Сумрачный самурай

В далеком прошлом были подозрения, что самурайский кодекс – всего лишь полная черта культурного человека, которую ищут, ищут и до сих пор не смогут отыскать. Западный образ интеллигенции неизменно тяжело вязался с Дальним Востоком, не смотря на то, что связывать их начал еще Карл Густав Юнг. Но «Сумрачный самурай» Едзи Ямады дает упомянутую чёрта столь же наглядно, как сорок лет назад к ней подводила буддийская «Чарулота».

Индиец Сатьяджит Рэй вычислял данный чеховский фильм своим самым лучшим из нескольких десятков, японец Ямада всю жизнь снимал самый долгий сериал мирового кино («Тора-сан») и, завершив его, сейчас, в собственном 77-м фильме также, предположительно, неслучайно взялся за историческую прозу.

Кадр из фильмаСумрачный самурай

Само собой разумеется, новеллы Сюхея Фудзисавы – не то, что отечественный интеллигентски-символический Чехов либо обожавший его Акутагава Рюноскэ. Но Акутагава наложил на себя руки именно в тот год, в то время, когда Фудзисава появился, и это рождение, и интонация экранизированных новелл уже как бы включают в себя еще и его жизнь. А воздействие новелл отнесено именно к дешёвому ему времени.

По большому счету все сходится легко до забавного – фильм, в случае если посчитать, говорит приблизительно о 1860 годе, в то время, когда появился Чехов. У японцев кончалась эра Мэйдзи, и во второй половине 60-ых годов XIX века, что мелькнет в послесловии, власть сегунов совсем иссякла.

Кстати, единственный большой недочёт «Сумрачного самурая» – что все видимые перемены в жизни интеллигента совершаются в предисловии, послесловии, закадровом комментарии и титрах. В кадре, не обращая внимания на финальный бой, он живет неизменно на одной ноте. Не хотелось бы, дабы это также выяснилось чёртом, да это и неправда. Перемены же были, Ямада, предположительно, нарушить хрупкости и интонацию трепетности каждого мига судьбы, а напрасно. Подлинный самурай не побоялся бы.

Иначе, в то время, когда Джармуш в «Псе-призраке» все время что-то меняет в жизни Фореста Уитакера, вместо интеллигентности получается голливудский налет на всякое бусидо, что также противоестественно.

Кадр из фильма

Преимущества «Сумрачного самурая» – в артистах и продемонстрированном материальном мире. Без особенного взора, без зернистости, соляризации, «догматической» камеры быт японцев, материи, их окружавшие, в десятнадцатом веке сами по себе были одухотворенные. на данный момент евроремонт требует квартир-студий, шкафов-купе, мало мебели, большое количество удобств типа пола с подогревом, а у них так исторически сложилось.

Мягкий климат, почва неизменно теплая, дом имеет одну задачу – вписаться в дождливый пейзаж. Наряжались все также по сути современно, другими словами знаково и одинаково. Брюки хакама, носки с кожаной подметкой – все отдельная песня.

Но наряду с этим носки смогут рваться и быть нечистыми, в этот самый момент и начинаются отношения самураев между собой, другими словами образчик интеллигентности.

Прекрасный артист с неглупым лицом Хироюки Санада в порванном кимоно полностью сливается с образом порядочного человека. Неимеетвозможности он подсуетиться, прогнуться и лизнуть, дабы получать 150 коку риса в год вместо жалких пятидесяти. Супруга когда-то пилила?

Он вкалывал ей на лечение, лез в долги, но учел. Погибла супруга от чахотки? Он вкалывает на двух малолетних дочек и мать-маразматичку, расплачивается с долгами, но жениться больше не вправе.

Прекрасная артистка Риэ Миядзава в дорогостоящих кимоно также учитывает все, что возможно. Смотрите сами, чего я буду говорить? Конечно, что на них все наезжает и наезжает неинтеллигентная, неподлинно самурайская «публичная судьба». Кроме того бусидо возможно извратить так, что эре сегунов придет финиш. Но, не смотря на то, что до конца фильма настоящий самурай Сэйбэй (Санада) не дожил, каждому бы столько счастья, сколько ему досталось.

Вот, не взирая на вздувшиеся трупы в речке, ужасных жлобов-сослуживцев в замке и продолжительное ожидание собственной Томоэ (Миядзава).

Кадр из фильма

Кстати, фильм рекламируется как апология очередного «поединка на клинках» – ах, полчаса поединка, ах, долгий клинок, ах, маленький клинок, а также в роли соперника – великий Мин Танака (авангардный танец буто). Но не для драки затеяна вся бодяга на два с лишним часа – тогда нужно бы первые полтора без жалости.

Может, двенадцать призов собственной Киноакадемии «Сумрачный самурай» взял только за опровержение неопровержимой истины: «Дабы победить, я должен быть в совсем дикой ярости и с глубоким презрением относиться к собственной смерти, а я к этому не готов». Он залез в те самые сложности, в то время, когда невозможность быть самураем и есть бытием им и ведет к победе, которую нереально присвоить. Это не демагогия.

Сумрачный Самурай


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: