А теперь не смотри
Я вряд ли бы определил об этом фильме, не попадись мне на глаза рейтинг от Reel.com “100 лучших ужастиков”. “Don’t Look Now” стоял в том месте на первом (!!!) месте, опережая “Ребёнка Розмари”, “Изгоняющего дьявола”, “Хеллоуина”, “Ужасных мертвецов”, “Чужих” и всяких других. Поискал ещё, и обнаружилось, что картина Николаса Роуга упоминается чуть ли не значительно чаще остального и практически не опускается за пределы первой десятки. В общем, взглянуть сам всевышний приказал.
А с ним в “А сейчас не наблюдай” связано много.
Главный герой ленты Джон Бакстер – церковный реставратор. Религия в его жизни – не указующий перст, а всего лишь рабочие будни. Действительно, очень приятные.
Джон обожает собственное дело и вкладывает в него душу. По роду работы Бакстеру приходится большое количество разъезжать. И по сей день он с женой в Венеции.
Осень окрасила данный мокрый и толстый город в мрачные тона. Утопающие в море приземистые строения, массивные мосточки, тихоходные гондолки и трупы в каналах не обладали к радости. Не то место, да и не время вовсе.
Недавно Бакстеры похоронили дочь и до сих пор не отошли от утраты.
В тот сутки они обедали в ресторане. Сидевшие через столик две пожилые сестры-англичанки не спускали с супругов глаз. Но Бакстеры их настойчиво не подмечали. Сёстрам было нужно пойти на ухищрения, дабы привлечь интерес Лоры. Оказалось, что одна из них – ясновидящая, она знала о несчастии Бакстеров и просто хотела оказать помощь.
И в действительности, на Лору общение подействовало благотворно. Госпожа Бакстер возвратилась к судьбе. Но это было ещё не всё. Сёстры рекомендовали им поскорее покинуть Венецию.
Так как тут Джону Бакстеру угрожала какая-то опасность.
“А сейчас не наблюдай” сначала думается нудным. События чередуются в необычном, пара рваном ритме, в достаточно хаотичной временной последовательности и думается, словно бы провалился в сон. Где битое стекло символизирует недобрые предзнаменования, кинутый в атмосферу предмет есть спусковым крючком, а падающая на икону капля воды, растекаясь, преобразовывается в кровь.
Смерть девочки представляется предопределённой и очевидно не последней в перечне. Но ожидание следующей затягивается…
Появление старая женщина-экстрасенсов путает карты и уводит в какую-то иную плоскость. Вот лишь в какую? Ответ придёт не скоро. А до тех пор пока режиссёр напускает таинственности.
И следующий час проходит в лёгком нервном напряжении. Последовательность малых эпизодов усиливают это состояние, но мало что проясняют. И в один красивый момент ты внезапно подмечаешь, что изрядно подогрет, кроме того наэлектризован.
Это делается шоком, и ты в мыслях хлопаешь в ладоши режиссёру. Как же умело он подготовил отечественную нервную совокупность к восприятию главного – развязки. И в то время, когда та наступает, ты выясняешься сражённым.
Поражает, как легко тебя умыли, оставили в дураках. Взяли верх, не произведя ни одного выстрела, переиграли тактически… Все твои подозрения развеялись в прах, уступив место фатальной неизбежности.
Строго говоря, лента Роуга – не ужастик. Её и ужасной то возможно назвать только с громадной натяжкой. Но саспенс тут примерный. И это не то напряжение, что давит на мозг, не то, которое принято резать ножом.
Местное напряжение – как соло на скрипке – плавное и пронзительное. Не тяжелое потрясение, а хорошая встряска.
Фильм по большому счету создаёт чувство весьма слаженно совершённого мероприятия, где всё обставлено по высшему разряду: без излишних затрат, но со настроением и вкусом. Каждая подробность отполирована, смазана и подогнана. И механизм трудится как часы.
Этот фильм – экранизация одной из поздних повестей известной британской писательницы Дафны Дюморье. И тот редкий случай, в то время, когда создатель выясняется доволен отснятым материалом. Ещё бы!
Так как у фильма имеется всё, дабы нравиться: хороший сценарий, потрясающая музыка (Паоло Донаджо), которую нереально пропустить, и блестящие актёрские работы. Это на данный момент Дональдом Сазерлендом по большей части затыкают дыры в фильмах-однодневках, а по юности он был жуть как оптимален. Как раз Сазерленд цементирует труппу и ведёт в их дуэте с Джули Кристи.
Но Дюморье покорила как раз Кристи, и она вслух посетовала на то, что Джули не игралась во всех её экранизациях.
Оператор, режиссёр и монтажёр трудились в таковой тесной спайке, что создали продукт, в цельности которого не приходится сомневаться.
“А сейчас не наблюдай” снимался в далёком 1973-ем году. Черты той эры не скрыть, они проглядывают то в том месте, то тут. И это никак не смущает.
Наоборот, имеется чувство новизны, какой-то особенной, не тронутой временем, свежести. И имеется фирменный стиль, что отличает любого громадного мастера.
А тебе, ветхому искушенному волку, сейчас приходится признаваться в том, что попался… и изрядно удивлён замеченным. Да, как раз удивлён! И это уже много.