Бункер, бункер

Бункер (2004) / Der Untergang

война / драма / исторический

Режиссер: Оливер ХиршбигельВ ролях: Бруно Ганц, Александра Мария Лара, Коринна Харфаух, Ульрих Маттес, Юлиана Колер

Германский кинематограф в течении многих лет избегал показа Гитлера на экране. Исторические картины ограничивались присутствием диктатора на портретах, украшавших стенки нацистских учреждений. Иногда режиссеры все-таки отваживались ввести в повествование фигуру Гитлера, но показывали его украдкой – на неспециализированном замысле, со поясницы, в противном случае и вовсе одну лишь руку. Действовало собственного рода негласное табу. Только в один раз оно было нарушено.

В 1955 году Георг Вильгельм Пабст поставил фильм «Последний акт» /Letzte Akt, Der/ (1955), посвященный последним 10 дням из судьбы Гитлера. Но в том месте он скорее напоминал умалишенного злодея (как и в советском фильме «Падение Берлина» (1950)), нежели настоящего человека. Да и не могло быть в противном случае, судя вследствие того что картина снималась в те годы, в то время, когда вся вина за правонарушения Германии приписывалась одному Гитлеру.

В 2004 году, с выходом в германский прокат картины «Падение» («Untergang, Der» – в русском прокате «Бункер»), эта традиция совсем ушла в прошлое. В первый раз кинематографисты решились предъявить на суд публики другого диктатора, не похожего на того истеричного демагога, которого мы привыкли видеть на экране. Германский режиссер Оливер Хиршбигель и исполнитель ключевой роли знаменитый швейцарский актер Бруно Ганц постарались заметить в образе Гитлера, в первую очередь, черты человека, отбросив в сторону формулировки «палач», «сатана», «безумец».

Кадр из фильмаБункер, бункер

Воздействие фильма разворачивается в последние дни существования Фашисткой германии, начиная с 20 апреля – 56-го дня рождения его создателя. Друг за другом в руины обращаются берлинские дома. Войска СССР прорываются к центру города. Фашисты призывают к обороне столицы детей и стариков. Оглушительная стрельба чередуется с маленькими мгновениями тишины.

В бункере под рейхсканцелярией с тем же ритмом вспышки бешенства Гитлера сменяются краткосрочным самообладанием, в то время, когда думается, что провал нацизма еще не неизбежен. Окружение диктатора разделилось надвое: одни так же, как и прежде верны идеям национал-социализма и готовы идти на смерть, другие, осознавая неизбежность поражения, пекутся о спасении собственной шкуры. В самом Гитлере уже ничего не осталось от того фаворита, за которым недавно вся нация готовьсяидти строевым шагом.

С каждым днем, замечая, как все его грандиозные замыслы терпят сокрушительное фиаско, он превратился в жалкого больного старика с дрожащими руками.

«Untergang» с германского переводится как «падение» либо «закат». Толковать наименование возможно двояко. С одной стороны, обратившись к широкому историческому срезу, картина показывает падение Фашисткой германии.

С другой, – речь заходит о личной трагедии Гитлера – диктатора, переживающего закат собственной империи. Оба данных подхода к историческому материалу существуют в тесной связи, создавая максимально полную картину финала нацистской Германии.

Авторы фильма взяли на себя нелегкий труд изобразить на экране всю «вершину» гитлеровского рейха, стремясь не только к портретному, но и психотерапевтическому сходству. Удается это не всегда: рядовой зритель не увидит мелькнувших на экране Гиммлера, Геринга и Бормана.

Больше внимания уделено личности главного пропагандиста Фашисткой германии Йозефа Геббельса: хладнокровный худощавый человек с звериным взором исподлобья, проливающий скупую слезу, в то время, когда фюрер требует его покинуть Берлин, – вот и все, что говорит о нем картина. Ясны, вместе с тем не лишены противоречий и женские образы, в особенности не хотящая принимать истинное положение дел Ева Браун, преданная собственному фюреру до последнего мгновения.

Единственная из всех дам в бункере она как словно бы вовсе не испытывает страха: неизменно одетая со вкусом, отзывчивая и приветливая (так ли – в мемуарах она чаще предстает безлюдной и истеричной), она радостна быть рядом со своим любимым (как бы нелепо это ни звучало по отношению к Гитлеру). Остается в памяти и образ Магды Геббельс, воплощающий в себе идеал настоящей арийки: любящая мать и верная жена шестерых детей, собственноручно пославшая их к праотцам .

Данный ужасный поступок в фильме продиктован, как ни парадоксально, добрыми мыслями (вернее было бы сказать о яростном фанатизме, о существовании в виртуальном мире геббельсовской пропаганды): Магда не видит будущего в стране, утратившей собственного правителя. К Гитлеру, перед смертью назвавшему ее лучшей матерью рейха, она относилась как к божеству, что ясно передает эпизод, в котором фрау Геббельс в последнии секунды судьбы диктатора на коленях умоляет его покинуть уничтоженную столицу. Эти кадры, так же как и эпизод, где германские дети в форме среди руин, трупов и дыма стреляют приятель в приятеля со словами «Хайль, Гитлер», показывают, как глубока была вера немцев в Гитлера, которого они почитали не то сверхчеловеком, не то мессией.

Кадр из фильма

Основной же героиней фильма стала молоденькая машинистка Траудль Юнге (Александра Мария Лара), от лица которой ведется повествование. В базу сценария легла книга биографа Гитлера Иоахима Феста «В гитлеровского бункера» и написанные позднее мемуары Юнге, ушедшей из судьбы всего три года тому назад. В индивидуальные секретари к фюреру она попала, будучи неопытной 22-летней машинисткой с красивым личиком.

Мысли о политике не через чур отягощают ее юную голову. Ей льстит по-отечески хорошее отношение Гитлера, перед которым она, подобно многим приближенным, испытывает восторженный трепет. В то время, когда он заводит обращение о суициде, демонстрируя капсулы с мгновенно действующим ядом, она в порыве преданности фюреру требует собственную «порцию». Но незадолго до самоубийства Гитлера, замечая за тем, как он ест, по-стариковски согнувшись над тарелкой, она испытывает к нему нескрываемую жалость.

Юнге делается свидетелем крушения мифа о всесильном диктаторе. Но в течении фильма героиня не переживает эволюцию. Она всего лишь подчиняется событиям.

Все ее мысли и эмоции застилает ужас за собственную судьбу. Раскаяние наступает позднее, спустя десятилетия, в то время, когда она определит правду о фашизме, осознавая, в какой ожесточённой игре была замешана. Повествование обрамляется словами бывшего секретаря Гитлера о той вине, которую она испытывает за собственный поступок, в то время, когда весной 1943-го села в машину, доставившую ее в фюрербункер, по окончании чего в течении двух лет служила человеку, пославшему к праотцаммиллионы ни в чем неповинных людей.

Новаторство фильма «Падение» заключено как раз в образе Гитлера. Согласно точки зрения авторов, феноменальность его личности в том, что ему удалось околдовать всю Германию, будучи, по собственной сути, очевидным человеком с очевидными слабостями. Трудясь над ролью, Бруно Ганц прослушивал сравнительно не так давно найденную в архивах финского радио редкую запись 1942 года, в которой фюрер говорит обычным тоном, не прибегая к характерной для него экзальтации.

Актер сумел совершенно верно передать австрийский выговор Гитлера и обогатить игру психотерапевтическими нюансами. Но в особенности Ганцу удались стихийные перепады настроения, ставшие «визиткой» Гитлера, что запечатлено во всех хроникальных съемках, демонстрирующих ораторские свойства «великого диктатора».

Временами персонаж Ганца кроме того приводит к симпатии. Если судить по тому, как нежно он обращается со своей собакой Блонди, какое кротость показывает по отношению к персоналу , как ласково обнимает преданную Еву, возможно заключить, что Гитлер – человек, владеющий сердцем и душой, что ему не чуждо ничто живое. О собственном постижении личности Гитлера Бруно Ганц говорил: «Я не стыжусь того, что в отдельные мгновения имел возможность испытывать к нему симпатию.

В случае если зритель, по крайней мере, в некоторых сценах, симпатизирует сыгранному мною монстру, то собственную работу актера я выполнил». Возможно, Ганц трудился над образом Гитлера по способу Станиславского, рекомендовавшего для убедительности роли, играясь злодеев, обнаружить в них хорошие черты. В прошлые годы актеры, «заслуживавшие чести» примерить на себя образ нацистского вождя, первым делом, изображали его безумцем, придавая роли карикатурную окраску.

Ганц изначально отказался от этого шаблона, по обстоятельству чего его работа и стала причиной оживленную полемику.

Кадр из фильма

Не есть ли проявление сочувствия к Гитлеру кощунством? По опросу издания «Stern», совершённому в Германии незадолго до премьеры фильма, стало известно, что около 70% зрителей вычисляют вероятным поиск человечности в Гитлере. По прошествии стольких лет пришло время отказаться от стереотипов и посмотреть на виновника катастрофы века вторыми глазами.

По словам продюсера и сценариста картины Берндта Айхингера: «Сложившаяся традиция одномерного изображения Гитлера в виде сумасшедшего куда страшнее, поскольку это как бы оправдывает всех остальных немцев… Необходимо помнить о том, что он перевоплотил в собственных приверженцев фактически все население страны».

Неприятность оправдания немцев, принявших Гитлера и фашизм в следствии ужасных опробований 20-х годов – безработицы, голода, национального унижения и инфляции – была особенно актуальна в 50-е годы, в то время, когда предпринималась попытка отретушировать недавнюю историю Германии. Сейчас такая трактовка образа Гитлера смотрелась бы несовременной и, как следствие, обернулась бы еще более острой критикой. Авторы «Бункера» выразили отношение к истории того поколения, в национальной памяти которого присутствие Гитлера уже не ощущается столь остро, поколения, не заставшего войну.

Но в фильме, за исключением финальных титров, ни слова не сообщено о миллионах жертв и геноциде евреев войны. И это, с одной стороны, приводит к понятному неприятию. С другой, вряд ли авторы имели возможность добавить что-либо новое к классическому изображению катастрофических ужасов и последствий войны гитлеровского террора.

Помимо этого, постановщики стремились к большой документализации и сознательно ограничили себя практически буквальным воссозданием тех событий, каковые по бессчётным описаниям в мемуарах имели место в гитлеровском бункере в апреле 1945 года. По данным, взятой из документов, о прочих преступлениях и холокосте фашизма в бункере Гитлера речи не было. Вопрос, верным ли было такое ответ, спорен – не всегда кульминация драмы вбирает в себя сущность данной драмы.

В любом случае, стремясь к большому документализму, режиссер достигает цели, что выражается не только в правильном соответствии историческим датам, лицам и событиям, но и в попытке оживления хроники, предпринятой авторами в эпизоде, где заметно постаревший диктатор благословляет мальчишек на защиту Берлина. Эта прекрасно узнаваемая по документальным лентам сцена стала последней съемкой Гитлера, запечатлевшей его в момент крушения Фашисткой германии.

Кадр из фильма

Оливер Хиршбигель не стал прибегать к прямому введению хроники в повествование. Исключена и «обратная» возможность – события глазами тех, кто пережил эти дни за пределами бункера. Вследствие этого картина теряет не только в объективности, но и в масштабности. Высокой трагедийной планки лента, увы, не достигла.

Но, в случае если высказать предположение, что создатели фильма продемонстрировали бы падение нацистской Германии как катастрофу, это было бы непростительной неточностью. Исходя из этого, не обращая внимания на точно-сочувственное изображение последних дней Гитлера и его приближенных, «Бункер» не переступает той страшной грани, за которой зло может показаться добром, а правонарушение – добродетелью.

Картина органично соединяет в себе традиции и попытку нового подхода к теме. В фильме ощутимо и влияние масштабных голливудских лент с характерной для них постановочным размахом и динамикой действия. Авторы «Бункера» не пробуют растолковать феномен фашизма либо напомнить немцам о вине поколения 30-х-40-х гг. во Второй мировой.

Значение этого фильма в том, что он ставит задачу оказать помощь немцам примириться с настоящим прошлым собственной страны, в котором миллионы обычных людей под предводительством еще одного обычного человека совершали немыслимые зверства.

Криминальная драма \


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: