Алиса в заэкранье

Алиса в заэкранье

Реклама «Смешариков»?

Отечественная кинофантастика находится в глубоком подъеме. Следом за «Параграфом 78» кучно лег «Обитаемый остров». Вектор перемещения намечен: звездолеты с щупальцами греют двигатели, производители розовых скафандров со стразами подсчитывают в уме барыши, а актёры и безголосые певицы с параличом лицевых мышц уже освобождают полки для премий «Ника».

Следующие пределы обороны «живой» русском фантастики — мультипликация, компьютерные игры, цирк и театр с конями. Анимация до тех пор пока что в спячке: про «богатырские» комедии наподобие «Карлика Носа», «Бабки Ёжки» либо «Приключений Алёнушки и Ерёмы» лучше красноречиво молчать, чем некрасиво ругаться.

Исходя из этого интерес к «Дню рождения Алисы» был особенный. Шутка ли — первый за многие годы большой российский фантастический мультфильм, к тому же и про легендарную девочку из будущего!

Мультфильм снят по одноименной повести Кира Булычева 1974 года. Сценаристы разрешили себе пофантазировать на заданную тему: маленький и незатейливый сюжет источника про спасение планеты Колеиды от чумы посредством путешествия в прошлое насыщен подробностями и развернут на полтора часа экранного времени. Легкий шок от «неканонических» образов главных героев проходит практически сходу, и девяносто мин. пролетают совсем незаметно.

Уже по выходу из кинотеатра настигает запоздалое сомнение: а на какую же аудиторию был вычислен мультфильм? Ясно, что его будут наблюдать и сегодняшние дети (привыкшие к диснеевской мультипликации и просматривавшие Булычева через пять человек на 10-го), и дети вчерашние — мы с вами (вежливые на советской мультипликации, через одного фанатевшие от Наташи Гусевой и просматривавшие Булычева запоем). Кто что возьмёт?

Детишки — мультфильм, что по их внутреннему ранжиру очевидно уступит диснеевским. Взрослые же увидят кучу противоречий: усложненный сюжет, спорный графический стиль (несоответствие броских подвижных персонажей менее окрашенному статичному фону), вездесущую рекламу. Подобные проекты довольно часто сопровождают шутки, понятные только взрослым, — при увеличении числа и градуса юмора пародийных отсылок фильм преобразовывается из детского вначале в домашний, а после этого в «Шрека».

Но «Алиса» редко оглядывается на мам и пап, сидящих в кинозале.

Итог предсказуем, как окончание пословицы про двух зайцев: рассчитывая «на всех», возможно не угодить никому.