Благословите женщину

Не дам совет новый коммунистический фильм с густо-пафосным заглавием «Благословите даму» уверенным малолеткам, но остальным, «кому за тридцать» либо кто по хорошему воспитанию легко в курсе, откуда взялся – от каких таких бабушек, прадедушек и дедушек – данный коммунистический фильм вовсе не возбраняется. Немодный, но нисколечко не неприятный. Чистая мелодрама, махрово-дешущипательная, но не на безлюдном месте с выдуманными «леди-бомжами» и «леди-боссами», а с настоящим козырем в виде узнаваемого родного исторического контекста.

Кадр из фильмаБлагословите женщину

Снята пожилым человеком Станиславом Говорухиным, но нужно учесть, что все последние годы он, в отличие от многих сверстников, сидит в Думе и волей-неволей следит за ситуацией , другими словами должен не терять элементарного эмоции действительности. Не впадать, как они, в манию величия, кухонную философию либо легко маразм, а как-то все же держаться. Это весьма много, оказывается.

Это кроме этого разрешило не утратить элементарного профессионализма, жестко выдержать жанр на своеобразной, пока малоосвоенной земле а также порадовать стилизацией, по большому счету Говорухину не весьма характерной. Исходя из этого «Благословите даму» вправду выгодно отличается от последних печальных опытов большинства пожилых советских людей («Ключ от спальни», «Часы без стрелок», «Письма к Эльзе», «Тайны дворцовых переворотов»).

Кино легко прилично снято (оператор Ломер Ахвледиани, живописец Валентин Гидулянов, живописец по костюмам Регина Хомская). Оно как бы учитывает опыт прошлых родных шедевров «про те времена», выданных ленинградской школой («Мой дорогой друг Иван Лапшин», «Порох», «Торпедоносцы»), но адаптирует данный опыт для широких народа.

В шедевре, само собой разумеется, было бы немыслимо покорное следование хронологии как единственному сюжету либо взор ночью с высоты на родной освещенный завод в романтической сцене, прямо как из «Урока судьбы». Но в целом туфельки, платьица, военная форма с лычками вместо погон, новооткрытое столичное метро 1935 года, палаточный гарнизон, накидки и коврики а также, думается, примус (либо керогаз), про что именно и не забывают такие, как Говорухин – это все не простое отечественное наглое очковтирательство, а добротные, не оскорбляющие вкуса следы эры, отысканные в полной мере со знанием дела.

В то время, когда в очень драматических моментах идут тонированные кадры и «зтм», наивность вписывается не только в законы мелодрамы, но и в стиль ветхого кино. Получается стилизация.

Кадр из фильма

Иначе, фильм очень сильно побеждает у других жанровых адаптаций советского опыта драматургией, имеющей основания. Какой-нибудь «Затерянный в Сибири» так рвался на экспорт, что захлебывался в чернухе и распадался на недорогие анекдоты, преобразовываясь в редкостное занудство. «Благословите даму» весьма интересно наблюдать. Само собой разумеется, фильм несложнее и неотёсаннее, чем его база, и до упора «выпрямил» экранизированную повесть, но оно и ясно.

В то время, когда в середине 70-х вышла повесть И.Грековой «Хозяйка гостиницы», она сходу стала культовой у просматривающей публики. Это была та интеллигентская крепкая литература, где большое количество читается между строчков и до последнего стоит вопрос, напечатают либо нет. Так как крамолой тогда числилось кроме того то, что этапы громадного советского пути рассмотрены не через реконструкцию танкового завода либо битву за урожай, а через личную судьбу беспартийной домохозяйки.

Сам факт столь щадящих условий считался побегом от советской действительности, а повесть была еще и с «ползучим психологизмом» – как при СССР вся жизнь, все силы и возможности тратятся лишь на то, дабы сохранить человеческий вид, что фактически нереально, если ты еще дама при советских мужиках. Знаком изменяющихся времен было только узкое вкрапление разновидностей окружающей подлости.

Фильм далеко не так культурен, во многом его суть противоположен, но, иначе, сейчас те споры о Тухачевском, о которых И.Грекова в тексте не имела возможности и грезить, не только легальны, но и вышли из моды. Фильм решает иную, просветительскую задачу, и на своем уровне она сейчас очень хороша, если не есть демагогией. Фильм Говорухина не есть демагогией.

Вся его нововведенная если сравнивать с источником историческая «интерпретация» – честная- добропорядочная, безобидная форма грустной сказки со радостным финишем, горько-сладкой мечты о любви. В твёрдые времена мужья были твёрдые, в мягкие стали мягкими, но они были мужчинами, и у них были дамы. Это выведено, как положено – многофигурно, с подробностями, на наглядных примерах. Этакая Ассоль в 35-м году действительно и на долгое время стала полковничьей женой.

Рядом кто-то рождался и умирал, шли людоедские репрессии, посредственные войны, послевоенный гной, а она ожидала счастья, пока все-таки не дождалась.

Кадр из фильма

Непременно, в «Хозяйке гостиницы» ни о какой Ассоли речи по большому счету не шло – нереально было представить, что когда-нибудь все это кончится, сгинут правительство и партия, рабство с его религией (ложью), внезапно станет принято быть человеком, и все заметят небо в бриллиантах. «Благословите даму» о многом рабском умалчивает, небо уже в бриллиантах, и это в конкретном 1957 году. В том году начинали травить Пастернака, по окончании чего сажали Григоренко, по окончании чего пошли Синявский с Даниэлем, и снова большое количество погибло в лагерях и спецпсихбольницах – другими словами фильм зациклен на миге, в то время, когда режим временно отказался от активного людоедства в пользу активного загнивания на корню.

Но фильм не давит на мозги, он манипулирует лишь эмоциями. Эмоции, в это же время, пробуждает хорошие, о чем свидетельствует уже появление на экране различных пушистых кошек. И не хорошо, что ли, помечтать девочкам, чтобы мужики сохраняли мужество, дамы – женственность, и все они виделись на советской территории, и хоть в этом-то не был не прав классик марксизма-ленинизма?

Просветительская задача хороша вследствие того что кроме того по исполнителям видно, как прочно забыто и как не воспитано в наше время очень многое, без чего неосуществим кроме того профессионализм. Хуже всех играют свои роли юные актрисы. Светлана Ходченкова (Вера) и Ольга Березкина (Маша) легко беззащитны всегда, в то время, когда нужно на что-то самостоятельно реагировать. Ну, не знают молоденькие, что означает «самостоятельно», и сходу в слезы либо мелодекламацию. Но благодарю им и на том, что наружностью побеждают.

У Ходченковой прекрасные глаза. Но те, кто в далеком прошлом может играться, делают это верно. Возможно было б заявить, что «все выручает бенефис Инны Чуриковой» – а нет, у нее легко роль такая бенефисная (под Раневскую). Она играется не лучше, чем Балуев, Михайлов, Купченко и лично Говорухин – собственный темперамент, предельно в жанре.

У всех взрослых на экране сложились выраженные характеры, они это могут, мы от этого отвыкли.

Кадр из фильма

Само собой разумеется, во многом законченность фильму придает «третья сила», которую весьма видно. Это подсознание постановщика, неизменно вылезающее в его жанровых предпочтениях – в этом случае, подсознание Говорухина со соблазнами и всеми комплексами. Сказать о них публике – лишнее, публика лично с ним незнакома, не смотря на то, что сами по себе они любопытны и безнравственны, в отличие от мелодрамы.

Но не будь подсознательного импульса, еще неизвестно, выдерживало ли бы кино темп и заданный ритм. А так – какие конкретно бы комплексы ни сработали, если они не скрыты, не подменены и не перевраны, кино может оказаться, как и случилось с «Благословите даму».

»Благословите женщину» Военные фильмы


Читайте также: