Федор бондарчук представил фильм «сталинград»
Это забавно: таковой уверенный в себе, брутальный, Бондарчук нервничал на первом столичном показе собственного фильма, как школьник. Жадно курил, но просил не фотографировать его с сигаретой. На премьеру приехал целый бомонд — от президента Чечни Рамзана Кадырова с Русланом Байсаровым до Ксении Собчак,Татьяны Навки, астронавтов, певцов, режиссеров Хотиненко и Райкина (смотрите фото в галерее под материалом).
Это его персональный, «бондарчуковский Сталинград», по окончании которого общественность, наконец, примет решение, чего стоит его талант: дебютная «9 рота» была принята на ура, «Обитаемый остров»провалился.Пришло время расставить точки над Ё.
«Сталинград» — громадный проект, бюджет которого составил 30 млн американских долларов, снятый с участием чужестранцев при помощи разработок 3D иIMAX Уже за одно это Бондарчука готовы растерзать интернет и ряд критиков-троллей. И вдобавок:
за то, что его фильмы наблюдает Путин;
за то, что он сын великого Бондарчука;
за то, что снимает родственников (в «Сталинграде» снял сына невестку и Сережу продюсера Александра РоднянскогоЯнину Студилину);
за то, что дружит с Михалковым;
за то, что член «Единой России»;
за то, что может получать деньги;
за то, что его фильм представлен от России на соискание премии «Оскар»
К перечню «провинностей» прибавится и последовательность претензий фактически за «Сталинград» — за конъюнктурность темы,пафос, либерализми одновременно квасной патриотизм. И само собой разумеется, за то, что «подсуетился», снял «великое кино о великой войне» точно незадолго до 70-летия Сталинградской битвы.
Думаю, Федор сам осознаёт, в какое тяжёлое положение себя поставил. И волноваться будет, лишь в случае если кто-то начнет ругать уровень качества его кино.
Итак, о чем картина. 1942 год, основная, переломная битва за Сталинград. Войска СССР планируют наступление на немцев, осевшихна левобережье Волги, но переправа стёрта с лица земли, только разведчикам под руководством капитана Громова удается попасть на берег и занять жилой дом (прообраз легендарного «дома Павлова»), что они обязаны удержать любой ценой. В доме находится единственная сохранившаяся жительница — 19-летняя Катя (актриса Мария Смольникова).
Всем совместно им и нужно будет давать отпор огромному количеству нацистов.
На фоне боев, взрывов, массовых расстрелов мирныхжителей завязываютсяи романтическиеотношения: в Катю влюбляются всебойцы, в особенности жёсткий капитан Громов (Петр Федоров) и застенчивый артиллерист Сергей Астахов (Сергей Бондарчук). Пятеро весьма различных мужчин становятся ее ангелами-хранителями, кроме основной цели — удержаться на позиции, имнеобходимово что бы то ни начало сохранить жизнь данной отважной и хрупкой девушки.
Параллельно начинается и еще одна амурная линия. Германский офицер Кан влюблен в русскую девушку Машу (Янина Студилина), так похожую на его жену. Он носит ей продукты, занимается с ней сексом, а она не осознаёт, что с ней происходит: и ненавидит его, и привязана к нему.
— Я просматривала сценарий и плакала, — поясняет образ собственной героини Яна, — так оказалась, что она была посредивойны совсем одна, без помощи, без надежной опоры. На войне нет времени думать. В то время, когда на нее обратил вниманиенемецкий офицер, она, само собой разумеется, осознавала, что нельзя отвечать на его чувство, но он единственный к ней отнесся по-человечески Мы и в мирное времявлюбляемся в тех, в кого запрещено, — могу ли я осуждать собственную героиню за ее поступки?..
«Германская подстилка» Маша — это то, за что многие будут ругатьБондарчука. Само собой разумеется, он отправился на предлогу моды на киноо дамах, отдававшихся нацистам: «Малена», «Голова в тучах», «Тёмная книга» Но разве унашего родного Евгения Матвеева Ольга Остроумова в «Судьбе» не игралась похожую героиню? И развеэтого не происходило на войне?
Германский офицер Кан — солдат в самом высоком смысле этого слова: он аристократичен (чем-то похож на Рэйфа Файнса), не лишен рефлексий и благородства. Тема «хорошего немца» также очевидно позаимствована Бондарчуком из западных фильмов про войну — «Перечня Шиндлера» и других.И за это также его многие упрекнут.
— Для меня принципиально былопоказатьне карикатурный образ толстого очкастого нациста, путешествующего по фронтам с полевой кухней. Я для того чтобы кино насмотрелся в собственном детстве. Мне думается, мы снижаем личный подвиг и Победу, рисуя образ для того чтобы забавного неприятеля, — поясняетБондарчук. — С нами сражался умный, отважный неприятель.
Играться Кана Бондарчук доверилнемцу, эмигрировавшему из ГДР в Соединенных Штатах, красивому мужчине Томасу Кречману, известному по ролям в фильмах «Пианист»Романа Поланскии «Операция «Валькирия».Неприятель получилсяобаятельным, харизматичным, их противостояние с капитаномГромовым, вылившееся в самую настоящую дуэль, смотрится, практически как борьба двух древних храбрецов. Не страшно ли так либеральничать с образом неприятеля?
Бондарчукговорит, что совсем не получал того, дабы зритель Кана полюбил, и в случае если финал считывается как катарсис, в котором героипримиряются, то он как режиссер сделал что-то не так.
— На съемках все жили одной семьей, братством, молодежь совместно обедала, ездила на велосипедах. И лишь Петр Томас и Федоров Кречман обходили друг друга стороной. Совсем не общались! Для меня это показатель, что все выговоры нами сделаны правильно! — горячится Федор. — И вдобавок по окончании показа фильма в Сталинграде ко мне подошел ветеран и поведал такую историю: Сейчас пробовали организовать встречу участников Сталинградской битвы с германской и советской сторон.
Отечественных ветеранов попросили не надевать на встречу ордена, дабы не ставить немцев в неловкое положение, поскольку они в орденах прийти не могли. Отечественные ветераныне дали согласие — немцы обиделись. Все это говорит о том, что и сейчас понятие «неприятель» не растворилось Мы не снимали фильм о примирении и всепрощении, а просто показали сходное состояние двух боевых офицеров, поставленных по различные стороны баррикад.
Устами Кана в фильме озвучиваетсямысль:
— С русскими нереально вести войну. Вы сражаетесь не для Победы, а для мести!
Бондарчуку полезна эта идея:
— На момент Сталинградской битвы уже год шла война, у многих изнаших храбрецов погиблиблизкие люди, и их мотивацией на войне была месть. И я их в этом осознаю, я бы поступал так же.
Громадным плюсом «Сталинграда» стало то, что рассказывается о поломанных судьбах храбрецов, о том, кого и как они утратили, голосомсамого Бондарчука — никаких тебе флэшбеков, отвлечений от сюжета, лишних храбрецов
Создавая сценарий,его команда и Бондарчук применяли кое-какие главы из романа «судьба и Жизнь» Василия Гроссмана. А ещевстречались с немногими сохранившимися участникамисобытий, поведавшими о любопытных подробностях: оводном перемирии (немцы ирусские по негласному уговору не стреляли приятель в приятеля в момент, в то время, когда набирали воду из колонок); об оперном певце, что с момента войны замолчал и не проронил ни слова, отличался особенной жёсткостью и дерзостью и геройски погиб (его блестяще сыграл Алексей Барабаш); оподвальной жизни, о русском мальчике, что, встречая германских офицеров, ернически кричал: «Хайль Гитлер!» и вскидывал руку у самого лица нациста; о том, как защитники Сталинграда вспарывали животы своим убитым товарищам иобмазывали себя их кровью — дабы прикинуться мертвыми и напасть на неприятеля, в то время, когда он совсем этого не ожидает
Актерам же помогали домашние предания.
— Работа над фильмом вынудила меня изучить домашние архивы. Выяснилось,что мой двоюродный прадед, занимая большой пост на ЗИЛе, погиб именно при переправепод Сталинградом, — говорит Петр Федоров. — Ародственники бабушки-эстонки партизанили и сражались одновременно и с немцами, и с русскими В то время, когда я вижу свастику, во мне срабатывает генетическая память, я испытываю смятение. А у большинства сегодняшних ребят этого не происходит, и это не хорошо: преемственность поколений должна быть.
Я вот на премьеру «Сталинграда» приведу собственного деда, и мне принципиально важно, что он сообщит.
Что скажутлюди пожилые, уже на данный момент ясно: им не понравится обилие эффектов, все эти 3D-навороты,разработка IMAX, разрешающая ощутить себя участником событий. В фильме вправду большое количество аттракциона, и в этом смысле он ни в чем не уступает голливудскимблокбастерам (за эффекты именно отвечали американцы).
Продюсер Александр Роднянский очень сильно сомневался в уместностивсех этихтрюков в военной драме, но Бондарчук убедил его таким доводом: сейчас 3D для кино такой же виток эволюции, каким был цвет и звук для черно-белого немого кино.
Очень хочется отметитьработу живописца-постановщика Сергея Иванова, воссоздавшего целый город — разбомбленный Сталинград — под Питером. На съемочную площадку местныепредприимчивые чоповцы тайком водили экскурсииза деньги — такими впечатляющими были декорации.
Были воссозданы не только легендарный «дом Павлова», но и магазин, в котором висела фотография со известным фото сдачи в плен Паулюса, и легендарный монумент, прозванный в народе «крокодил и Дети».
— Нас уже упрекнули в исторической недостоверности, дескать, все эти строения пребывали в различных местах города, а мыобъединили их на одной площади. Но это сознательное художественное допущение — продемонстрировать самые значимые места Сталинграда в одном месте, — комментирует Бондарчук.
И вдобавок режиссера уже упрекают за пафос.
— А что такое пафос? — переспрашивает Федор. — Раздельно забранные эпизоды с музыкой? Ну да, обожаю я это
Музыку, кстати, написалзнаменитый Анджело Бадаламенти, прославившийся собственными композициями к сериалу «Твин Пикс» и фильму «Пляж».
— Я прослушал большое количество русских песен, и понялглавное: все они написаны в мелодическом миноре. Этому принципу попытался соответствовать и я.
В общем, при скрупулезном разборе обнаружится, что в фильме имеется масса недочётов: он через чур очевидно ориентирован на западного зрителя и очевидно снят под «Оскар» (регистрацию фильма на эту премию успели-такиправильно оформить — фильм вышел в прокат на двух экранах в Питере, что являлось непременным требованием оргкомитета). Картина изобилует слащавыми сценами, типа празднования дня рождения Кати— с свечами и тортом — среди разбомбленного города.
Героиня Студилиной с идеально уложенной прической среди разгромленного города смотрится нарядной куклой, а не жертвой войны. Фильм весьма черён по цвету. В нем большое количество цитат и влияний — отНикиты Михалкова с его «Утомленными солнцем» до уже упомянутого «Перечня Шиндлера»
И все же, отделяя зерна от плевел, нужно сообщить Федору Сергеевичу Бондарчуку благодарю — за поднятую тему, за возможность нам, сегодняшним, спорить и вспоминать о Сталинграде 42-го
Илона Егиазарова