Брэд бёрд: «мы растеряли позитивное видение будущего»
На этой неделе состоялся цифровой релиз фильма Брэда Бёрда «Почва будущего». Мы говорим с режиссером, что только что возвратился из Торонто, где воображал специздание «Металлического гиганта».
Первый мультфильм Брэд Бёрд начал снимать в 11 лет, в то время, когда заболел анимацией по окончании экскурсии на студию Disney. Собственную короткометражку юный режиссер отослал на студию, и она понравилась сотрудникам. Так 14-летний Бёрд был под крылом Милта Кэла, одного из «девяти старцев» — классиков анимации, составлявших костяк студии еще при Уолте.
В 1981-м Брэд покинул Disney и ушел в сценарную работу. Он приложил руку к «Необычным историям» Стивена Спилберга и написал сценарий к фильму «Батарейки не прилагаются». В 1989 году он помог создать сериал «Симпсоны», а в финише 1996-го начал разработку собственного полнометражного анимационного дебюта «Металлической гигант».
Пускай картина не взяла должного успеха в прокате, она стала культовой и в текущем году будет перевыпущена на Западе с двумя добавленными сценами.
герой и Брэд Бёрд его «Металлического гиганта» в Торонто / Getty Images
У Брэда Бёрда две премии «Оскар» за «Суперсемейку» и «Рататуй», каковые он снимал для студии Pixar. «Почва будущего» возвращает режиссера на студию Disney, выяснившую его будущее более 40 лет назад.
В первый раз интервью с Бёрдом я делала четыре года назад, в то время, когда он приезжал в Москву со собственной первой художественной лентой «Миссия невыполнима: Протокол „Фантом“». Тогда он был полон энергии, а на данный момент его голос по телефону звучит достаточно устало. Быть может, отражается джетлаг, а может, он ожидает неприятных вопросов, которые связаны с «Почвой будущего». Все-таки у картины была достаточно трагическая судьба в прокате.
Но у меня нет ни мельчайшего жажды портить нам обоим настроение, поскольку Брэд — хороший рассказчик, он постоянно умеет ответить развернуто и весьма интересно. К сожалению, отечественных десяти мин. хватило лишь на шесть вопросов из двенадцати подготовленных, но но к финалу мы успели поболтать о его следующей работе — сиквеле мультипликационного фильма «Суперсемейка».
— Брэд, «Почва будущего» начинается на выставке изобретателей. Какое изобретение в фильмах, на твой взор, есть самым ответственным?
— О, я кроме того не знаю! Возможно отыскать в памяти что-нибудь сексуальное типа автомобиля «Астон Мартин» в «Голдфингере», а возможно отыскать в памяти что-нибудь нужное.
— Давай отыщем в памяти что-нибудь нужное!
— Ну, тогда, пожалуй, назову устройство для движения между измерениями. Его возможно применять для совсем потрясающих вещей, но, как и любое великое изобретение, попав в руки злодея, оно возможно использовано плохо.
— В Торонто на данный момент много говорили про работу с NASA в связи с фильмом «Марсианин». А ты можешь поделиться собственными впечатлениями от работы с ними?
— В NASA сильно помогли нам. Сперва отнеслись легко подозрительно, потому, что не воображали, как мы продемонстрируем их в фильме. А позже осознали, что я желаю продемонстрировать, как безрадостно, что мы так редко летаем в космос и не так, как прежде, относимся к изучению космоса. Осознали и поддержали. Думаю, перемещение навстречу покорению планет есть значительно более обнадеживающим действием для отечественного коллективного разума, нежели создание новых дорог уничтожения друг друга.
Многие люди, сознательно думающие об этом, весьма эмоционально относятся к NASA, по причине того, что это было мирное предприятие, задуманное для выхода человека в космос и для попытки определить о существовании иного разума.
— У тебя в фильме продемонстрирован весьма крутой магазин. Имеется ли у него прототип в действительности, откуда ты черпал воодушевление для будущего, продемонстрированного в фильме?
— Скажем так, мы черпали воодушевление из надежды, которую высказывал сам Уолт Дисней, разрабатывая проект EPCOT. Это было последнее, что он успел сделать перед смертью. Жаль, что он не успел осуществить задуманное.
У нас имеется лишь заготовки его плана, фильм, снятый перед его смертью. Само собой разумеется, концепт будущего радикально изменился с того времени, в то время, когда его задумывал Уолт. Но в случае если взять на себя задачу собрать самые динамично развивающиеся компании мира и пригласить мечтателей и художников, то возможно постараться представить город будущего, рабочий город.
Это потрясающая мысль. Такая у нас была база.
К тому же любой раз, в то время, когда на экране появляется город будущего, он остается в отечественном воображении. К примеру, Фриц Ланг создал прекрасный город в «Метрополисе». Потрясающий город был продемонстрирован в фильме «Вид будущего». Образы будущего бывают различными. К примеру, мрачные, как в «Бегущем по лезвию».
В неспециализированном, мы брали отовсюду понемногу.
EPCOT — тематический парк, являющийся частью комплекса отдыха Уолта Диснея. Наименование — акроним от Experimental Prototype Community of Tomorrow, «Экспериментального прототипа сообщества будущего». Утопический город, по словам Диснея, берет истоки от новых технологий и новых идей, каковые появляются в творческих центрах американской индустрии. «Это будет сообщество будущего, незавершенное, неизменно воображающее и внедряющее новые системы и материалы.
EPCOT постоянно будет выставкой воображения и изобретательности американских фирм», — об этом он говорит в документальном фильме, что упоминает Брэд.
— Современный мир — достаточно мрачное место. Как обязан дальше вести себя кинематограф — отражать действительность либо наоборот, уводить зрителя от нее?
— Думаю, и то и второе прекрасно. Кино — это зеркало, направленное в различные стороны. Оно может отражать чёрные уголки, а возможно зеркалом с изюминкой. Лишь думается, что оно показывает темноту, но стоит подсветить его с второй стороны, тогда окажется окно. Мне думается, что по солидному счету кино отражает отечественные тревоги.
И время на данный момент достаточно тревожное. Как-то по ходу дела мы растеряли хорошее видение будущего. Мы с Дэймоном Линделофом пробовали задаваться вопросом: куда подевалось это видение? Из-за чего его в последнее время так тяжело показывать в кино?
На «Почву будущего» была необычная реакция, люди разделились на два лагеря. Кто-то осознал картину и принял ее, а кто-то разозлился. Как словно бы мы осуждаем кого-то за любовь к фильмам с безнадёжным будущим. Не смотря на то, что, честно говоря, среди любимых фильмов как у меня, так и у Дэймона имеется ленты с мрачным постапокалиптическим будущим наподобие все того же «Бегущего по лезвию» либо «Безумного 2» и «Терминатора Макса 2».
Легко мы думаем, что это не единственное видение будущего, которое в праве на существование.
— В фильмах, где имеется роботы, я почему-то больше переживаю за них, нежели за людей. Что необходимо сделать, дабы зритель симпатизировал роботам, этим, казалось бы, бездушным созданиям?
— У Деймона и Джеффа Дженсена было пара идей касательно роботов, но в то время, когда я подключился к проекту, то вдохновлялся вот чем. Во-первых, моим любимым мультипликационным фильмом Уолта Диснея «Пиноккио». Забрать неживой объект, вдохнуть в него жизнь и следить, как он взаимодействует с окружающим миром. Одна из моих любимых сцен в «Пиноккио» — это в то время, когда он выходит на сцену и не знает, радоваться ему либо опасаться.
Позже его выхватывает луч прожектора, и он в первую очередь съеживается, но по окончании ему это начинает нравиться. Зрители хлопают в ладоши ему, и Пиноккио сначала желает отпрыгнуть — ему страшно, звук аплодисментов ему незнаком. Но он весьма скоро осознаёт, что это хороший звук.
Мы видим все глазами новорожденного — персонажа, что в первый раз сталкивается с миром и удивляется замеченному.
Второй источник воодушевления для очеловечивания робота — скрипка Страдивари. Это инструмент из совсем второй эры, но он был сделан великолепно, с любовью, аккуратно. И скрипка давала человеку возможность для самовыражения. Многие не имели возможность осознать, из-за чего этот инструмент издает столь красивые звуки.
И вот я поразмыслил: что в случае если кто-то смастерит робота, что будет знать, что его миссия — обнаружить мечтателей, и тогда нужно будет вложить в него всю душу? Робот не бездушный предмет, он сосредоточен на ответственном деле. И если он сделан с таковой любовью, то разве не будет в нем частички данной любви?
У него же могу показаться эмоции, хоть он и не будет знать, что с ними делать. В Афине сочетается мудрость пожилого человека и любознательность и оптимизм ребенка. Она компьютерная скрипка Страдивари.
— И последний вопрос. Ты подготавливаешься снимать «Суперсемейку 2». Как изменились персонажи за это время, что с ними будет?
— Ну, знаешь, они все такие же немыслимые! У меня имеется собрание историй, каковые мне хотелось поместить в первый фильм, но тогда у нас не хватило времени для них. Либо же сюжет свернул в иную сторону, а те истории уже не годились.
Но я ожидал, в то время, когда придет идея, которая сможет натолкнуть меня на сценарий сиквела — менее важный, кроме того фривольный. Думается, я кое-что придумал. Сейчас осталось взяться за персонажей и встроить их в эту историю.
«Почва будущего» уже дешева в онлайн-кинотеатрах и в iTunes.
Создатель Татьяна Шорохова