В горы я тащил группу на себе
Русская тайга – неисчерпаемый источник воодушевления для кинематографистов многих поколений, но нужна определенная смелость чтобы отправиться в леса на съемки и возвратиться из экспедиции с добротным материалом. Особенно весьма интересно, какие конкретно ощущения от для того чтобы путешествия приобретают новички. По окончании премьеры фильма «Беглецы» мы встретились с режиссером-дебютантом Рустамом Мосафиром и узнали, давили ли на него продюсеры, помогли ли казахские пожарные и чем Петр Федоров выгодно отличается от своих сотрудников по цеху.
– Как постановщика-дебютанта хочется сходу вас задать вопрос, «Беглецы» – это режиссерский либо продюсерский проект?
– Сложно вот так сходу забрать и определиться. Само собой разумеется, это продюсер Ренат Давлетьяров внес предложение мне трудиться над фильмом. Мы уже трудились с Ренатом, я был его помощником на одном из фильмов, куда он пригласил меня прямо из университета. Заметил мою короткометражку «Белый-белый сутки» и позвал к себе в группу. Мы сработались, и по прошествии пары месяцев он внес предложение мне сделать дебют.
Так что в то время, когда появилась эта история, тогда проект еще именовался «Ведьмин ключ», я был претендентом его возглавить номер один. Я, кстати, фильм желал назвать «Варнак», это беглый каторжник, но меня убедили забрать более привлекательное наименование. Картина оказалась компромиссом между продюсерскими требованиями и моими режиссерскими амбициями.
Продюсерская рука в нем чувствуется, будь он чисто моим, фильм вышел бы чуть вторым, но, однако, фильм вышел вот таким, каким вы его видите.
Кадр из фильма «Беглецы»
– Поведайте об источнике для сценария.
– Это маленькая повесть сибирского писателя Глеба Пакулова. Это достаточно видный коммунистический автор, живший в Иркутске, у него большое количество книг на сибирскую, таежную тему, большое количество исторических романов. Пакулов трудился геологом и попутно собирал легенды и рассказы тех народов, что населяют тайгу. Эвенки поведали ему про место, которое именовалось Ведьмин ключ, где, по преданию, ходит дух обезумевшей дамы.
Мужчины погибали, встретив ее. Об этом Пакулов и написал. «Ведьмин ключ» – это таковой мелкий рассказик, достаточно камерный. Из него имел возможность оказаться артхаусный фильм для фестивалей, но мы решили делать фильм более жанровым, более коммерчески ориентированным. На мой взор, у нас это оказалось.
Вышел таковой добротный истерн, как это принято у нас именовать. Я придумал для русских вестернов второе наименование – «пельмени-вестерн» – по аналогии со «спагетти-вестерном». По окончании моего фильма, надеюсь, приживется.
– Как искали место для съемок? На большом растоянии ли в тайгу было нужно забраться?
– Да, нам было нужно порядком побродить по тайге в отыскивании подходящих мест, мы кроме того совершили экспедицию на Алтай. Но у нас в партнерах был «Казахфильм», а Казахстан на востоке граничит с Алтаем. Практически это тот же Алтай, лишь иначе границы.
Места поразительно прекрасные, не смотря на то, что условия были очень сложные.
Кадр из фильма «Беглецы»
– В чем заключалось сотрудничество с «Казахфильмом»?
– Творческий коллектив был фактически целый отечественный. Со мной приехали оператор, живописцы, а с их стороны была административная база. В основном они нам помогали с технической стороны.
– Но болота вам было нужно снимать уже в Подмосковье?..
– Да, болото мы «выстроили» на военной базе уже тут, на Рижском шоссе. Бюджет дебютной картины не разрешил нам совершить достаточно времени в творческой командировке. Но в действительности мы планировали столичные смены, у нас в Москве медведь был запланирован, так что это не из-за каких-то неприятностей съемки переместились в Подмосковье. С болотом все достаточно легко было – мы выкопали яму, залили и кинули артистов в том направлении.
В то время, когда они начали совсем тонуть, вытянули их за веревочку. Простое дело.
Кадр из фильма «Беглецы»
– Выглядит это впечатляюще. А для вас какие конкретно сцены были самыми сложными?
– Да все было непросто. Но в действительности я обязан заявить, что это большой плюс – съемки в настоящей экспедиции. Настоящая тайга, отрыв от привычного мира – это полезно и для группы, и для актеров. не забываю, мы снимали сцену, в которой ранен уже героиня Пети и герой Федорова тащит его, обессиленного.
Снимали мы это на горе, до нее весьма на большом растоянии было идти, продюсер уговаривал меня не идти, время уже поджимало, и свет уходил, но я принял тогда волевое ответ и потащил оборудование на себе, показывая пример группе. Доползли кое-как, сняли, и позже все были довольны. В том месте вправду немыслимый вид раскрывается Лошади у нас достаточно необычные были.
Казахские лошади едят, по всей видимости, какую-то необычную казахскую траву. Они то вялые были, неподвижные, то внезапно брыкались со ужасной силой. Последнюю сцену нам чуть не запорола одна такая.
У нас времени было всего на несколько дублей, и вот на втором дубле лошадь, до этого спокойная, берет и скидывает Петра Федорова и удирает. Прекрасно, что оказалось с первого раза все Либо вот горящая хижина. У нас денег не было строить все пара раз и сжигать, исходя из этого я желал поджечь ее, снять с одного ракурса, потушить и позже опять снять, но уже второй замысел. Пригнали местную казахскую пожарную машину, а она в важный момент просто не включилась.
Все сгорело у нас дотла. Лишь струйки дыма и было нужно снимать
Кадр из фильма «Беглецы»
– Как вам удалось уговорить Елизавету Боярскую сыграть роль без единой реплики?
– Да актерам это самим весьма интересно! Невербальное общение – это другой уровень. Кино так как раньше было немое, это на данный момент звук всех расслабил. Исходя из этого артисты неизменно радостны возможности выразить какие-то эмоции и передать суть без слов.
Вспомните фильм «Артист» либо «Пианино», тут кроме того уговаривать не нужно, артисты еще и благодарю сообщат. Сообщат: «Наконец-то нас избавили от этих дурных сериальных диалогов ни о чем».
– Разве вам не хотелось в конце все-таки дать героине слово?
– Была, была такая версия в сценарии, но нам показалось, что это какие-то поддавки со зрителем. Это ожидаемо. Это прекрасно, само собой разумеется, в то время, когда зритель чего-то ожидает и приобретает это, но мы сделали вывод, что лучше не нужно, не сейчас.
Но сцена такая была. Она была написана, кроме того снята, но мы решили покинуть так. Мы и без того сделали хватает реверансов в сторону зрителей.
Кадр из фильма «Беглецы»
– Кстати, о реверансах. Ваш фильм выглядит этаким посвящением советскому кино
– Мне постоянно импонировали попытки великого советского кино делать жанровые картины, само собой разумеется, внутренне я на что-то ориентировался. Кроме того Ренат Давлетьяров мне сказал, что запросы и хватка у меня, как у советского режиссера. Само собой разумеется, «Тени исчезают в 12 часов дня» не смогут не покинуть отпечатка в душе человека, живущего у нас. Но мне лестно такое сравнение, отечественное кино по-хорошему старомодное, снятое достаточно академично.
В советском кино была душа, а на данный момент мы ее потеряли – в каждом кадре видна жажда наживы. Надеюсь, что я смог наполнить собственный фильм какой-то второй чувством.
– Мы отыскали в памяти Лизу Боярскую. Не могли бы вы несколько слов сообщить о Петре других актёрах и Федорове?
– Все было легко потрясающе. Артисты самоотверженно трудились, мы по-настоящему сдружились на этих съемках. Что касается Пети Федорова, то в Щукинском училище мы обучались совместно, он старше меня на два курса обучался. Мы товариществовали уже тогда, вкусы в кино у нас похожи, исходя из этого вместе с ним трудиться для меня было наслаждением. Он так как еще чем оптимален – у него сочетается актерский талант с хорошей физической формой. на данный момент это почему-то уникальностью стало.
А вот про Петра возможно, как по окончании фильма с Джеки Чаном, сообщить: «Он все трюки делал сам». К сожалению, не дожил до премьеры Юрис семь дней, красивый актер.
Кадр из фильма «Беглецы»
– Ваш следующий проект – опять исторические приключения. Вы нащупали какую-то «золотую жилу»?
– Не пологаю, что такие исторический фильмы – это золотая жила в денежном замысле. Но с творческой стороны работа с отечественной богатейшей историей – огромное наслаждение. Меня с детства завлекал исторически-приключенческий жанр, от «Конана-варвара» до вестернов, и я не осознаю, из-за чего в отечественном кино до сих пор не было фильма о Евпатии Коловрате.
Это замечательная весьма фигура, с ним и боевик возможно делать, и драму, громадное патриотическое кино. «Ведьмин ключ» – моя дебютная картина, но делать историческое кино мне понравилось. Я собираюсь снимать , собственной малой дружиной, как Евпатий Коловрат, противостоять могучей голливудской машине.