Елена шумилова: иллюзия инклюзии — «челябинская область»

образования и Новости науки. Челябинск. 19 октября 2016 г. NOVOSTI-DNY -Врач педагогических наук, доктор наук специальной психологии и кафедры дефектологии ФГБОУ ВО КубГУ Елена Шумилова рассуждает о стандартах особого образования.

Елена шумилова: иллюзия инклюзии - «челябинская область»

С сентября 2016 года вступили в воздействие федеральные национальные стандарты особого образования. Наконец-то на полностью законных основаниях в совокупность неспециализированного образования полноправной хозяйкой вошла «ИНКЛЮЗИЯ»…

Я не просто так написала это слово в кавычках, и при прочтении его направляться интонационно выделить, сказав с почтением и особым выражением.

Но… давайте все-таки давайте разберемся, что повлекло за собой такое стремительное сближение обучающихся двух параллельных совокупностей – особого и неспециализированного образования в новой единой образовательной совокупности с прекрасным заглавием «инклюзивная модель»?

Трудясь большое количество, в далеком прошлом и старательно на ниве увеличения квалификации педагогов, последнее время я достаточно довольно часто в рамках проводимых направлений, следуя заявленной тематике, в начале отечественного беседы задаю педагогам вопрос: «Что вы вкладываете в понятие «инклюзия»? Чего на ваш взор, в этом непростом ходе больше: «плюсов» либо «минусов»? ».

Я задаю вопросы об этом заведующих и директоров школ детскими садами, учителей и воспитателей, психологов и дефектологов. С маленькой отличием в ответах, те, кто прежде всего должны бы понимать суть и содержание этого феномена, потому, что это напрямую соотносится с делаемой работой, с сожалением констатируют, что или пока не осознали значительной отличия между «инклюзией» и «интеграцией», или сейчас не разобрались, что же для того чтобы прекрасного приготовил им данный инновационный проект по объединению детей с возможностями и разными способностями в стенках одного учебного класса либо группы детского сада?

Но поток озвученных «минусов» думается нескончаемым… Причем, неприятности, каковые с надеждой и болью (что я как-то сумею оказать помощь в них разобраться и решить), не изменяются в собственном содержании, независимо от региона либо района. Соответственно, имеется одна на всех неприятность под прекрасным заглавием «ИНКЛЮЗИЯ»…и значит, пришло время в ней, таковой неоднозначной и непростой, разбираться!

Попытаюсь систематизировать и выделить группы неприятностей, каковые самоотверженно решают сейчас простые преподаватели, гостеприимно открывшие объятия навстречу детям с ОВЗ, и воспитатели, терпеливо и старательно пробующие отыскать подход к «особенному» ребенку, которого в рамках инклюзии родители на полностью законных правах привели в группу простого детского сада.

— Очевидно, что в общеобразовательные организации за детьми, каковые требуют особенного внимания в силу состояния собственного здоровья, обязан бы направиться дружный строй экспертов-дефектологов, тьюторов-волонтёров и ассистентов ассистентов. Тех, кто про этих ребят все знает-осознаёт и может обеспечить те самые «особые» условия, разрешающие детям ощущать себя комфортно в непростой для них ситуации. Но этого нет!

Увы …

— Из-за чего мы так сузили понятие инклюзии, сведя познание этого процесса к изюминкам образования детей с ОВЗ на равных условиях с простыми детьми? А где учет прав тех самых, «простых» детей? Из-за чего эти дети были ущемлены в собственных правах на образование, лишь вследствие того что в их классе показался таковой «особенный» ребенок, что срывает занятие, нарушает дисциплину и просто мешает своим поведением в течении учебного занятия, дня, года?

Из-за чего?…

— Из-за чего родители, щедро наделенные «правами» участников образовательного процесса, совсем не заботятся, дабы в наборе с этими правами логично взять еще и причитающиеся обязанности?… Из-за чего случилось такое нелепое распределение этих пресловутых прав и обязанностей: права — родителям, обязанности – образовательным организациям? Где та самая золотая середина, разрешающая отыскать объединение усилий и разумный баланс для неспециализированного дела – образования ребенка (любого! без привязки к его статусу)…

— Как именно трудиться педагогам в отдаленных маленьких поселениях, где нет особых коррекционных образовательных организаций, но имеется дети с ОВЗ, которых направляться обучать и воспитывать? Из слушателей последних направлений КПК, подошли две весьма заинтересованные девушки, каковые трудятся на одной группе детского сада, и деловито уточнили: как им верно организовать собственную работу в группе из 16 детей, среди которых «два ребенка с ДЦП, один с синдромом Дауна, три аутиста и один ребенок с умственной отсталостью»?

А остальные дети – простые. А, действительно, КАК?

Я могу продолжительно озвучиватьпоток вопросов, на каковые нет однозначных и исчерпывающих вопросов. Ясно, что любое новшество, следуя законам инноватики, ведет к необратимой дестабилизации педагогической инновационной среды. Возможно, должно пройти какое-то время, дабы мы смогли разобраться в сложной проблеме и отыскать верные выходы из непростых обстановок.

Но, самое основное, что мы должны на сегодняшний момент полностью совершенно верно осознавать, что инклюзивное образование является наборомсокровищ, методов и принципов, направленных на обеспечение целевого, действенного и качественного образования для всех обучающихся. Сам факт наличия ребенка с ОВЗ в школе не делает её инклюзивной, ровно как и инклюзия не сходу станет культурой практикой в школе, даже в том случае, если в ней имеется лифт либо пандус.

А самым отрицательным эффектом стихийности внедрения инклюзии может стать восприятие неприятности инклюзивного образования как «актуальной» темы, повлекшей трансформации образования лишь на организационном и административно-управленческом уровне. 

Это рождает опасность «имитации инклюзии» и через это — дискредитации самой идеи инклюзивного образования.

«Инклюзия: fit into normality», режиссер: Анна Шкарупа


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: