V значит вендетта

V значит вендетта (2005) / V for Vendetta

боевик / драма / триллер

Режиссер: Джеймс МакТигВ ролях: Натали Портман, Хьюго Уивинг, Стивен Ри, Стивен Фрай, Джон Хёрт

Собственной диссидентской сутью «V значит вендетта» /V for Vendetta/ (2005) отечественную публику не проймет. В то время, когда Запад идет налево, мы всегда идем по дрова, в две тысячи шестой раз демонстрируя человечеству собственные особые стати. Но хотя бы эстетствующей части публики фильм дебютанта Джеймса МакТига по сценарию «матричных» его глав братьев Вачовски может показаться забавным.

Пользуясь ветхой истиной, что «интеллектуалы говорят сложно о несложном, а живописцы – просто о сложном», нельзя не подметить, что фильм – художественный. Политологическая хрестоматия в картинах.

Кадр из фильмаV значит вендетта

Шекспир написал «Макбета» об убийстве древнего короля сразу после того, как Гай Фокс бесполезно пробовал взорвать парламент, куда должен был наведаться действующий король с королевой и наследником. Спасение королей вся Британия бурно празднует уж 400 лет. Как у нас на Ивана Купала все купаются обнажённые, у них на Гая Фокса все что-нибудь взрывают. Ну, хлопушки. Притом любой англичанин знает, что Гай Фокс вовсе не главенствовалв Пороховом заговоре, он был юный рядовой.

Но, повешенный и по окончании выпотрошенный, он Диккенса интересовал, а сравнительно не так давно доктор наук Дамблдор назвал его именем собственного бессмертного попугая. Пускай антиправительственный заговор был спланирован иезуитами, пускай на дыбе потом Гай Фокс сдал всех собственных друзей. До пыточной, говоря с королем, он смеялся и не опасался совсем ничего. Громадное чувство юмора запомнили все присутствующие.

Этот момент зафиксирован в известной маске. Про свободу как душевное здоровье англичанам не нужно растолковывать.

Вечную национальную аллегорию живописцы Алан Мур и Дэвид Ллойд в один раз запустили в сегодняшную политическую игру, и оказался комикс. Остальные подробности – не аллегорические, а в полной мере узнаваемые. Английский диктатор по типу Гитлера, английские лагеря по типу Колымы, в Америке, как в большинстве случаев – гражданская война, а воздействие по типу Оруэлла отнесено в обозримое будущее.

Предстоящее воплощение политической игры обошлось столь известными типами, как милицейский инспектор в плаще, преследуемая сиротка да педераст-шоумен. Плюс пиквикский клуб подонков – лагерный надзиратель, комментирующий новости, присяжный святоша, падкий до нимфеток, сумасшедший доктор наук, заведующий КГБ. Плюс народные веса, выпивающие пиво в пабах под пятиминутки неприязни.

Столь малым числом фигурок на политической доске сейчас, как выяснилось, возможно изобразить целый комплект обстановок, на каковые XX век тратил тома «Громадного террора», «Архипелага Гулага» либо «Проклятия свастики».

Кадр из фильма

В отличие от других комиксов про суперменов и супергерл обстановка на доске пытается только к суперфразе «Парламент должен быть взорван» (все же еще Катон-старший растолковал Риму, что Карфаген должен быть уничтожен). Для предстоящей ее наглядности МакТигу, братьям Вачовски и продюсеру Джоэлу Сильверу, со своей стороны, оставалось только выбрать из комикса самые обычные моменты, засунуть в них характерных исполнителей и сделать из этого зрелище. Они так и поступили.

В «V значит вендетта» совсем не имеет значение, кто поет поутру в сортире, сколько детей было у диктатора, какое количество сироток малоизвестный воин спас от групповых изнасилований. Все поют, у большинства имеется дети, малоизвестные воины неизменно кого-то выручают. В итоге, дабы не быть взорванными в парламенте, депутатам достаточно взорвать его самим. Фильм никого не желает убеждать.

Тех, кто уверен в том, что норма – в то время, когда тебя убирают за издевательство над властью, а само издевательство – аномалия, все равно не убедишь, что они больные на голову. Но в фильме принципиально, что комиксовый пунктир вчерашние лагеря, сегодняшние убийства и завтрашнюю свободу делает схемой, вписанной в формулу В.Я. Проппа. С одним-единственным «пост-пропповским» условием: функция сиротки – сообщить «нет» предложению, от которого нереально отказаться.

Так как, в то время, когда крыса проест тебе горло, обязательно последует «да». Но по здравому размышлению проесть она еще успеет.

В фильме принципиально кроме этого, что Натали Портман была, как в смешном рассказе, не «героиней», а «характерной», со всем разнообразием чувств, а с «V», напротив, так и не сняли маску, дабы публика не рассчитывала на «людскую, через чур человеческое». Дабы носом уперлась в собственное «V» («Фэ»), да бери шире: все фигурки – как раз маски для собственных исполнителей. Джон Херт был храбрецом в «1984» /Nineteen Eighty-Four/ (1984), так что сегодняшний диктатор – его хорошая изнанка.

Стивен Ри 20 лет был женат на террористке из ИРА, успевшей родить ему троих детей в перерывах между ходками на зону, так что его милицейскому инспектору в плаще, как никому, комфортно повторять: «Я 20 лет в партии», – вместо ответа на все вопросы. Стивен Фрай, играющий педераста-шоумена – сам такой же и известен мировым рекордом по количеству слова «fuck» в рамках одного прямого телеэфира. Кстати, в молодости также побывал за решеткой за подделку кредитных карточек.

И пускай все это – закадровая информация, в кадре этим актерам достаточно предъявить морды, и на них уже весьма легко все написано про человеческие сложности. Этих помести хоть на тёмный бархат – игра идей обеспечена.

Кадр из фильма

Но «V значит вендетта» отнюдь не отделался тёмным бархатом, не прозевал спецэффекты и трюки. Лишь взрывы с пожарами появляются не в последовательном изложении, а снова же в комиксовой дискретности, в то время, когда аленький цветочек либо томик Корана – трюк, приравненный к взрыву. Зрелище совсем формирует игру, додавая ей столько вариантов, что может играться любой, независимо от политических убеждений.

Кстати, в полной мере в «компьютерном» духе у фильма практически два финиша. Для тех, кто поет диссидентские песни (не путать с террористами) – хэппи-энд, а для тех, кто третий раз в жизни поднимается под Михалкова – громадная личная драма. Но в случае если сосредоточиться на эстетике, «V значит вендетта» обосновывает одну значительную вещь. Жизнь в компьютерную эру несложнее не только для дураков. Отечественная эра в полной мере совместима со всей историей помой-му упавшей в двадцатом веке культуры.

Кроме того, «крушение» означало только распад кокона, из которого выпархивает что-то, ослепительно броское и крылышками бьющее со сногсшибательной скоростью.

отрывок из фильма \


Читайте также: