«Бэтмен против супермена: на заре справедливости»: дата выхода, трейлер и рецензия
В юные годы меня, как и многих, тревожили основополагающие вопросы бытия. К примеру, кто круче — Робокоп либо Терминатор? Чужой либо Хищник? Сталлоне либо Шварценеггер?
Бэтмен либо Супермен? Я и представить себе не имел возможности, что через два десятка лет взрослые дяди будут тратить огромные деньги, дабы дать ответ на кое-какие из этих вопросов. Вот, например, режиссер Зак Снайдер, что взял бюджет в 250 миллионов долларов для работы над фильмом «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости».
Оговорюсь сходу: перед Снайдером стояла сложная задача. Джей Джей Абрамс (режиссер фильмов «Звездные войны: Звёздный путь» и «Пробуждение силы») как-то в далеком прошлом увидел, что было бы необычно снимать «Бэтмена против Супермена» до сольных фильмов о Бэтмене и Супермене. А ведь именно это предстояло сделать Заку: одним фильмом ввести нового Бэтмена (Бен Аффлек) и устроить его столкновение с юношей в красном плаще.
Помимо этого, ему необходимо было органично соединить в одной картине условно-реалистичный мир Чёрного рыцаря, в котором царит вечный полумрак, с намного более фантастическим миром Супермена (Генри Кавилл), нарисованным броскими красками. И место для множества камео необходимо покинуть, и намеков на будущую «Лигу справедливости» щедро разбросать — и все это за два с половиной часа фильма.
Бен Аффлек и Генри Кавилл в фильме «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости»
В целом Снайдер с задачей справился. «Бэтмен против Супермена» вышел не таким продуманным и драматичным, как нолановская трилогия о Брюсе Уэйне, не достаточно ему и бесшабашного задора, которым отличаются кинокомиксы Marvel. Фильм оказался тяжеловесным, масштабным, напоминающим по размаху древнегреческую катастрофу — возможно, таковой и должна быть история о величайшем гладиаторском поединке в истории, сражении человека с живым всевышним.
Как и в «Хранителях», Зак Снайдер ухитряется поведать целую историю, пока по экрану плывут открывающие титры. Томас и Марта Уэйны в очередной раз умирают в чёрном переулке (ей-всевышнему, чаще них на тот свет отправляют лишь дядю Бена из «Человека-паука»). Мелкий Брюс падает в яму и оказывается в темноте, окруженный писком, хлопаньем и шорохами тысяч крыльев.
По окончании краткого пересказа биографии готэмского линчевателя Снайдер напоминает нам, чем закончился «Человек из стали». В небе над Метрополисом Супермен сражается со злобным криптонским генералом Зодом, а на земле Брюс Уэйн чувствует себя мелким и беззащитным, в то время, когда около него рушатся дома и гибнут люди. От сцены четко веет духом 11 сентября, и, если судить по отзывам западной прессы, критики не оценили заигрываний с национальной катастрофой.
Задав декорации для будущего конфликта, фильм неспешно подводит храбрецов к столкновению. Бэтмен и Супермен, подобно двум акулам, кружат приятель около приятеля, изучая соперника и прощупывая его оборону. Генри Кавилл не через чур удачно пробует изображать из себя репортера Daily Planet, но дружелюбный и открытый Кларк Кент в его выполнении выясняется таким же мрачным и задумчивым, как потрепанный судьбой Брюс Уэйн Бена Аффлека.
Генри Кавилл в роли Супермена в фильме «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости»
В роли Супермена Кавилл во многом схож с монументом, что воздвигли в честь собственного спасителя обитатели Метрополиса: такие же точеные формы, такая же эмоциональная отчужденность. Снайдер сыпаетотсылками к авраамическим религиям: его Супермен не просто приходит людям на помощь — он нисходит к ним с небес, окруженный ореолом света.
Просматривайте кроме этого:
Генри Кавилл: человек со звезды
«Бэтмен против Супермена: На заре справедливости»: роли и актёры
Бэтмен же, наоборот, изображается созданием ночи. Измотанный продолжительной и бесплодной борьбой с преступностью, надломленный утратой Робина храбрец Бена Аффлека значительно мрачнее собственных предшественников. В случае если чёрный рыцарь Кристиана Бэйла в последний момент уводит мотоцикл в сторону, не отыскав в себе силы сбить Джокера, то Бэтмен Аффлека в подобной обстановке с жёсткой решимостью вжимает газ в пол, направляя многотонный бэтмобиль прямо на Супермена. «Мы преступники, Альфред, и неизменно ими были», — говорит Брюс Уэйн собственному дворецкому (Джереми Айронс), которого кроме этого не пощадили годы.
Джесси Айзенберг в роли Лекса Лютора в фильме «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости»
Воздух разряжает лишь Лекс Лютор (Джесси Айзенберг) — наследник корпорации собственного отца, «настоящего Александра Лютора», прожигающий многомилионное состояние, дабы подпитать собственный комплекс всевышнего. В словосочетании «сумасшедший ученый» Айзенберг делает упор именно на сумасшествии, превращая собственного персонажа в подобие Джокера Хита Леджера, приправленного кобейновской мизантропией и шевелюрой Цукерберга. Не могу заявить, что это идет фильму на пользу.
Но так как мы ожидали данный фильм не для Лекса — нас интересует вынесенная в наименование схватка. И она не разочаровывает. Зак Снайдер еще в «300 спартанцах» доказал, что превосходно может снимать непреодолимую силу, сталкивающуюся с несокрушимым препятствием.
По окончании того, как критики назвали экшен-составляющую «Человека из стали» пресной, через чур неестественной и выстроенной только на эффектах, Зак проделал большую работу над неточностями. Сейчас он не пробует поразить зрителя кучами денег, положенными во лазеры и взрывы из глаз, уделяя больше внимания несложному честному мордобою. Как результат — мы имеем ожесточённый (не обращая внимания на рейтинг PG-13) бой под прекрасную музыку от Ханса Циммера и Junkie XL.
Галь Гадот в роли Чудо-дамы в фильме «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости»
К сожалению, ближе к концу тяжелая наследственность «Человека из стали» дает о себе знать. Как мы знаем, фильм во многом базируется на культовом комиксе Фрэнка Миллера «Возвращение Чёрного рыцаря» (не путать с третьим фильмом нолановской трилогии!). Снайдер в очередной раз показывает себя мастером визуализации: как и при с «спартанцами» и «300 Хранителями», он аккуратно переносит содержимое комикса на экран.
Но Дэвид Гойер, сценарист этого и прошлого фильмов о сыне Криптона, не отличается подобным уважением к источнику, а потому к финалу картина теряет целостность, преобразовываясь в хаотичное нагромождение эффектов. Выручает обстановку лишь своевременное появление Галь Гадот, которая чудо как хороша в образе Чудо-дамы. Не могу дождаться ее сольного фильма!
В то время, когда пыль осядет, мертвые будут оплаканы, храбрецы возьмут заслуженные призы, а злодеи — посрамление, нам останется признать: Снайдер выполнил поставленную перед ним задачу. Фигуры расставлены по своим местам, персонажи представлены публике, фундамент Лиги справедливости заложен. Дело за малым: осталось только добавить в команду самого стремительного человека в мире, сросшегося с инопланетным механизмом спортсмена и владыку морей.
Трейлер
«Бэтмен против Супермена: На заре справедливости»: русский трейлер
Смотрите «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» в русском прокате с 24 марта 2016 года.
Леонид Кискаркин