Царство небесное
“Царство небесное” имеется ни что иное как продолжение серии исторических саг, захлестнувших сейчас всемирный кинематограф. Никак не связанные между собой, они, однако, в полной мере вписываются в условный цикл “Мировая история в войнах” и являют собой пример очень вольного переложения разнообразные классики на современный лад.
Маститые режиссёры, фактически неограниченные денежные возможности, звёзды первой величины на съёмочной площадке и довольно часто неутешительный итог.
Только “Гладиатор” Ридли Скотта всецело оправдал ожидания. Он же стал в своё время ориентиром, частично кроме того эталоном зрелищного исторического кино. Доплюнуть до него не удалось ни Вольфгангу Петерсену (“Троя”), ни Антуану Фукуа (“Король Артур”), ни Оливеру Стоуну (“Александр”).
И тогда на горизонте снова показался Ридли Скотт.
Античность сменилась средневековьем, место действия перенеслось дальше на восток, в Иерусалим. В том месте к 1184-ому году сложилась прелюбопытная обстановка. На священных почвах Палестины столкнулись интересы двух наибольших религиозных группировок: христианской и мусульманской. В центре конфликта был старый город Иерусалим, чей не сильный и смертельно больной правитель Бодуэн-4 из последних сил удерживал враждующие стороны от кровопролития.
В то время, когда же христианского вождя не стало, разгоравшийся костёр войны потушить стало нереально.
Вопросы громадной престолонаследия и политики не позвали важных разногласий во власть предержащих кругах, и посему вряд ли заслуживают особенного внимания. Оно приковано к одному только персонажу – сыну отважного солдата барона Годфри кузнецу Балиану, примкнувшему к армии крестоносцев по окончании смерти жены. Как раз ему выпала огромная честь и ответственность защищать Царство Небесное, как именовали в ту пору Иерусалим, от многократно превосходящих сил соперника.
Дело сколь почётное, столь и неисправимое.
Ридли Скотт – великий мастер, могущий всё независимо от жанра и других вводных.”Царство небесное” – пример режиссёрского профессионализма, пример высокой эстетической культуры, звука и железной спайки света, музыки и цвета, скорости реакции и чувства ритма. Боевая насыщенность сюжета существенно превосходит все упоминавшиеся выше ленты. Визуально придраться просто не к чему.
Однако, и остановить взор на долгое время не на ком. Все батальные сцены – целая механика, без мельчайшего драматизма. Солдаты – пушечное мясо, их лица сливаются в одну целую массу и запоминаются значительно меньше невзрачной металлической маски короля Иерусалима. Кстати, под ней скрывается прекрасный актёр Эдуард Нортон, что имел возможность бы сыграть какую угодно роль в фильме лучше любого из отобранных на неё исполнителей.
Что это, как не возмутительный случай нерационального применения людских ресурсов.
Балиан в исполнении Орландо Блума, к счастью, не похож на эльфа из “Властелина колец” и Париса из “Трои”, что уже радует. Кроме того с учётом того, что я не являюсь поклонником Орландо, считаю, что с работой он справился. Вот лишь персонаж его какой-то дырявый, нелогичный, малопонятный. Через чур просвещён и опытен для кузнеца, через чур независим и изобретателен.
Сценарист Уильям Монахан с Балианом, по-моему, перемудрил. Либо кузнецы раньше были не чета нынешним.
Красотка Ева Грин в роли королевы Сибиллы смотрится ненамного лучше Дианы Крюгер из “Трои”. Возможно не дали? Сибилла именует себя непредсказуемой, но это больше относится к храбрецу Блума. Её же вернее назвать несказанной.
И это скорее о характере, чем о наружности. О Сибилле как личности нечего сообщить, столь редки и обрывочны сведения о королеве. Но, это относится практически любого персонажа.
Положенный в его уста текст определяет отношение к нему зрителей. В данной связи мне понравился военноначальник сарацинов Саладин в исполнении Гассана Массуда. Вот его появления ожидаешь, его пристально слушаешь.
Два с половиной часа у экрана проходят фактически незаметно, действительно, и настроение наряду с этим совсем не изменяется. Как-то чересчур равнодушно воспринимается “Царство небесное”. Что нам продемонстрировали, для чего? Маленький кусочек из истории Иерусалима и более ничего. Да, страны имеют свойство рождаться и умирать. Тогда прекратило собственное существование первое Иерусалимское королевство.
Из-за чего это должно меня тревожить? Либо его сопровождали какие-то адские катаклизмы? Острого межрелигиозного конфликта не наблюдалось. Один завоеватель покорил очередной народ и сделал это в честном бою на поле брани.
Но именно он был задвинут на самый задний замысел и появляется в кадре достаточно редко. Проигравших режиссёр кроме этого не жалует.
“Царство небесное” – эффектное кино без людей, без интриги и без сердца. Невразумительный, однобокий сценарий… Это не “Троя”, но ощущения похожи, в особенности по прошествии определённого времени.
“В случае если Иерусалим” – это Царство Небесное, – говорит Балиан, оставляя город, – “то Господь о нём позаботится”. А кто позаботится о последнем фильме Ридли Скотта? Надежда лишь на вас.