«300 Спартанцев: расцвет империи»
Жанр: фэнтези, боевик.
Режиссер: Ноам Мурро
В ролях: Салливан Степлтон, Ева Грин, Джек О’Коннелл, Каллэн Мулвей
США, 2014
Продолжение «300 спартанцев» хоть и превосходит первую часть по эффектности и эпичности, но в плане лиризма и трагичности занимает позицию куда более скромную. Да, само собой разумеется, тут также имеется пафосные речи, многозначительные взгляды и крепкие рукопожатия, но все это думается весьма бледным и шаблонным если сравнивать с одним лишь криком «This is Sparta!», прославившим и царя Леонида, и Джерарда Батлера, и саму картину в целом.
По всему видно, что создателей сиквела больше интересовала техническая составляющая, зрелищность и масштабность, нежели эмоции и искренние чувства. Но, что страно, это не сделало фильм неинтересным либо плоским; наоборот, он зачаровывает зрителя, окутывая его тревогами, страстями и переживаниями; он выжимает его до последней капли, так, что по окончании просмотра хочется ночным небом, думая о какой-нибудь мелочной ерунде.
Иными словами, лента Ноама Мурро, всего лишь вторая по счету его картина, кстати, разрешает зрителю достигнуть катарсиса, которая содержится в духовном возвышении и духовном очищении. Очистились ли мы по окончании «300 спартанцев»? само собой разумеется! Мы осознали, что убивать и насиловать – не хорошо, это не достойно настоящего мужчины. Возвысились ли мы?
Ну очевидно! Сейчас мы не будем стонать по поводу порезанного пальчика а также более – займемся-ка мы спортом!
Но перед тем как ринуться в качалку, поразмышляем над вопросом: из-за чего киношные гротескные мужики оказали на нас такое влияние? Мало ли где качков мы можем встретить: и в жизни, и в фильмах, но почему-то не все они заставляют пылать отечественные сердца очарованием и восторгом. И в чем по большому счету секрет успеха «300 спартанцев»?
Отчего слова: «За Грецию!» находят отклик в людях любой национальности?
Первый ответ, сходу приходящий на ум: все дело в эффектах. Этим «Спартанцы», само собой разумеется, смогут похвастать. Авторы создали так эпичную и красочную картину, что она захватывает воображение зрителя так же лихо, как лихо царь Леонид сбрасывает персидских послов в колодец. И пускай никого не смущает, что действительность и фильм – вещи чуть ли не всецело противоположные.
Для обывателя, интересующегося историей постольку потому, что, приблизительно так все и обстояло: глобально, экзотично, гиперболично и чуточку ирреально. За прахом времени непросто (да и не хочется) видеть аналогичные отечественной эре философию, мышление, общение, образ судьбы, правила и порядки. Мы хотим наблюдать на вторых людей, на другой мир, что нам одновременно и близок и далек. С данной задачей замечательно совладали художники и гримёры всех видов.
Отличный антураж и зубодробящие сражения – в совокупность это формирует необыкновенную увлекательную воздух и, само собой разумеется, зрелище, сочное и весьма «вкусное».
Но не одними эффектами ограничивается в наше время зритель, потому что на дворе уже не 90-ые а также не 2000-ые. Объемными фигурами, мельтешащими на экране, нас не поразишь, нам этого мало. броским доказательством тому помогает довольно недавнийГильермо дель Торо. Вот где, казалось бы, возможно развернуться!
Огромные роботы против огромных монстров – что возможно лучше? Но, увы, «Предел» не захватывает зрителя так же очень сильно, как это делают «Спартанцы». Из-за чего? Во-первых, сражения в большинстве собственном проходят в океане, где каждая громадина, какой бы здоровой она ни была, есть мелочью если сравнивать с необозримой водной гладью. Во-вторых, мы не испытываем к сопернику, другими словами к монстрам, настоящей неприязни. Такими их создала природа!
Мы же не можем ненавидеть льва за то, что он ест газель. Чудовища в фильме дель Торо сами не знают, что творят. Ими движут природные инстинкты: страх и ярость.
В «300 спартанцах» все по-второму. Тут продемонстрировано прямое противостояние подлинного хороша и подлинного зла, противоестественного людской существу. Образы персов (и особенно Ксеркса) демонизированы донельзя, потому что для зрителя не так серьёзна доброта протагонистов, сколько злость антагонистов.
Иными словами, чем коварнее, страшнее, ужаснее соперник, тем посильнее мы его ненавидим и стремимся стереть с лица земли. Соответственно, к храбрецам мы проникаемся большей привязанностью, громадным сочувствие, соответственно и фильм наблюдать нам значительно увлекательнее.
Авторы попали не в бровь, а в глаз, в то время, когда продемонстрировали уничтожение Афин: рушащиеся статуи и горящие строения как знак падения ветхого хорошего мира, и варвары, насилующие дам, как знак унижения твоей Отчизны. Что еще необходимо, дабы зритель полностью проникся всепоглощающей злобой к вражьему войску?
В этом и содержится секрет фильма: в его простой, понятной и, наконец, естественной идее. Возвышенное и сложное тут совсем ни к чему, потому что суть изначально примитивен и не испытывает недостаток в излишних хитросплетениях. Но данный примитив обрамлен потрясающими эффектами, каковые в итоге образуют прекрасное замечательное кино, воспитывающее юных граждан кроме того похлеще многих современных отечественных фильмов про войну.