Дюплекс
Дэнни ДеВито сделал себе хороший презент к будущему шестидесятилетию. В далеком прошлом уже он завлекает внимание не лицедейством, а мировоззрением, но в «Дюплексе» – в первый раз в собственной постановке – коротышка по большому счету не показался в кадре.
А на душе коротышки с страно успешной карьерой (все получается, начиная с роли в «Пролетая над гнездом кукушки» впредь до личной кинокомпании) и образцовой семьей – ну, такая мизантропия, такая безнадега и такая тяга к самым чёрным глубинам психики, что кошмар легко. Другими словами, само собой разумеется, «Дюплекс» – забавная комедия, экранизация крепкой забавной театральной пьесы, лишь тёмная до основанья. Но имеется тёмные комедии неприятные, а эта приводит к сочувствию.
Она еще правдивая какая-то.
Кадр из фильма
Юные жены, удачливая PR-перспективный писатель и менеджер (Дрю Бэрримор и Бен Стиллер), приобрели дюплекс – двухэтажный дом. Кто б приобрел одноэтажный, в случае если имеется маза «двух». Одна незадача – наверху доживает собственный век старуха (Айлин Эссель), и выгнать ее запрещено, у нее умный соглашение. Но старуха на ладан дышит, и по большому счету люди так продолжительно не живут, а когда она того – сходу, значит, все сложится. Нужно лишь немножечко потерпеть, и жены все терпят.
А дальше их жизнь научит, что понятия «все» и «немножечко» – из сферы хронической неопределенности, на них нельзя положиться. Очевидно, это хороший анекдот про ветхую каргу, которая пережила всех, но подробности переставляют выговоры.
Как старуха их доставала, по окончании того как до этих непуганых идиотов дошло, что они рано радовались – история весьма последовательная. Сперва непуганых идиотов есть обузой небольшими, безобидными просьбами, неспешно садясь на шею и свешивая ноги, пока вся жизнь не преобразовывается в бюро хороших одолжений. Позже раздражает сам факт, что у них имеется какая-то собственная жизнь, и в нее начинают вторгаться, неспешно додавливая последние остатки, пока оба не превратятся в законченных неудачников.
Позже, в случае если все же они начали защищаться, их объявляют агрессорами, а себя – божьим одуванчиком, негромко провоцируют на крупные скандалы и подключают к собственной агрессии публичное вывод, пока как раз ее оно не признает защитой.
Кадр из фильма
В «Дюплексе» как минимум парочка весьма комичных сцен. Как старуха в аптеке брала пилюли – отсчитывая поштучно, в Америке это возможно – а ей каждого цвета требовалось по 30, по 40, по 50. Позже повела Бена Стиллера на рынок, где кроме этого поштучно отсчитывала виноградины. Позже подошла к прилавку с брусникой и черникой.
Еще весьма смешно, в то время, когда ночью она под телевизор на большой громкости танцевала в национальном ирландском костюме (старуха была ирландкой) национальный танец. Это типа «попрыгаем, попрыгаем, по кочкам, по кочкам»… Либо как погибла книга, все же дописанная Стиллером, либо за что выгнали с работы Бэрримор. По большому счету, на данный момент вспоминаешь, и задним числом все забавнее, чем было на просмотре.
Но это вправду все то, за что хочется убить.
Но чем дальше, тем больше у Дэнни ДеВито история делается телесной, физиологической, ужасной, что очевидно отдельный пункт. От в полной мере предсказуемых гэгов сделан ход к максимально слюням и наглядным соплям, но, в отличие от простого американского юмора, это именно не гэги. Это фирменная, от ДеВито, проверка нервов на прочность. Ох, как у старухи в горле застряла шоколадная конфета. Ох, как юные жены делали ей неестественное дыхание.
Возможно было оглядывать кинозал и четко засекать, кто из сотрудников не отвернулся от экрана. Лишь эти вот физические красоты и подводят фильм к его сути – к онтологии неприязни. Откуда у нее ноги растут, и как она существует.
Кадр из фильма
Юные жены были по природе хорошие (интеллигенты, значит) и приятель в приятеля влюбленные, что также показательно. В начале их одурачили, и они повелись, витая в тучах, а все по причине того, что желали «двушку». Хорошим запрещено ничего желать для себя, а вдруг уж невмоготу, то вдвойне запрещено никому верить по поводу собственного жажды, в противном случае не исполнится. Меньше, ноги у неприязни, олицетворенной старухой, выросли из обмана. Ну, а дальше продемонстрировано.
Неприязнь неизменно ветхая и нечистая, и весьма мелочная – до рваных трусов в помойном ведре, и неуравновешенная психически – до дикого крика сразу после милой ухмылки. Неприязнь, в случае если вошла в судьбу, неизменно, без исключения, побеждает.
Всю эту онтологию ДеВито в «Дюплексе» вывел в полной мере сознательно, так же как прежде давал более частные случаи. В «Скинь маму с поезда» разделался с родственными связями, в «Войне супругов Роуз» – со связями домашними, сейчас – с людской видом как таковым. Настойчиво отслеживает все «шаги», каковые ведут к его утрата, начиная с самого первого.
К сожалению, как режиссер ДеВито не таковой храбрый, как его интересные мысли, исходя из этого фильм через чур предсказуем, и штампов излишек, и юмора все-таки недочёт. Некая театральная деревянность присутствует целый просмотр. Но Дрю Бэрримор и Бен Стиллер играются прекрасно.
Старуха вне конкуренции.