Солярис, солярис

Оскаровский лауреат отыскал разгадку славянской души

Стивен Содерберг экранизировал «Солярис» Станислава Лема, честно признав, что это ремейк картины Андрея Тарковского 1972 года. Новый фильм похож на ветхий как анатомический муляж — на живого человека.

Содерберг делал фильм под очевидным влиянием ленты Тарковского. Он так очевидно повторил врезавшиеся в память находки, что картина напоминает школьное сочинение, где необходимо собственными словами пересказать оригинал. Совершенно верно так же, как в 72-м, по стеклу барабанит унылый ливень, позже он, как у Тарковского, прольется и в помещении, и запрещено будет осознать, происходит это во сне иль наяву. Выстроенная в павильоне XXth Century Fox космическая станция выглядит как прошедшая евроремонт «мосфильмовская».

Кроме того актеры подобраны соответственно типажам Тарковского: Крис Кельвин у Джорджа Клуни – вылитый Банионис, и хоть его супруга Рея у Лема и у Наташи Бондарчук звалась Хари, но ее новую исполнительницу МакЭлоун также кличут Наташа, и они также без сомнений похожи.

Кадр из фильмаСолярис, солярис

Все это в какой-то мере ясно. Содерберг входил в материал и постигал загадки славянских душ через единственный заслуживающий доверия источник. Он был уверен, что данный источник дешёв в Америке немногим, да и те его подзабыли, и поступил примерно так, как поступают иные западные ученые с трудами собственных российских сотрудников – их учитывают, но все новации вычисляют собственными.

Лишь этим возможно растолковать постоянное цитирование, которое мешает наблюдать содербергов «Солярис» как акт независимого творчества. Но, мешает, возможно, лишь нам в Российской Федерации – остальные, в большинстве, примут фильм за персональное открытие оскаровского лауреата.

Режиссер Содерберг со всеми собственными регалиями, как отечественный дирижер Гергиев, — дитя раскрутки. Принадлежность более бизнеса, чем искусства. Он авторитетен, энергичен, плодовит и без сомнений большой профи. Но он так рационалистичен, что ему противопоказано все, что связано с мистическими сферами людских душ. Вот социальная борьба «Траффика» либо активистки Эрин Брокович – это по нему.

Остроумные вариации на темы ветхого «Оушена» – это для него. Но из Шекспира либо Чехова он все равно сделает «Шизополис», как Гергиев из любой музыки делает Вагнера.

Кадр из фильма

Собственный «Солярис» Содерберг конструирует, пользуясь всеми рейтинговыми матрицами, как компьютер – «библиотекой стилей». в наше время положена политкорректность, и он вводит в штат космической станции даму-ученую, причем, конечно же, афроамериканку. Тем более что негритянка имеется и у Лема – «огромная, со слоновьими бедрами». Действительно, призрачная.

Приветствуется наличие в фильме надежды – и вместо пугающих фантомов есть приветливый мальчик, протягивает Крису руку помощи.

А основное – нужно чтобы было ясно. Какие конкретно такие муки совести переживает верный Крис, из-за чего ему есть погибшая супруга и с какого именно бодуна она наложила на себя руки? Исходя из этого у Содерберга фильм не о трубном, но и смутном гласе совести, не о бессилии поменять прошлое, исправить роковые неточности, вернуть убитое счастье. Он, говорит Содерберг, о любви.

Встретились двое в метро, понравились друг другу, позже полежали обнаженными в постели, целомудренно обнявшись и думая о философском, позже поссорились – с кем не бывает! И вот сейчас коварная планета Солярис прокручивает плёнку этих воспоминаний и ностальгия материализуется в живую, совсем настоящую Рею. Само собой разумеется, эта новая Рея не помнит, как ко мне попала и по большому счету не забывает лишь то, что в этот миг вспоминает Крис, но все другое у нее как у людей и к тому же она, по-видимому, бессмертна (тут дается маленькой фрагмент ужастика с заживлением ужасных ран на красивом теле).

И все дела. И возможно более не оперировать понятиями судьбы-смерти. А основное — мы прощены за все, что в жизни натворили.

Легко, как в церкви: помолился – и ты уже не убийца. Так легко, что Лему не нужно было писать столько страниц текста. И уж совершенно верно на этом «Мосфильме» не умели беречь пленку – Тарковский наснимал на три часа почти, а Содерберг то же самое уложил в полтора.

Это так же легко и эффектно, как комикс про Анну Каренину, которая от любви сиганула под электричку. Тайную славянской души, как тайну гармонии, выясняется, легко разложить на нолики-единицы.

Кадр из фильма

А дабы зритель не мучился предположениями, где сон и где явь, где клон, а где живая Рея-Хари, возможно все это пометить особым цветом – так производят условный рефлекс у крыс. Все, что в космосе, обозначено прохладным голубым монохромом, все, что на Земле, — теплым и оранжевым. На Станции камера и статика на штативе, на Земле камера и суета ручная. Сам же Солярис красиво струится, не предсказывая плохого.

Данный фильм по большому счету оптимистичен и ожидает из космоса лишь хороша.

Содерберг добр. Он не желает космических монстров. Обильно цитируя Тарковского, он воздержался от цитирования самой шоковой, самой памятной из находок предшественника – в то время, когда ласковая, израненная прошлым Хари, закрытая в каюте, показывает неземные силы, продираясь через металлическую дверь. Это для Содерберга уж через чур – пускай и трубный глас, но дама должна быть дамой.

Исходя из этого его Рея может лишь плакать.

Лучше, таинственнее вторых играется Джереми Дэвис в роли Сноу — бывшего Снаута. Он хотя бы напоминает безумца, хоть и не напоминает ученого. Хуже всех Клуни, что всего лишь клонировал собственного храбреца из «Скорой помощи».

В целом картина, возможно, обречена на определенный успех. Во-первых, все решат, что это все придумал Содерберг. Во-вторых, тема клонирования актуальна и наглядное размножение Реи-Хари будет интриговать публику.

А основное, любовь торжествует, и потому эта вещь асприорно посильнее «Фауста» Гете.

Не так долго осталось ждать поиграть в игру «отыщи три отличия между фильмами» сможет любой желающий: в феврале «Солярис 2» выходит на экраны России.

SOLARIS — Martian Chronicles Live [FULL CONCERT] [2015]


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: