Белка и стрелка: звёздные собаки
Люди, привычные с историей космонавтики знают, что первым человеком, вставшим в космос, был Юрий Гагарин. А что же происходило до него? Не будем вспоминать про непилотируемые ракеты и неестественные спутники, поболтаем о живом.
Опыты с запуском в космос псов начались ещё в 1951-ом. Дезик, Кусачка, Модница и ещё 3 десятка имён вошли в число участников программы… посмертно. Особенное место занимает в этом последовательности Лайка (сигареты “Лайка” – в её честь). Она первой достигла вправду высокой цели, выйдя 3 ноября 1957 года на орбиту Почвы.
Но тогда ещё не умели возвращать ракеты назад. Из тех же, кто возвратился, стоить отметить американских шимпанзе Эйбл и Бейкер (28 мая 1959 года), но назвать их вояж полноценным броском в космос сложно – то был только миг – краткий суборбитальный полёт.
Настоящими же пионерами всемирный космонавтики с полным правом вычисляют отечественных дворняг Стрелку и Белку, каковые 19 августа 1960 года первыми совершили ОРБИТАЛЬНЫЙ полёт и благополучно сели на Землю. Как раз о них отечественный сегодняшний мультфильм.
Кстати, его в полной мере возможно назвать документальным. По крайней мере, большая часть исторических подробностей в повествовании сохранены и использованы. В частности – о происхождении животных (они были безродными самками), об участии в команде крысы, о способах и местах ловли умелых экземпляров, их различных нюансах и обучении подготовки.
И о подарке Хрущёва жене президента США.
В общем, история скрупулёзно правдива (по крайней мере – сначала) и этим неинтересна. Всё-таки, по-любому, нам показывают хронику, а хроника – это правильное следование фактам, то бишь скупая действительность. Действительность же довольно часто кусается. Она не так красочна, не так увлекательна. Осознавал это и режиссёр.
И принял кое-какие меры.
По солидному счёту всё перечисленное, то бишь исторические факты, легко укладывается в 15-20 мин. хронометража. Другое возможно без всяких натяжек обозначить как собирательное народное творчество. От басен Крылова (“Ворона и лисица”) до, условно, сержанта Хартмана из “Цельнометаллической оболочки”.
Святослав Инна и Ушаков Евланникова не слишком-то нагружали собственные мозги, предложив зрителю стандартные голливудские приключения, в которых собственного – разве что ситуация и фактически мультипликация. И то и другое выглядит превосходно. Да и стилизация под шестидесятые, нужно сообщить, впечатляет. Подобная точность для мультипликационного фильма лично мне в новинку.
Ну и: приятные храбрецы, блестящий саундтрек (группы “Уматурман”) – в неспециализированном-то, у фильма имеется всё, дабы понравиться.
И он в целом нравится. До тех пор, пока не иссякает фантазия создателей, и верх не берут американизмы. А это происходит уже к окончанию первого получаса картины.
Когда животные попадают в учебный центр, внимание понижается чуть ли не наполовину. А после этого и вовсе угасает. Все эти тупые шутки, рынок уровня детского сада, соревновательные дрязги вычислены очевидно на иную, чем я, аудиторию и не вызывают ничего, не считая смачной зевоты.
И чем продолжительнее длится эта бодяга, тем бредовей делается сюжет. И тем менее похожим на источник.
Собачки выходят в открытый космос, тушат пожар на корабле, лавируют в поясе астероидов – в общем, феерят по-ужасному. Настоящим Стрелке и Белке в далёком 1960-ом ничего похожего кроме того не снилось.
Но обращение на данный момент не о них. Псам многого не нужно. У экранов находимся мы, а нас замеченное никак не удовлетворяет (по крайней мере – во второй половине ленты).
Нужной информации в том месте – ноль, а видео… видали мы вещи куда как покруче. В погоне за “эффектами” Ушаков и Евланникова совсем забывают о документальности, превращая сюжет в балаган. В итоге – наподобие не фигня, но ни уму, ни сердцу.