Таинственный лес
Для тех, кому нравились «Шестое чувство», «Неуязвимый» и «Символы», М.Найт Шьямалан в «Загадочном лесе» – целое разочарование. Для тех, кому они не нравились, «Загадочный лес» – приятная неожиданность. Кое-кто наконец исправился. Загадочный индус, сделавший данный фильм за два месяца с бюджетом в 60 миллионов, окупившимся в премьерный уик-энд, достиг на этот раз согласия между логикой и мистикой, между реальностью и занимательностью.
Это весьма простое, очевидное согласие, притом что мрак «и» вся «жуть» по ходу просмотра соблюдены, чем фильм и завлекает, не смотря на то, что звезд с неба не дотянулся.
Кадр из фильма
Во-первых, узнаваемая научно-фантастическая схема апокалиптического мирка, оставшегося на клочке почвы во враждебном окружении и неизменно находящегося на страже, дабы избежать любых контактов с неприятелями, для чего введено «особенное положение», разрешающее влияниям деятельно манипулировать народом, перенесена из далекого дикого будущего в относительно близкое негромкое прошлое – в финиш XIX века. От виданных-перевиданных бессчётных нижних юбок, туфель и корсетов на шнуровке, шляп типа «котелок», редких размеренности и деревенских праздников закрытой религиозной общины типа «квакеры» либо «мормоны» все апокалиптические неприятности становятся наглядней, выпуклей, доходчивей.
Кадр из фильма
Во-вторых, сочетание схемы с этим не меньше известным XIX веком разрешает подробно создать ее воздействие. Сто человек местных жителей – не масса людей, а теплая компания. Псих на воле (Эдриэн Броуди), честный работяга (по поводу Феникс), прозорливая слепая (Брайс Хауард), ее сестричка-мещаночка (Джуди Грир) с муженьком-жлобом (Фрэн Кранц) и, наконец, впечатляющий совет старейшин (Сигурни Уивер, Уильям Херт, Брэндан Глисон) полезны сами по себе.
Отношения выясняют независимо от сюжета, характеры все живые, а не функции, как в большинстве случаев в мистических триллерах. И наличие неприятелей также выражено основательно. Кто-то в том месте в окрестном лесу – «те, кого не именуем» – мелькает, не то что кошмарные инопланетяне в «Символах».
Нет, все стильно: ободранные красные и тушки полосы на дверях, красные балахоны, скрывающие все, не считая торчащего из поясницы акульего плавника – придумки не с потолка, а из культурного контекста. Придумки фантастической «защиты» от неприятелей берут снова же простотой. Лес отделен от деревни лесопосадкой, на каждой сосне – желтый флаг: «те, кого не именуем» опасаются желтого цвета.
Из этого и желтые балахоны на всех, подходящих к лесу.
Кадр из фильма
В-третьих, в то время, когда разворачивается сюжет, как Хоакин Феникс захотел через лес в какие-то «города» за лекарством для психа, был не легко ранен, и уже за лекарствами для него через лес отправилась влюбленная слепая, тогда напрасен ужас всех здравомыслящих взрослых, что снова все кончится бредом, снова Шьямалан заедет в какой-нибудь загробный мир либо летающую тарелку. Другими словами невзрослые были именно очень сильно разочарованы, что без этого обошлось практически прямо с середины, а в действительности – и слава всевышнему, что обошлось.
Для собственных любимых страхов, нагнетания и недомолвок нервозности в кинозале Шьямалан на этот раз отыскал в полной мере рациональную, кроме того морализаторскую развязку. Пускай это уже было, и кому не знакомо «назад к природе» либо «бросаю все, переезжаю в Урюпинск», но как раз в американской культуре XIX века подобная развязка замечательно обоснована – «Судьбой в лесу» Генри Дэвида Торо – что сейчас легко примиряет ее с антикультурой XXI века. Антикультура перестает быть ужасной и вписывается в интерес.
У богатых, выясняется, смогут быть вписанные в человечество причуды.
Кадр из фильма
Начиная с середины, наслаждаешьсяуже не от саспенса, а от того, как Шьямалан как раз в двадцать первом веке сведет моральные финиши с безнравственными финишами. И снова же, пускай выводы его двойственны, они небезнадежны. Прежде всего двойственность небезнадежна в жанре триллера – то, что нужно, – во вторую, она разрешает самую малость поразмышлять «о времени и о себе».
Пускай самую малость, но да и то хлеб при нынешнем Голливуде. Видно, на это купились все занятые в фильме звезды – в противном случае бы скопом на такое не пошли. Кстати, кроме Феникса со собственными фанатами и Херта с Уивер со собственными поклонниками тут рекомендуется повнимательней присмотреться к Брайс Хауард.
В скором будущем она станет героиней «Мэндерлея» /Manderlay/ (2005) фон Триера, и по «Загадочному лесу» ясно, из-за чего он ее выбрал вместо «догвиллевской» Кидман. Наконец, согласие фильма с самим собой видно по качеству съемок – весьма конечно сняты заросли и луга, лес и домики, с наслаждением бы в том месте пожил. Не смотря на то, что кто-то из критиков уже отыскал в данной естественности упадок жанра.
Кадр из фильма
Что вправду жалко – так это для чего отечественные прокатчики переименовали в «Загадочный лес» уникальный шьямалановский титул «Деревня» («Village, The»). Он был ближе к сути, ее и без того мало, для чего же остатки вымарывать? Но в целом по фильму: шла на него с тоской, а вышла с любопытством.