Жизнь «линии жизни»

жизнь

Программа «Линия судьбы» выходит на канале «Культура» три года. К каждому храбрецу, а их в гостях у популярной программы побывали 125 человек, творческая несколько ищет личный подход. Храбрецы программы – узнаваемые учёные, писатели, режиссёры, актёры, музыканты. И у каждого собственная неповторимая «линия судьбы».

О секретах опытного успеха обозревателю «ТелевЕдения» говорит начальник программы «Линия судьбы» Наталия Сологубова.–Линия судьбы программы была и продолжительной, и успешной. – В то время, когда начинаешь телевизионный проект, ни при каких обстоятельствах не знаешь, окажется либо нет. Многие думали, ну, год… В лучшем случае. По причине того, что в то время мы нарушили пара принятых опытных теорем, постулатов, каковые на отечественном телевидении существовали.

Считалось, к примеру, что нереально делать успешную программу без ведущего и без скандала, агрессии, по причине того, что всех уже на данный крючок телевизионщики подсадили прочно к тому времени… Кто будет наблюдать, как человек приходит в студию, что-то говорит, отвечает на вопросы? Отечественная программа, по сути, конвейерная – цикловая, еженедельная, но мы на этом конвейере собираем вручную неповторимую, эксклюзивную «продукцию», другими словами к каждому храбрецу – личный подход.

Те люди, каковые к нам приходят, такие яркие, самобытные, непохожие друг на друга, что само собой необходимо для каждого отечественного храбреца искать новую, самая подходящую форму телевизионной передачи.–Первые съёмки были, возможно, самыми тяжёлыми? – Пожалуй, нет. Каждые съёмки по-своему сложны, но на первых – мы ещё были в эйфории, не воображали до конца, задачу какой сложности перед собой поставили.

Отечественными первыми гостями были писатель и философ Александр Зиновьев, режиссёр Александр Митта и прославленный оперный режиссёр Борис Покровский. В то время, когда мы стали готовиться к первым съёмкам, стало ясно, что не сможем снять трёх столь непохожих храбрецов в одной стилистике, в одной декорации.

Борис Александрович Покровский – это было потрясение! Покровский был необычным рассказчиком! С образным мышлением, притом ещё с его завораживающим голосом… У нас была огромная неприятность: как вместить 90 лет его броской жизни в рамки одной передачи. Мы пригласили в студию, и это было неожиданностью для него, артистов Камерного музыкального театра, что он создал и которым командует.

Пригласить на запись ток-шоу оперных певцов, каковые бы пели вживую… Нам говорили, что этого сделать запрещено, мы доказали – возможно!

С Миттой – это первенствовалапрограмма-провокация. Апофеозом передачи с его участием стала живая свинья, которую нужно было выпустить на сцену в определённый момент, конечно, он про это ничего не знал. Нужно пояснить, что это была не просто свинья, а оживший пассаж из его книги «Кино между адом и раем».

Привезли нам на час свинку из Уголка Дурова, которая была вовсе не свиньёй, а кабанчиком, и притом достаточно агрессивным. И данный кабанчик, до сих пор вспоминаем, плакал в гримёрной, чуть сдерживаемый нами. В то время, когда он выскочил на сцену, бедный Митта чуть не упал в обморок, но оценил отечественную выдумку по преимуществу.

А в финале съёмок программы с его участием пиротехники «Мосфильма» устроили – он же обожает всякие пожары – настоящий фейерверк. И это стало для него полной неожиданностью.

С Зиновьевым была весьма сложная программа, с таким такими темами и людьми нужно обращаться очень бережно. Собеседниками Зиновьева были в передаче П.П. Капица и С.С.

Говорухин. Их спор о дорогах развития цивилизации оказался броским и увлекательным. Кое-какие отечественные коллеги-телевизионщики и телекритики, не буду именовать имён, считают, что «Линия судьбы» – простенькая программа. Не несложная, в частности простенькая без всяких амбиций: пришёл человек, поболтал, умная аудитория, неизвестно откуда взявшаяся, задала увлекательные небанальные вопросы, и без того всё прекрасно само собой  получается.– А в действительности? – В действительности легко – это отнюдь не означает простенько.

И простота – это верховный комплимент, в то время, когда не видно «швов», в то время, когда всё сделано так, как будто бы само собой оказалось. Не буду раскрывать всех опытных тонкостей, сообщу только, что секрет успеха отечественной программы – это личный подход к храбрецу и полное невыпячивание авторского начала. Мы сознательно уходим в тень, сосредотачивая всё внимание на храбрец передачи, делаем вид, что всё происходит само собой. Ещё мы придумываем сюрпризы, провокации, конечно, любой раз различные.

И позже храбрец передачи оказывается в собственной среде, и это также принципиально важно. К примеру, Дмитрий Бертман, худрук «Геликон-оперы», приехал к нам на съёмку со всем своим театром. У меня, у редактора Ольги Румянцевой, у режиссёра-постановщика Кости Владимирова, у отечественного оператора Леонида Алексеева, я уже не говорю про звукорежиссёра – у всех предынфарктное состояние. Как мы это сделали, я не знаю, но мы это сделали.

Мы придумали эффектный движение: вопросы от зрителей поступали в виде записок, а пропевали их для Бертмана солисты его оперы. Оказалось забавно.– Довольно часто ли вы приглашаете к себе писателей? – Кого у нас лишь не было!

Даниил Гранин, Василий Аксёнов, Андрей Битов, Юрий Поляков, Людмила Улицкая, Виктория Токарева, Эдуард Успенский, Сергей Михалков, Наум Коржавин, Анатолий Смелянский, Чингиз Айтматов, Станислав Рассадин…– Кто же из храбрецов был для вас самым «сложным»? – Любой храбрец по-своему сложен и занимателен. Возможно, самые сложные – это те, каковые привычно появляются на публике в определённой маске.

И нам нужно как-то продемонстрировать, что человек второй, а это сделать непросто, в особенности в то время, когда человек уже так «залачен» и свыкся со своим публичным имиджем, что весьма тяжело отыскать к нему какой-то второй, небанальный, неожиданный подход. Кстати, многие храбрецы программ очень сильно переживают перед съёмками, и это люди, каковые давали миллион интервью, привыкли быть на публике… Как Елена Яковлева волновалась – у неё голос дрожал! И она была совсем вторая, чем мы её себе воображали.

И неожиданности бывают самые различные. не забываю, как мы перенервничали, в то время, когда снимали передачу с участием Котэ Махарадзе. У нас уже публика сидит, а его самолёт опаздывает.

Что делать? Мы скинулись, приобрели грузинского вина и угощали всех зрителей, дабы дождались. Ожидать было нужно продолжительно, но зал мужественно дождался. – И где вы собираете таковой заинтересованный зал? – Зрительный зал планирует сложными дорогами. Не буду раскрывать ноу-хау, но многие сотрудники отмечают отечественную публику как одно из преимуществ программы.  У нас имеется уже завсегдатаи, фанаты программы, каковые звонят, определят про съёмки, гостей. В большинстве случаев, к нам приходят те, кому увлекателен конкретный гость.

И заинтересованность публики создаёт контакт, без которого отечественная программа не имела возможность состояться.– Чем станете удивлять в новом сезоне? – Для начала поразим десятью новыми программами, каковые у нас уже смонтированы. Отечественные гости – Жорес Алфёров, Наум Коржавин, Елена Яковлева, Майя Плисецкая, Родион Щедрин, Лариса Васильева, Гарри Бардин, Александр Филиппенко, Игорь Масленников, Юрий Башмет.

Хочется поведать обо всех новых программах, тем более что впечатления ещё свежи, но осознаю, что необходимо выдерживать хронометраж интервью, выражаясь телевизионным языком. Кстати о хронометраже. Появляются время от времени такие ситуации, в то время, когда залу и храбрецу жалко расставаться, а нам жалко сообщить «стоп!».

И исходя из этого мы пишем не нужные нам полтора часа, а два часа и больше, по причине того, что нереально прервать храбреца и волевым ответом закончить съёмки.Беседу вела Ольга ГОРКИНА.  «Литературная газета», 19-24 октября 2005.

ЛИНИЯ ЖИЗНИ РАССКАЖЕТ О ВАС МНОГОЕ


Читайте также: