Слепота
Большой мегаполис, перекрёсток, последовательности автомобилей, светофор. Красный изменяется на зелёный, поток оживает, и лишь белое авто во втором последовательности застыло в неподвижности. Что такое?
Обиженные гудки, крики, собравшаяся около масса людей. Юный человек за рулём растерян. Только что он ехал, и вот сейчас ослеп. Совсем и бесповоротно.
Густая белая пелена перед глазами и всё.
Помощь незнакомца, дом, супруга, после этого поликлиника. Доктор всматривается в зрачок, шепетильно осматривает глазное дно, контролирует реакции. “Да у вас совершенные глаза”,- говорит он больному. А тот резонно: “Но я же ничего не вижу”!
Док обещает изучить феномен, разобраться. Утро, как мы знаем, куда мудренее вечера.
Но сбыться надеждам выясняется не суждено. Проснувшись, окулист заметил свет и… ничего более. Ослеп не только он, но и случайный ассистент на улице, супруга больного, секретарь в клинике.
Утратила зрение вся клиентура, наводнившая его кабинет вчера вечером. Только личная супруга доктора до тех пор пока устояла. Стало очевидно, не смотря на то, что и поразительно, что слепота заразна. И в случае если больных не изолировать…
Первую группу инфицированных поместили в закрытый военного госпиталь. Чуть они расположились, как последовала вторая партия, за тем – третья. Заполнялись палаты, коридоры, подсобки, а автомобили всё прибывали. Свершилось нехорошее – в стране разразилась эпидемия. Миллионы людей неожиданно лишились основной сокровище судьбы – зрения. Их спутником стало отчаяние, средой обитания – мрак.
Человечество поднялось на грань выживания.
Сюжет давал слово изысканное блюдо. Что-то драматически-мистическое-фантастическое, а это тот коктейль, что всецело отвечает моим вкусам. При, само собой разумеется, хорошей реализации.
А к этому были все предпосылки. Завоевавший Голливуд создатель “Города Всевышнего” бразилец Фернандо Мейреллес, популярный романист Хосе Сарамаго, чья книга легла в базу картины, и очень приличные трудяги-актёры Джулиана Мур и Марк Руффало. Осечки быть не должно.
Её, в неспециализированном-то, и не было.
Фильм оказался хорошим. Интрига присутствует, действительно, не в той мере, в какой желалось бы и ждалось. Растолкую. Представьте себя в аналогичной обстановке. Так как произошедшее весьма страшно. Как со стороны тех, кто уже лишился зрения, так и ожидающих собственной очереди. Для последних особенно. А что тут?
Непонимание, тревога. И никакого напряжения, никаких тебе нервов узлом. Кроме того напротив. Режиссёр изолирует зрителя от происходящего. И воспринимается оно пара отстранённо: ты – наблюдатель, но не участник. Мейреллес не исследует проблему, он не задаёт вопросы “из-за чего”. Задача его храбрецов сделать вывод, что делать и как жить дальше.
Как выжить, сохранить себя, душу. А “слепота” помой-му и непричём, дело второе.
Она приходит из ниоткуда, устанавливает личные правила и… фактически, всё. Слепота – та же колония, всего лишь жизненные условия, правила игры. На этом её функции заканчиваются. Мейреллесу другого и не нужно. Он изучает людскую природу, общество, поступки, их морально-этическую сторону.
Что также по-своему весьма интересно и драматично. Но какого-либо отчётливого оттиска в памяти либо сильного впечатления фильм не оставляет. Думается, что что-то похожее я уже встречал, как визуально, так и ментально.
Что-то смутно привычное, не смотря на то, что и не хорошо идентифицируемое. Наряду с этим отнюдь не нехорошее.
Да, другой раз не редкость полезно повторить, пофилософствовать, поболтать о душе. “Слепота” – хороший для этого предлог. Некая обволакивающая и проникающая субстанция, дающая, пожалуй что, очищение. Как религия.
Нет, всё-таки – вера.