Нефть, нефть
«Нефть», получившая «Оскары» за актерскую работу Дэниэла Дэй-операторскую Роберта и – Льюиса Элсуита, говорит о свирепом олигархе, его борьбе с сатаной, горящих нефтевышках и жажде одиночества.
Нефть (2007) / There Will Be Blood
драма
Режиссер: Пол Томас АндерсонВ ролях: Дэниэл Дэй-Льюис, Пол Дано, Диллон Фризье, Кевин Дж. О’Коннор, Киаран Хайндс
В Калифорнии финиша 19 века старатель Дэниэл Плейнвью, повредивший ногу в бесцельных попытках найти золотую жилу, решает переквалифицироваться в нефтедобытчика: модно, прибыльно, не через чур страшно. Практически сразу же ему радуется успех: некоторый парень заявляет, что в его родном краю нефти – хоть залейся, и сочится она практически из-под почвы.
Обрадованный Плейнвью, вместе с мальчиком, принятым им на воспитание, сразу же отправляется в край обетованный – где встречает только горсточку фермеров на практически что обнажённой почва, голодных и людей нищих, но наряду с этим по-настоящему вдохновленных – еще бы, поскольку ими командует не кто-нибудь, а сам Всевышний. Очевидно, через посредника – юного, но уже достаточно искушенного проповедника Элая Сандая.
Вот с этим-то Элаем у Плейнвью и начинают появляться неприятности: добродушно согласившись на продажу ранчо, расположенного на нефтеносной почва, Элай рассчитывает, что Плейнвью будет регулярно отстегивать ему деньги на постройку церкви и по большому счету поддерживать его – и словами, и делами. У мизантропа Плейнвью, очевидно, совсем другие замыслы.
Кадр из фильма
Приобретая на последнем Берлинале собственный приз «За лучшую режиссуру», Пол Томас Андерсон (именуемый в большинстве случаев для простоты «ПТА») посвятил его актеру, сыгравшему в его фильме ключевую роль – Дэниэлу Дэй-Льюису, человеку, без которого картина ни при каких обстоятельствах бы не состоялась. С ним дали согласие и киноакадемики, вручившие актеру «Оскар».
И так как вправду, нефтяной магнат Дэй-Льюиса – существо совсем неповторимое в последовательности тех, с кем его так довольно часто и неоправданно сравнивают: к примеру, с копполовским Крестным отцом, либо с уэллсовским Гражданином Кейном. Говоря о Плейнвью, ПТА обожает повторять, что вдохновлялся не только магнатами начала ХХ века (не смотря на то, что изучению истории их жизни он уделил продолжительные месяцы), но и существом из второй страны, а также из другого мира – графом Дракулой.
Дьявольское обаяние жителя Трансильвании, как и тысячи оттенков потерянной души собственного храбреца – иронию, боль, неприязнь и страсть, – Дэй-Льюису удается передавать осмотрительными, незаметными штрихами, всецело избегая кривляния либо театральности. Создается чувство, что Дэй-Льюис способен практически на все – в одной из центральных сцен фильма Плейнвью стоит к зрителю спиной, пожимая руку собственного главного метафизического неприятеля – но возможно поручиться, что любой зритель наряду с этим видит выражение глаз будущего нефтемагната. А в глазах у Плейнвью, в самой их глубине, кроме того не неприязнь – тёмная пустота, пустыня, в полной мере под стать калифорнийской.
В отличие от Кейна, хорошего, в неспециализированном-то, парня, грезившего посредством денег добиться любви, дружбы либо признания, Плейнвью грезит кроме того не о деньгах, он ненасытно ищет в нашем мире только одного – полного одиночества. А его именно легче всего добиться, будучи богачом. В одном из немногочисленных искренних монологов (нужно подметить, что в фильме по большому счету говорят мало), Плейнвью согласится, что, оглядываясь на людей около, не видит в них ничего хорошего.
Таки кому он это говорит.
В итоге, в отличие от Кейна, Плейнвью находит то, что искал. И пускай данный обаятельный (не смотря на то, что, возможно, и малоприятный) гигант, вероятнее, обречен гореть в Аду – но уйдет он в том направлении непобежденным. А но, возможно, и Ада-то никакого нет.
Кадр из фильма
Плохо несправедливо, само собой разумеется, говоря о фильме «Нефть» /There Will Be Blood/ (2007) сказать только о Дэй-Льюисе и его храбрец. Не считая замечательной помощи Пола Дэйно (Элай Сандэй), сыгравшего собственного проповедника таким омерзительным, что кроме того Князь Тьмы если сравнивать с ним показался бы симпатягой, «Нефть» была бы неосуществима и без упрочнений людей, создавших неповторимый видеоряд фильма.
Чёрные «нибелунговские» шахты, горящие нефтяные башни среди ночной пустыни, длиннющие замыслы, глядя на каковые, оператор «Искупления» должен был бы провалиться под кресло от стыда, – все это заслуга постоянного оператора ПТА Роберта Элсуита (взявшего «Оскар» за эту работу) и живописца-постановщика Джека Фиска – человека, много лет проработавшего с Терренсом Маликом. Кстати, в случае если уж кого и уместно будет отыскать в памяти в качестве предшественника создателя «Нефти» – то не Олтмана, не Копполу, не (упаси всевышний) Мартина Скорсезе – в частности Малика, человека, снявшего (как и ПТА) всего лишь пара фильмов, ни об одном из которых ни при каких обстоятельствах не стыдно было сообщить – «шедевр».