Новая надежда

Новая надежда

По иронии судьбы храбрецы должны скрывать от людей то, что имело возможность бы вселить в них надежду.

Финиш света подкрался незаметно, уложившись в неожиданноскромный бюджет. Никаких тебе обещанных библейскихспецэффектов: трубящих ангелов, всадников апокалипсиса, землетрясений, морей изкрови, звезды «Полынь», нашествия саранчи — ничего. Легко Господьотключил людям репродуктивную функцию.

Весьма экономно. И весьма действенно.

Увидим, так же экономно и действенно режиссер Альфонсо Куарон воспользовалсяшансом снять один из лучших фильмов года. Мы еще до «Узника Азкабана»осознали, что юноша на большом растоянии отправится, но не ожидали, что прогресс окажется столь стремителен. Юный постановщик создалленту, несомненно, сделавшую бы честь любомупризнанному мэтру.

Застал врасплох, прямо скажем.

Растолковать удавшийся вопреки ожиданиям (и неважным кассовымсборам, связанным с нежеланием весов забирать в мультиплексы мозги) фокуссложно. Как-то так звезды сошлись, что у переехавшего в Великобританиюмексиканца выяснилось единственно верное сочетание вкуса, таланта и ума, дабывыдать на-гора самую мудрую кинопритчу за многие годы. С многослойным социокультурным посланием и замечательным религиозным подтекстом.

Ожесточённый подпольщик Люк — инкарнация евангельского Луки.

К сожалению, создатель этих строчков не знаком с романом Филлис Джеймс, по которому поставлена картина, и неимеетвозможности суверенностью сообщить, какие конкретно плюсы она унаследовала от книги, а какие конкретно следуетнепременно зачислить в актив кинематографистов. В любом случае, экранизацияслучилась хорошая, с какой стороны ни посмотри. Актеры не то чтобывыворачиваются наизнанку, но играются с уверенностью и совершенно верно (особенно хороши Оуэн и Кейн). Режиссурасобранная, твёрдая, подкупающе лаконичная — ничего лишнего, работаеткаждая подробность. Шикарная операторская работа Эммануэля Любецки,сумевшего сплавить лихорадочную динамику «Тёмного Ястреба» и сумрачную красумистических ребусов М. Найта Шьямалана,уже взяла приз на Венецианском фестивале (сам Куарон завоевал в том месте премию Laterna Magica) — и явнотянет на «Оскар». Налицо крепкий, продуманный сценарий, ни при каких обстоятельствах не забывающийдавать пищу как уму, так и сердцу. Прямо скажем, нам повезло.

Еще лет сорок — и оценить «Гернику» Пабло Пикассо станет некому.

В случае если что-то и приводит к лёгкому смущению, так это поройизбыточные христианские аллюзии: храбреца кличут Теодор, другими словами, «Дар Божий»; имяопекаемой им единственной беременной дамы в мире звучит как «Ключ»; весьсюжет в целом — откровенный парафраз евангельской истории рождения Мессиии бегства из Вифлеема — и без того потом. И вдобавок авторы настойчиво закрывают глазана очевидную логическую дырку; если судить по состоянию биологических наук, к 2027году неприятности бесплодия обучатся свободно решать посредством богопротивногоклонирования.

Но, это так, небольшие придирки. В остальном фильм создаёт очень яркое впечатление. При всем эпическом накалестрастей в нем нет ни единого «мыльного», манипулирующего эмоциями публикимомента, а неприятные мысли по поводу деградации западной цивилизации (ростксенофобии, хорошая Громадного Брата политика двойных стандартов,прогрессирующее ограничение свобод, экологическая безответственность) не выпирают «лекционной» надстройкой, а гармонично вплетены вдействие.

Поклонникам громокипящих футуристических чудес и спецэффектов,действительно, нужно будет затянуть пояса — так у нас и не «Пятый элемент», асерьезная, реалистичная драма о вероятном финише света.

Самое же основное, «Дитя человеческое» дает нам то, на чтообычно скупятся многие талантливо снятые антиутопии — Надежду. Причем,делает это весьма тонко, напоминая неочевидную истину: обретение Надежды —еще не Дар, а опробование на пути к нему. И только от нас зависит, сможем ли мыпройти это опробование, доказав, что еще способны оставаться Людьми с большойбуквы, а не мясными автомобилями эволюции.

Имя Джаспера Палмера — четкая отсылка к библейскому волхву Гаспару, Подарки Приносящему.

Во второй половине 20-ых годов двадцатьпервого века Джулианна Мур хорошо сохранилась. А вот остальной мир…

Приглядитесь: на британских заборах видны надписи на русском.

Ничего себе попил кофейку…

«Я обязан спасти мир? А вы не перепутали меня с Брюсом Уиллисом?».

Результат: изумительная многослойная притча о будущем цивилизации,демонстрирующая красивый баланс между эмоциональным и интеллектуальнымнаполнением.

[Ретроспектива] Звездные Войны. Эпизод IV. Новая Надежда


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: