Пять главных фильмов об армии: что смотреть 23 февраля
«Офицеры», 1971
Фильм «Офицеры» взял третью категорию, его кроме того не желали пускать в прокат. Спасла обстановку супруга военного министра Гречко: в героине она определила себя.
К выбору актеров на главные роли режиссер Владимир Роговой подошел весьма ответственно. На роль Алексея Трофимова пробовались знаменитейшие актеры тех лет: Евгений Жариков, Станислав Любшин, Юрий Соломин, Михаил Ножкин, Николай Рыбников, Анатолий Ромашин. Но создатель сценария автор Борис Васильев внес предложение Георгия Юматова.
Режиссер возражал: у Юматова была репутация очень сильно выпивающего человека, он имел возможность сорвать съемки. Но Васильев поручился за актера.
Ивана Варавву грезили сыграть Олег Ефремов, Александр Лазарев, Александр Белявский, Валентин Гафт, а выбор пал на романтичного красавца Василия Ланового. Действительно, сначала Лановой отнесся к предложению без особенного восхищения, потому, что не до конца осознавал темперамент этого храбреца. К тому же между юматовым и ним были натянутые отношения: еще в 50-е Юматов грезил сняться в фильме «Павел Корчагин», но вместо него тогда роль взял Лановой.
Съемки «Офицеров» примирили актеров.
На роль Любы была утверждена актриса Елена Добронравова, но в начале съемок она умудрилась поссориться с режиссером, и Роговой заменил ее на Алину Покровскую.
«Меня безотлагательно позвали с гастролей. Юматов и Лановой встретили меня с цветами. Оператор, совершив пальцем по моему лицу: «Тут проложим морщины», вытащил откуда-то седой парик.
В считанные 60 секунд я из девчонки, которую, фактически, и планировала играть, стала бабушкой!» – вспоминает, смеясь актриса.
Съемки проходили в Подмосковье и Москве, в Твери, Севастополе и Ашхабаде. Не обошлось без экстрима. в один раз чуть не погиб второй режиссер Владимир Златоустовский.
«Басмача-предателя игрался ашхабадский живописец, панически опасавшийся высоты. А по роли ему нужно было падать со скалы. Мы приблизительно одного роста, и я решил «упасть» за него. Туркмены внизу натянули брезент, я повернулся спиной, шагнул вниз… и промахнулся!
Упал головой прямо на них. Горе-страховшики испугались и бросили меня вместе с брезентом. Пришёл в сознание – скорая, доктора, сотрясение мозга», – вспоминал Златоустовский.
Досталось и оператору Михаилу Кириллову. Стремясь снять эффектные кадры, он попросил привязать его к ступеням паровоза. Но от тряски веревка развязалась, и оператор упал на рельсы!
От смерти его спасло только то, что поезд в тот момент замедлил движение.
Терпи, казак!
Самым жёстким опробованием для Юматова стало… нанесение грима. Для эпизодов первой трети фильма 44-летнего актера необходимо было «омолодить» на 20 лет. Чтобы разгладить морщины, Георгию Александровичу заплетали волосы в косички и туго собирали на затылке, а кожу лица стягивали яичным белком. Актер сравнивал эту процедуру с изощренной пыткой, но сносил беспрекословно, только повторяя: «Терпи, казак!»
Горе-наездница
Сцену боя с басмачами снимали рядом от Ашхабада. Лановой и Юматов скакали не хуже заправских джигитов, а Покровскую должна была заменить дублерша. Но Алина решила все делать сама, и самонадеянность чуть не стоила ей жизни: на съемках актрисе достался ретивый скакун по имени Адлер. Сцену погони басмачей снимали рядом со рвом, мимо которого и должны были проскакать на лошадях актеры. Но Адлер решил прокатить Алину с ветерком и отправился на обгон.
К счастью, актеры это увидели, догнали Адлера и спасли Алину от неминуемого падения в ров.
Товарищ генерал!
Одна из самых милых сцен фильма – встреча двух генералов по окончании войны. Но в этот самый момент без курьезов не обошлось. Как–то раз еще загримированные актеры ехали прямо с киностудии, и Василий Лановой, заговорившись, проехал на красный .
К нему подбежал сотрудник ГИБДД, но, заметив, что из автомобиля выходит «генерал» в парадном мундире к тому же с боевым шрамом, со страху замахал руками: «Что вы, что вы, товарищ генерал!» – и убежал.
Фильм оказался таким искренним еще и вследствие того что его авторами были четверо фронтовиков: сценаристы Борис Кирилл и Васильев Рапопорт (проходили службу в танковых армиях), режиссер Владимир Роговой – бывший пехотинец, а Георгий Юматов был юнгой. В сцене, в то время, когда супруга видит на пояснице Алеши след от ранения, шрам настоящий: на протяжении ВОВ Юматов был ранен.
«Офицеров» собирались снимать в цвете. Но цветная пленка была в недостатке – было нужно ограничиваться черно-белым вариантом. Уже в наши дни компания «Формула цвета» раскрасила фильм.
Премьерный показ цветных «Офицеров» состоялся 23 февраля 2011 года.
«Солдат Иван Бровкин», 1955. Режиссер Иван Лукинский
Для роли непутевого новобранца Ивана Бровкина Леониду Харитонову было нужно большое количество заниматься строевой подготовкой, обучиться водить мотоцикл и трактор. На съемках не обошлось без курьезов: Харитонов в солдатской форме гулял по Калинину (сейчас Тверь. – Прим. ред.). Его остановивил армейский патруль и сделал замечание: дескать, носите форму не по уставу. Харитонов начал спорить, и был доставлен в военную комендатуру. В том месте актера определили и отпустили со словами: «Больше не нарушайте!
Раз на вас форма, носите ее как положено в уставе».
«Максим Перепелица», 1955. Режиссер Анатолий Граник
Параллельно с «Бровкиным» снималась еще одна военный комедия – «Максим Перепелица» с блистательным Леонидом Быковым в заглавной роли. Автор Иван Стаднюк, создатель повести «Максим Перепелица», обвинил создателей «Бровкина» в плагиате.
«В 1955 года киностудия «Ленфильм» сдавала в Москве черно-белую комедию «Максим Перепелица», и в тот же сутки Киностудия имени Неприятного представила собственную цветную комедию «Воинов Иван Бровкин». Разразился грандиозный скандал: в кино появились два фильма-близнеца фактически с героями и одинаковым сюжетом», – вспоминал создатель.
К счастью, не обращая внимания на это, зрители полюбили оба фильма. Хороших комедий большое количество не бывает!
«В зоне особенного внимания», 1977 год. Режиссер Андрей Малюков
На съемках фильма об учениях бравых десантников все было, как на военных сборах: актеры в течение двух месяцев жили в одной казарме с десантниками по их распорядку и законам. Борис Галкин, сыгравший лейтенанта Тарасова, все сложные эпизоды, не считая прыжков с парашютом, выполнил сам. Ни в чем не уступал ему Михай Волонтир, которому на момент съемок было уже под 50, а бегал он стремительнее Бориса!
Как раз в этом фильме в первый раз продемонстрировали карате, а по окончании премьеры элементы восточных единоборств вошли в курс подготовки десантников.
«Одиночное плавание», 1985. Режиссер Михаил Туманишвили
Боевик про отечественных бравых морских пехотинцев, задавших жару американцам, был на удивление прекрасно принят за рубежом и с успехом состоялся в 90 государствах мира. Бесстрашного майора Шатохина сыграл Михаил Ножкин.
«Сценарий мне сходу понравился – эффектнейший боевик. Но в то время, когда стали снимать, внезапно выяснилось: 1985 год – «мир, неприятелей нет! ура, разоружение!». Оружие не давали кроме того на съемки – выкручивались как имели возможность! Так, вместо спецназовского ножа я в кадре бросал штык-нож.
А на протяжении съемок якобы в тоннеле столичного метро, а в действительности в выстроенном под Москвой-рекой павильоне, мы сохранились только чудом. Кто-то из муниципальных инженерных работ открыл шлюз, и тонны воды хлынули в павильон», – вспоминает актер. По окончании премьеры зарубежные СМИ назвали Ножкина «русским Рэмбо».
Елена Чайкина