Проклятие аннабель: реабилитация спин-оффа (рецензия)
Вот уже вторую семь дней в прокате идет ужастик Проклятие Аннабель: Зарождение зла совершает это с громадным успехом. Само собой разумеется, кассовые сборы не могут служить однозначным мерилом в вопросе о культурной ценности. Однако тут нам повезло, и картина вправду вышла весьма хорошей.
Напомню синопсис:
Через пара лет по окончании ужасной смерти их маленькой дочери его жена и кукольник приглашают в собственный дом монахиню и нескольких девочек из приюта, скоро становящихся мишенью для одержимого создания кукольника — Аннабель.
Согласиться, первые восторженные отзывы, посыпавшиеся на фильм с зарубежных ресурсов, меня поразили. Думаю, я выражу общее либо, по крайней мере, распространенное вывод, в случае если сообщу, что от данной картины никто ничего особого не ожидал. Провал также не пророчили — все-таки на правом плече режиссера сидит Джеймс Ван, одна из самых больших фигур в современном хорроре.
Легко качественный, но достаточно проходной продукт — вот на что рассчитывали зрители.
Оно и ясно, прошлый фильм, первое Проклятие Аннабель, смотрелся достаточно прилично снаружи, но был мертв изнутри. Режиссер Джон Р. Леонетти старался не заострять внимание на применяемых штампах, так что история вышла обтекаемая и заведомо смутно знакомая. Обстановку мало выручал эдакий флер духа 60-ых: музыка, интерьеры, причёски и костюмы.
В этом спин-офф честно пробовал соответствовать материнской серии Заклятия, но за мягким покровом стилизации, за строгой работой оператора, за комплектом хороших скримеров чего-то не хватало.
В приквеле Аннабель режиссерское кресло занял Дэвид Ф. Сандберг. События со своей стороны перенеслись сперва в 1943, а позже в 1955 год — второе время, вторая воздух. И вместе с тем картина была куда ближе к Заклятиям, чем первенствовалачасть. Схожий тезис высказал сотрудник Феликс Кривенцов в собственной рецензии.
Я, действительно, не готов дать согласие с тем, что в работе Сандберга нет ни грамма индивидуальности, но об этом позднее.
Всевышний в мелочах.
И в Зарождении зла довольно много мелочей, большая часть из которых не только формирует фон, но и трудится на сюжет. Действительно, присутствует определенная нарочитость в том, как нам их показывают, словно бы отмечая на карте места, где зрители позже будут пугаться. И все равно нельзя не похвалить создателей за эту любовь к подробностям.
Ветхий автобус, железные скобы на ноге девочки, инвалидное кресло, кукольный домик, пугало в амбаре, игра в прятки с записочками… Все это насыщает картину, делает ее живой.
А также дом, очередной громадный скрипучий ужасный дом, запомнился мне как что-то чуточку особое. Мрачная массивность, она ощущается практически все время. И в первом, и во втором Заклятии имеется подобные локации, но тамошние многодетные семьи умудрялись наполнить ужасные вакуумы, привнести в них, если не тепло, то уют.
А вот местное строение владеет характером готического замка, в нем таится благородство, груз и красота чёрного прошлого. Быть может, все дело в том, что повествование ведется по большей части от лица детей, каковые бродят по дому в одиночку, и потому все около делается больше, выше и тяжелее.
И кстати, не буду убеждать вас в том, что дети — это цветы судьбы, но юные актрисы вправду украсили новое Проклятие Аннабель. Снова же в уникальном фильме какой-то харизмой имела возможность похвастаться разве что Элфри Вудард, но у той ни экранного времени толком не было, ни достаточной мотивации для поступков. В приквеле же блистают 11-летняя Лулу Уилсон и 15-летняя Талита Бейтман, играющие сироток.
Помимо этого, необходимо подчеркнуть выбор девятилетней Самары Ли на роль погибшей дочурки хозяев дома: при жизни ее героиня смотрится легко как весьма натуралистичная кукла, но по окончании смерти эта кукольность делается жутковатой, а основное, идеально вписывается в эстетику картины.
Взрослые актеры Стефани Сигман, Миранда Энтони и Отто ЛаПалья профессионально отыгрывают собственные роли, но помогают только богатым фоном для истории про двух девочек. Ну, либо про одну ее подружку и девочку. ЛаПалья негромкой мрачной фигурой, подавляющей всякое веселье около себя, пара выделяется из бэкграунда и вместе с тем образовывает его ядро, потому что его храбрец — это живое отражение дома, о котором мы говорили выше.
Добропорядочный, по-своему прекрасный, несущий на себе неизбывный груз прошлого, ну вы осознали.
А вот о самой кукле Аннабель мне сообщить как-то практически нечего.
Понимаете, она, если не стращала, то вправду напрягала меня в прологе к Заклятию, но ни в первом посвященном ей спин-оффе, ни в Зарождении зла особенных чувств эта вещь у меня не вызывала. Вот кукла чревовещателя из Мертвой тишины того же Вана была ужасной, а Аннабель… ну, не знаю, сам ее дизайн открыто и нарочито криповый. Вот если бы создатели фильма сумели сделать ужасной изначально милую либо забавную вещь, вот это было бы мастерство!
Кстати, в этом контексте радует камео уникальной куклы Аннабель в кадре. Не той, что хранится за стеклом в музее Эда и Лоррейн Уоррен, а просто из той же серии игрушек. Она громадная, мягкая и, не обращая внимания на огромные тёмные провалы глаз, совсем не ужасная.
Мы видели ее еще на съемках Зарождения зла, кстати говоря.
Но, вправду ужасного в киноленте хватало с избытком, так что мое отношение к кукле никак не сказалось на количестве кирпичей, каковые скопились под моим сиденьем в кинотеатре.
Какие-то сцены выглядят знакомо. Неожиданные появления из темноты, подбрасывание людей и предметов в атмосферу — все это мы видели и… все это нам нравится. Исходя из этого Джеймс Ван и его команда продолжают с успехом эксплуатировать подобные приемы. Демон, мелькающий только на секунду в зеркале либо видимый невнимательно, по-моему, и вовсе красив. Эта неуловимость образа вправду пугает.
Были и другие моменты, заставляющие внутренне сжаться — вырастающая девочка либо ломающиеся пальцы, к примеру. Не буду спойлерить, это легко сильно.
Помимо этого, раздельно отмечу сцену, в которой, выясняется, воплотились сны режиссера. Сиротка Линда отыскала игрушечную пушку, стреляющую маленьким мячом на веревочке, ну и сидит сейчас на пороге помещения, стреляет за дверь в темноту, а позже подтягивает мячик обратно. У меня не было таковой роскошной пушки, но что-то в данной сцене вынудило меня возвратиться на мгновение в детство. Всколыхнулось какое-то смутное воспоминание об одиноких страхе и играх.
Не уверен, что желаю отыскать в памяти это четко, в противном случае мало ли…
Ну, и наконец, преодолев череду скримеров, история замкнулась. Приквел сделал собственный дело, и уникальная Аннабель наполнилась неким новым смыслом. А основное, мы взяли картину, столь же увлекательную и живую, как работы самого Джеймса Вана. Не затерялся ли во всех этих винтажных чужой и деталях стилистике сам постановщик? Не знаю. Дэвид Ф. Сандберг еще в начале творческого пути, так что неясно, имеется ли у него личный стиль и каков он.
Но при всей схожести с Заклятиями в Зарождении зла мы видим пара иную историю. Сандберг концентрирует внимание на детях, не только пугает, но и давит на драму.
И выходит отлично.