Екатерина васильева: я — мать священника
Актриса о себе, о сыне и о новой роли в фильме «Лера» В Москве начались съемки художественного фильма «Лера» («Мостелефильм») — дебют в качестве режиссёра актрисы Татьяны Догилевой. В основных ролях снимаются Екатерина Васильева, Дмитрий Харатьян и Дарья Михайлова.
Обозреватель «РГ» побывала на съемках сцены знакомства своих родителей основной героини — Леры с ее будущим мужем. На съемочной площадке в пятикомнатной квартире дома 2 по улице Серафимовича (известного Дома на Набережной) собрались Юля Тельпухова (Лера), Сергей Жарков (жених Леры), Дарья Михайлова (мама), Дмитрий Харатьян (отец) и Екатерина Васильева (бабушка). В зале накрыт стол, по причине того, что смотрины жениха по русскому обычаю устраивают за трапезой, с коньяком и водкой.
Ответ Леры выйти замуж для своих родителей выяснилось неожиданностью, действительно, «выпивать неприятную» в основном приходится храбрецу Дмитрия Харатьяна, мама ограничивается демонстративным выходом из помещения, а бабушка и вовсе уверен в том, что «вот поженятся юные, тогда и познакомятся» и «лучше юноша пускай сходу ответственность за семью несет».
Между съемками Екатерина Васильева уединяется в одной из помещений. Говорит, что хочется отдохнуть от суеты и людей. Но на интервью «РГ» соглашается. В то время, когда я сажусь наоборот Васильевой, актриса крестится, а позже осеняет знамением и диктофон.
Говорит медлительно и устало.
Русский газета: Екатерина Сергеевна, вы так как сейчас практически не снимаетесь. Из-за чего дали согласие на роль в фильме «Лера»?
Екатерина Васильева: Ответ однозначный — по причине того, что фильм снимает моя близкая подруга, дорогой мне человек, и это первая ее работа в качестве режиссера кино. Как я имела возможность не оказать помощь, если она попросила?
РГ: А большое количество ролей на данный момент предлагают, либо режиссеры уже опасаются, зная, что вы ответите отказом?
Васильева: Не могу заявить, что меня раздирают на части. Годы мои уже какие конкретно! Ролей для бабушек не так много, да и у каждого режиссера собственные любимые артисты. При выборе ролей у меня имеется основной критерий — нравственное содержание драматургической базы. Я наблюдаю, может ли картина принести пользу зрителям, может ли она быть назидательной. Легко говорить о душевных переживаниях, на мой взор, мало.
Мы все на данный момент как на войне, и мастерство — на передовой этого фронта.
РГ: Кроме Татьяны Догилевой, у вас имеется «близкий круг» режиссеров, которым вы доверяете и предложения от которых вас интересуют прежде всего?
Васильева: Что толку им доверять, если они предложат совсем неприемлемый сценарий? Необходимо же наблюдать, какие конкретно мне слова дают, о чем речь заходит, в этот самый момент уж никаких поблажек никому не будет! Я на данный момент крайне мало снимаюсь.
В последнии месяцы снялась в сериале по рассказам Виктории Токаревой «Больше, чем любовь». Тут само наименование говорит за себя: обращение в сериале про то, что долг ответственнее, чем любовь, а эго человеческое ставится на второе место. Снималась в совсем маленьком эпизоде в фильме «Папа», премьера которого на данный момент проходит. Фильм о войне, а для меня — это святое.
Я постоянно соглашаюсь сниматься в кино о войне, лишь материал должен быть хороший, без всякого «пересмотра истории». на данный момент я начинаю сниматься в 15-серийном фильме «Я возвращусь». Также про войну.
Просматривая сценарий фильма, написанный Натальей Назаровой, я плакала.
РГ: Раньше в интервью вы довольно часто говорили, что кино, не обращая внимания на все сыгранные и любимые зрителями роли, занимает в вашей жизни значительно меньше места, чем театр.
Васильева: Кино, честно сообщу, меня тревожит значительно меньше и по сей день. Кино я не обожаю и снимаюсь из-за денег, чего ни при каких обстоятельствах и не скрывала. Основное, дабы и материал был хорош, тогда за него и деньги возможно приобретать. А нет — так нет. Главная моя работа, уж в случае если я берусь за актерство, остается в театре.
на данный момент играюсь в антрепризном спектакле «Сестры».
Я попросила собственного давнишнего приятеля Владимира Урсуляка потрудиться и написать пьесу по ежедневникам Анны Григорьевны Сниткиной, жены Достоевского. Пьеса оказалась превосходная. База сценария — ежедневники плюс вкрапления некоторых произведений Достоевского.
Я играюсь и Настасью Филипповну, и Пульхерию Александровну, мать Раскольникова, и бабушку из «Игрока» — получается важный и сильный замес. Это проповедь христианской безусловной и жертвенной любви, примером которой являлась Анна Григорьевна, мною весьма любимая.
РГ: В воспоминаниях режиссера Сергея Соловьева я прочла такую фразу: «Катя всегда была человеком немыслимой внутренней свободы». Что означает внутренняя свобода для вас на данный момент?
Васильева: Я не знаю, из-за чего он так сообщил. Пологаю, что он все-таки внешнюю свободу принимал за внутреннюю. на данный момент, подходя к концу собственной жизни, я осознаю, что человек вольный — это лишь верующий человек. Свобода — это итог того, что человек делается свободным от условностей и светских привычек.
Человек свободен в Всевышнем и во Христе. (С ухмылкой.) Это весьма легко, а прийти к этому весьма сложно. Вольный человек старается отказаться от тщеславия, от мирской славы. Это поразительно тяжело, но как раз к таковой свободе я стремлюсь.
Не пологаю, что я в юности ей владела. Наоборот, я была антиподом всех добродетелей и снаружи распущенной, что Соловьев, по юности, принимал за свободу.
РГ: В публичных выступлениях вы рассказываете как о основной награде в жизни о том, что вы — мать священника. Но ваш сын также прошел через рвение к актерской профессии. Как думаете, для ваших внуков путь в актерство закрыт?
Васильева: Это исключено и решено не мною, а тем, что внуки воспитываются совсем в другой традиции. Не потом как позавчера, ко мне к себе приезжала киногруппа, которая просила разрешить им снять в ключевой роли мою внучку. (У Васильевой четыре внука. — Прим. авт.) Мне это легко смешно и это кроме того не обсуждается. Понимаете, многие люди раньше, в то время, когда Российская Федерация была страной верующей, отвечали на вопрос: «Кто вы?» — «Я — православный христианин». Это сущность человека и сверхценность.
В случае если брать по такому счету, то на вопрос «Кто я такая?», я отвечу — «Мать священника». (Радуется.) Это в моем биографическом последовательности — вершина, и не моя заслуга, а дарованная Господом благодать.
Ко мне многие в храме по окончании работы подходят и со слезами на глазах говорят: «Благодарю вас за сына». У нас кроме того имеется такая домашняя шутка: я говорю, что в то время, когда я погибну, вы мне на монументе напишите не имя и не фамилию, а такую эпитафию: «Благодарю вас за сына!» Я была бы счастлива, уже не не в серьез, а действительно, в случае если б вправду забыли мою фамилию и чем я занималась, а не забывали, что я была матерью священника. Вот, снова не могу не похвалиться, не смотря на то, что, не должна.
«Фастфуд» от кино
По словам режиссера, история получается сугубо мелодраматическая. Татьяна Догилева поведала «РГ», что за съемки кино в качестве режиссера она решила взяться «по чрезмерной эмоциональности и глупости».
— Мне дали сценарий, и я его прочла как актриса. Заметила хорошие роли да и то, как здорово эту историю возможно сыграть. Мне внесли предложение ее и срежиссировать.
В то время, когда я начала разбирать сцены, пробовала осознать, как их снимать, включила собственные «неактерские» мозги, которых у меня не так много, по причине того, что они-то у меня по большей части именно актерские, оказалось, что у меня довольно много неприятностей. К примеру, мы снимали главную сцену свадьбы, а спустя семь дней стало известно, что мне не хватило больших замыслов. Не смотря на то, что я у всех в съемочной группе задавала вопросы, все ли я сняла!
Честно вам соглашусь, мы делаем «фастфуд» от кино, времени у нас мало, всего 12 съемочных дней.