Апокалипсис
Цивилизация майя – явление таинственное и занимательное. Об этом пишут трактаты, защищают диссертации, просматривают лекции и вот сейчас – снимают фильмы. Быть может, кино делали и раньше, но дабы так, глобально, на языке оригинала – в первый раз.
Это полностью совершенно верно.
Зачинателем выступил Мел Гибсон. Получив актёрской игрой много миллионов баксов и авторитет сотрудников, Мел ударился в режиссуру. И очень удачно.
В середине девяностых он заявил о себе “Человеком без лица” и “Храбрым сердцем”, собравшим обильную коллекцию “Оскаров”. То было хорошее, но простое (в значении – классическое) кино.
Спустя 9 лет Гибсон осуществил собственного рода прорыв. Он экранизировал библейский сюжет и назвал оказавшееся чудо “Страстями Христовыми”. Это не было церковным ликбезом либо изучением, скорее взором, интерпретацией.
Но столь замечательной, что переворачивало мировоззрение.
В “Апокалипсисе” такое было исключено. Во-первых, по причине того, что по данной теме не имелось устоявшихся канонов, соответственно и чёткого представления, во-вторых, из-за отсутствия общности в вопросах веры, и, в-третьих, из-за географической отдалённости нашей страны от территорий майя. Ну и этнос, само собой разумеется, разнится…
И однако, интерес находился. В “Апокалипсисе”, фактически, финиша света, как такового и нет. Как данность: племена майя, мирные и агрессивные. Тропический лес – для одних – дом родной, в котором жилище, семья, охота, рыбалка, земледелие, для других – стратегический регион, поле боя. Гибсон выхватывает уклад первых и за какие-то 60 секунд заставляет ощутить к ним ужасную симпатию.
То, как мастерски режиссёр вводит зрителя в незнакомое общество и воображает главных его жителей – показатель высочайшего исполнительского мастерства.
Храбрецы общаются, радуются, шутят, и ты проникаешься доверием к этим краснокожим. Кроме того их язык думается родным, практически родным. Но приходят другие – завоеватели, раскрашенные и ненасытные, и идиллии наступает финиш. В неравном бою одна добрая половина племени гибнет, а вторая попадает в плен. Сын вождя по кличке Лапа Ягуара успевает запрятать беременную сына и жену, но оказывается не в силах сопротивляться превосходящим силам соперника.
Он осознаёт, как мало шансов возвратиться, но даёт соответствующую клятву. Выполнит ли?
Так как в первых рядах продолжительный путь в город-резиденцию захватчиков, издевательства и пытки. Выдюжит ли? Посмотрим.
Я всегда думал, что субтитры затрудняют просмотр картины. Не поменял собственному точке зрения и по сей день. Отвлекаться приходится неоднократно и не два, и вследствие этого, быть может, теряешь что-то серьёзное. Прекрасно, в случае если текст контрастирует с фоном, но так как не редкость “белое на белом”.
Разобрать подчас ничего не вероятно. Не пологаю, что последствия так уж велики, и однако. Некомфортно.
Иначе сохраняется вся звуковая палитра уникальной дорожки. И это большой плюс. К тому же язык разрешает в какой-то мере осознать сущность, дух народа.
Не смотря на то, что, чего я так распинаюсь? У вас всё равняется не будет выбора. Дубляж всецело исключён условиями проката. В любой стране вы обречены слышать обращение на языке майя, нравится вам это либо нет.
А титры – на совести местных распространителей.
В связи с обозначенными выше изюминками показа, мы приобретаем полноценный звук на всех вероятных уровнях восприятия. Кроме своеобразия голосов, зритель слышит все сопутствующие шумы и музыку полностью, и в диапазоне, заложенном создателями. И это классно.
Для того чтобы же эпитета заслуживает и уровень качества съёмки. Признанный основной занудой Голливуда Гибсон снимает на зависть многим. Сочно, размашисто, живописно и динамично. Картина притягивает взгляд, равномерно вбирая в себя главные черты исследуемой эры, природные человеческие ресурсы и особенности региона. Неизвестные (если не сообщить больше) актёры кроме того не играются, а живут в кадре. Как будто бы пропускают через себя устремления и быт далёких предков.
Их игра свежа, точна и естественна. Они ощущают пульс фильма и знают, что должны делать. Как следствие – пяток колоритнейших образов, хороших самых респектабельных призов.
Не обращая внимания на приличный хронометраж (за 2 часа), лента не надоедает. Ураганный экшн последнего часа окупает каждые вероятные претензии к фильму. А “Апокалипсис” – не без недостатка. В какой-то момент фильм делается предсказуем.
Сюжетные ходы легко прослеживаются и сводятся к стандартным в неспециализированном-то для Голливуда вещам. Суперменству, броскости формы (эксплуатация темы солнечных затмений) и “хэппиэндству”. Но кроме того это сделано талантливо.
Единственное, что по-настоящему огорчает, так это явное несоответствие сценария тем громким заявлениям, что были сделаны незадолго до. Реклама так и кишела словосочетаниями наподобие этих: “Последние дни цивилизации майя”, “Они заснули, чтобы не проснуться”, “Падение империи”, “И разверзлась пропасть, поглотившая великий народ”.
Возможно ли этому верить? Нет, нет и нет! Всё было кроме того примерно не так. В соответствии с исторической справке закат цивилизации майи начался столетий за 5-7 до момента, продемонстрированного в фильме (1517-1520 г.г., другими словами времени прибытия испанских конкистадоров). Он не привёл к поголовному исчезновению расы.
Народ выжил. Живёт и здравствует сейчас. Не в таких количествах, и всё-таки…
Но от смены сюжетной направленности картина не стала хуже. Да и причём тут режиссёр? Раскрутка – не его забота.
А угасание целого народа – дело не одного дня. Гибсон это осознавал, но с чувствами до конца не совладал. Личная драма храбреца никак не завязана с катастрофой целого народа, как пробуют нам тут преподнести.
Все эти символы (наподобие затмения, ягуара) и пророчества (больная девочка на дороге) больше кажутся игрой на публику, чем осознанной необходимостью.
Однако “Апокалипсис” – стоящий фильм. Не нужно быть специалистом, дабы это осознать. Класс чувствуется в каждом кадре, каждом отснятом эпизоде. “Апокалипсис” расширяет границы кино.
Таких картин – единицы. Громадное счастье, что они имеется.