Без цензуры
Брайан Де Пальма снял «Без цензуры» /Redacted/ (2007) – фальшивое документальное кино про армейские правонарушения в Ираке, точное так, что кроме того страшно.
Без цензуры (2007) / Redacted
война
Режиссер: Брайан Де ПальмаВ ролях: Франсуа Кайо, Патрик Кэрролл, Роб Дивэйни, Иззи Диаз, Майк Фигероа
В 2006 году в местечке Юсуфия рядом с городом Махмудия в Ираке пара американских воинов изнасиловали и убили 14-летнюю девушку. Перед этим они убили ее своих родителей и пятилетнюю сестру. Их всех поймали и посадили в колонию на сроки от 90 до 110 лет с правом досрочного освобождения не меньше, чем через десять ли двадцать лет.
В том же году Брайан де Пальма получил от компании HDnet Films предложение снять все, что угодно, о чем угодно, но с двумя условиями – за пять миллионов долларов и на цифровую камеру. И само собой разумеется режиссер «Миссии на Марс» и «Лица со шрамом» выбрал эту мрачную историю. К ней он добавил еще одну – рассказ о том, как некоторый иракский шофер неправильно осознал инструкции по прохождению блокпоста, в то время, когда вез уже рожающую сестру в поликлинику, и воины машину расстреляли, убив беременную даму.
Кадр из фильма
Де Пальма сделал достаточно сложно организованный фильм «Без цензуры», эдакую дюрренматовщину, суть которой несложен, как правда: мы все время под наблюдением. Нас снимают камеры CCTV, коллеги и наши товарищи всегда размахивают собственными недорогими цифровиками, в противном случае и просто мобилами и снимают про нас кино, в некоторых распространенных обстановках – таких, к примеру, как обыск и штурм частного дома – камера легко должна быть привинчена к голове (каске) штурмующего и обыскивающего.
И Де Пальма целый фильм снял якобы с этих камер – любительских цифровиков в дрожащих руках солдатиков, грезящих поступить в киношколы, зернистых камер наблюдения и еще более неотёсанных камер сопровождения на головах морпехов. Хороший движение, повторенный в фильме «Монстро» /Cloverfield/ (2008) – полная достоверность, свидетельства очевидцев, как они имеется. Чтобы сразить точно, в конце фильма Де Пальма показывает фотографии мертвых иракцев – случайных жертв войны.
Кадр из фильма
Сравнение с «Монстро» тем более разумеется, что достоверности в «Отредактировано» не намного больше, чем в ужастике про чудовище, сожравшее Нью-Йорк. В начале фильма режиссер дает дисклеймер – это вымышленная история на базе настоящих событий. Вымышлены имена, и и большинство событий дела – это ж не документалка.
Не смотря на то, что именно на нее фильм больше всего похож – беседы, беседы, военная рутина, снова беседы, позже сержант подрывается на мине среди привычного маршрута, беседы, обыск иракских красоток на блокпосту (с прибаутками и шутками, очевидно), фрагменты документального фильма французской журналистки об убийствах на блокпостах, групповое изнасилование, дознание, реакция публики, гневные заявления на Youtube.
Де Пальма топит кино в документальных свидетельствах, режиссер как бы устраняется от картины, давая вероятные точки зрения в отыскивании правды об страшном инциденте – взор измученных нескончаемым напряжением воинов, каковые не знают и не желают осознавать иракцев, иракцы, для которых воины – легко страшные люди с оружием, бюрократы, каковые не знают фронтовиков, гражданские, каковые не знают по большому счету ничего.
Кадр из фильма
Но все фальшак – и документальный фильм, и ютюбовский ролик. "Наверное," в действительности суть этого артпроекта (по-второму его и не назовешь, пятимиллионный фильм собрал в американском прокате 65 тысяч американских долларов, а в мировом – еще приблизительно 430 тысяч) не в точно-документальной передаче действительности, и не в неком объемном взоре, а в создании совершенной фальшивки.
Интернет-недоброжелатели утверждают, что Де Пальма занимается антиамериканской антивоенной агитацией, но конечно же это чистое мастерство – плакатными способами не создашь вселенную, в которой действительность так тесно и пересекается с откровенной лажей. Уникальное наименование фильма «Redacted» – «Отредактировано» – и отредактированы каждые медиа-свидетельства, легко по собственной природе. В случае если правда и имеется в мире, то она не на пленке.
В конце фильма Де Пальма делает, вероятно нечайно, настоящий презент зрителю. Главный герой Лоер Маккой возвращается к себе и говорит приятелям в баре о собственном ужасном опыте, о том, как он стал свидетелем ужасного правонарушения и не смог остановить товарищей. В конце монолога он уже практически рыдает – а публика начинает ему хлопать в ладоши.
Это, быть может, и имеется правда о войне – неправда, бурные аплодисменты и отчаяние.