Страсти христовы
В первые дни показа “Страстей Христовых” в мировом прокате на сеансах от сердечного приступа скончались два человека. Тем самым фильму волей-неволей была сделана сногсшибательная реклама. Вправду, кассовые сборы в первые семь дней проката превысили все мыслимые прогнозы.
В этом ли дело, либо в чем-то втором, не знаю. Давайте не будем искать обстоятельства этого явления. Легко послушайте, что я сообщу.
“Страсти Христовы” в рекламе, в особенности вызывающей большие сомнения, не нуждаются. Так же, как слово божье, картина сама бы отыскала со временем путь к сердцам людей.
Я далеко не богослов и не силен в религиозной лексике, исходя из этого не буду заострять внимание на сюжетных недочётах и несоответствиях фильма, его познавательной ценности. Не ожидайте от меня кроме этого сравнений с Библией и разнообразные проповедей. О чем же тогда я могу вам поведать?
Как неизменно, о собственных впечатлениях от фильма и его художественных преимуществах.
А они громадны.
“Страсти Христовы” снимал Мел Гибсон, берущийся за режиссуру редко, но метко. Это всего лишь его третий фильм в данном качестве. Прошлые два (“Человек без лица” и “Храброе сердце”), на мой взор, удались.
Тема, поднятая в данной картине – рискованная, кроме того взрывоопасная. Гибсон говорит о последних часах жизни Иисуса Христа. Говорит вдохновенно, открыто и детально.
Эти часы, в основном, складывались из преследований, наказаний, физических и нравственных мучений Сына Божьего. Наблюдать на них не легко не столько по причине того, что в том месте продемонстрирована какая-то немыслимая жестокость (нет, видали мы пытки и похуже; чего стоит, к примеру, вскрытие черепной коробки храбреца Рея Лиотты Ганнибалом Лектором в “Ганнибале”), какое количество из-за того, кем для многих есть мученик.
Но кроме того уверенные атеисты вряд ли смогут оставаться равнодушными к тому, что заметили.
Гибсон, как положено, в рассказе об Иисусе делает упор на классические христианские сокровища, приводя к естественным чувствам жалости, сострадания, восхищения человеком, принявшим на себя ответственность за отечественные грехи.
Режиссер попытался максимально совершенно верно воссоздать обстановку и атмосферу той эры и сделал это легко потрясающе. В фильме нет ни слова на британском, использованы лишь древние языки народов, населявших Ближний Восток 2 тысячи лет назад: древнееврейский, арамейский, латинский. И это не реверанс в сторону догматиков, не попытка выпендриться.
Обращение, сказанная на таковой манер, действует безотказно. Другой раз сообщённое с эмоцией выражение на незнакомом языке пробирает посильнее, чем дышащие стариной стенки древних храмов.
В картине же хватает и того и другого.
Остается полное чувство того, что пронесенная через века библейская история вправду имела место. Фильм затрагивает душевные струны кроме того тогда, в то время, когда этого совсем не ожидаешь.
Джим Кавизел играется безукоризненно. Особенно это заметно в те редкие 60 секунд, в то время, когда за нескончаемой миной страданий и боли на лице его храбреца проглядывает что-то второе. Преображение этого, как казалось ранее, более чем обыкновенного актера носит какой-то воистину божественный темперамент. Что тому виной: сильная увлеченность либо огромная вера – не имеет значения.
Но актер поразил, будем сохранять надежду, не в последний раз.
Да и не только он. Увидели, каков был царь Ирод либо человек, несущий крест Иисуса! А вот появление Моники Белуччи в роли Магдалены (на мой взор, совсем не оправданное), не сообщившей за целый фильм ни слова, приводит к недоумению.
Любой желающий имел возможность бы так же тупо перемещаться на заднем замысле, не делая никаких функций, с одним и тем же каменным выражением на лице.
“Страсти Христовы” – очень сильный и ясный фильм, что, не обращая внимания на сугубо агитационный темперамент (что неизбежно для данной темы), цепляет и приводит к целому букету разнообразных эмоций, мыслей и эмоций. Вряд ли вы начнёте смотреть его во второй раз, еще более вызывающе большие сомнения утверждение, что он сможет как-то оказать влияние на ваше мировоззрение, но встретиться с ним нужно всем. Я рад, что сделал это, а сейчас с чистой совестью советую и вам.