляли Киану Ривза принимать самые необычные позы. Увидьте, что ни в том, ни в другом случае не использован эффект замедленной съемки реально летящей пули: в «Зотце» пулю подвесили на ниточках, в «Матрице» нарисовали на компьютере. В эффектах ответственна не техника выполнения, а образ.
Индийский вариант смотрите ниже.
Куда едут все эти мужчины
Задача любого эффекта, сформулированная предельно коротко – рассинхронизировать изображение с действительностью. Шире – это и основная задача кинематографа, что сам появился, как мы знаем, из одного особого результата. «Амели Пулен» /Fabuleux destin d’Amelie Poulain, Le/ (2001), удивленная, из-за чего в ветхих фильмах водители не наблюдают на дорогу, полностью верно уловила сущность вопроса: фрагмент из «Мелкой пользы отца», где Спенсер Трейси кокетничает с Джоан Беннетт, Жан Пьер Жене, сам громадный эксперт по эффектам, включил в собственную самую известную картину не только из ностальгических мыслей, но из философских также. Задники, на каковые проецировались пейзажи, якобы проносящиеся за окном автомобили, поменяли компьютеры и синие экраны, но кино как было обманщиком, так и остается, а мужчины за рулем, в случае если хорошенько присмотреться, все кроме этого не наблюдают, куда едут.
Эффект головокружения
Рассинхронизацию двух замыслов, переднего и дальнего, щекочущую вестибулярный аппарат зрителя, придумал Ирмин Робертс, помощник оператора на хичкоковском «Головокружении» /Vertigo/ (1958) – фильме, в честь которого эффект и назван. Достигается он просто: в один момент с перемещением камеры на тележке ей выкручивают зум (краткий обзор истории вертиго от Хичкока до Спилберга см. тут).
В отличие от рирпроекции и других устаревших способов складывать одно изображение с другим, аналоговая разработка вертиго вряд ли обзаведется компьютерным плагином: несложнее научить помощника верно трудиться с трансфокатором. Вертиго, придающим изображению совсем потусторонний вид, операторы злоупотребляют довольно часто и не к месту.
Вадим Юсов употребил к месту: храбрец Станислава Любшина из «Тёмного монаха» (1988) Дыховичного ощущает в окружающем мире что-то необычное – действительность начинает не совпадать с действительностью. Расплодив виртуальную реальность на персональных компьютерах, все как-то подзабыли, что она уже имеется в линзах.
Шутки возможности
Лирическому храбрецу картины Герта де Граафа «Море, которое мыслит» /De zee die denkt/ (2000), снится весьма необычный сон: дабы снять телефонную трубку в противоположном углу помещения, ему приходится очень сильно уменьшиться в размерах. Блестящий эффект, но как это, линия забери, сделано? В Голливуде позовут на помощь программистов, в Европе выстроят руками кривую декорацию и снимут ее под верным углом. Сложно, но в отличие от неживой цифры зрителя не покидает пугающее чувство действительности.
Не таких ли шуток не хватило последней бертоновской «Алисе», перевоплотившей великую фантастическую книгу в заставку «Windows»?
Все напротив: реверс
Кроме этого из шутливого предположения, что шведский язык – это английский язык , проигранный в обратном направлении, режиссеры Джим Эбрахамс и Дэвид Цукер в «Совсем секретно» /Top Secret!/ (1984)вывели совершенный аналоговый трюк, что, в отличие от пуль, застрявших в воздухе, и водителей, болтающих за рулем, пока за окном проносятся нереальные пейзажи, никто и ни при каких обстоятельствах не сможет повторить в цифровом виде. Для этого американским актерам, оказавшимся в шведской книжной лавке, придется в любом случае двигаться задом-наперед в, так сообщить, реале.
Другое, что именуется, дело техники. Наверху – сцена, какой она вошла в фильм. Внизу – как она смотрелась на съемочной площадке.
Действительность как эффект – что возможно необычнее, в случае если хорошенько вдуматься в эту фразу?