Гарри поттер и узник азкабана

Третью часть фильма понесло в другую сторону.

Кадр из фильмаГарри поттер и узник азкабана

Первые две части «Гарри Поттера» снимал Крис Коламбус, в фильмографии которого «Один дома» и «Гремлины» – детские картины. На третью часть – «Гарри узник и Поттер Азкабана» – приглашен мексиканец Альфонсо Куарон, ставший известным по окончании раскованного фильма «И твою маму также». Никто не осознавал, чего ожидать от столь крутого разворота.

Но Куарон в самом деле внес в уже укатанную колею привкус новой авантюры.

Кадр из фильма

Фильм стал менее пестр. В нем появился некоторый мрачный стиль – приглушенней цвета, менее эксцентричны актеры, фантастический мир думается необычно настоящим. Но, последнее я готов отнести и на счет того варианта картины, что мне удалось взглянуть, – в формате для кинотеатров совокупности «IMAX», где экран занимает все поле зрения, а реалистичность звука и чёткость изображения на порядок выше, чем в простом кино.

Я кроме того пологаю, что видевшие стандартную копию фильма очень сильно утратили в яркости впечатлений. По причине того, что тут вы в центре событий и, дабы уследить за происходящим, нужно деятельно крутить головой, проваливаться вместе с храбрецами в пропасти и вздрагивать, в то время, когда над головой со свистом проносятся дементоры, похожие на лохматые привидения.

Кадр из фильма

Главные перемены – в виде Хогвартса. Школа волшебников и магов уже не выглядит радостным университетом молодых гениев. Она сама таит угрозу: зловеще раскачивается «маятник судьбы», движутся шестеренки времени, ночные коридоры полны призраков.

Провалилась сквозь землю школьная униформа, которой гордились Гарри с приятелями, и они тут сейчас выглядят чужаками. Их неприятели размыты – смогут обернуться приятелями, а приятель может оказаться волком в овечьей шкуре. В роли Дамблдора Майкл Гэмбон заменил погибшего Ричарда Харриса так виртуозно, что не сходу увидишь подмену.

Но показался принципиально другой тип – доктор наук Люпин, и для него пригодился принципиально другой типаж – актер Дэвид Тьюлис, которого мы запомнили по роли Поля Верлена в «Полном затмении». Другими словами совершенный актер на роли чёрных меланхоликов, грустных, будничных и выделено внесказочных.

Кадр из фильма

Хогвартс сейчас более обжит и будничен. Куарон каждому предмету в кадре поручил собственную роль – все трудится, все в движении, все имеет собственный темперамент и угрожает собственными каверзами. Он извлекает массу юмора из живой галереив холле замка.

За автором книги и сообразно собственным пристрастием увлечённо играется со временем, углубляется в паутину его «колец» в отыскивании вероятных вариантов: храбрецы смогут исправить собственные неточности, разрешив войти события в другом направлении. Умело закладывает в нас смутное, до поры необъяснимое чувство этих неточностей, и мы также не успокоимся, пока они не будут исправлены. Так произошло в эпизоде казни гиппогрифа Клювокрыла – красивого гибрида коня с ястребом, что страшен, но обожает закуску и ласку.

В том месте уже было очевидным, что не поттерово это дело – безучастно замечать, как гибнет приятель зверь. Так и произошло: покрутили волшебное колечко, время пошло вспять, все выяснилось поправимо.

Кадр из фильма

В данной обычной для компьютерного сознания иллюзии, но, и слабина картины. Натерпелись страхов с леденящими дементорами и огнеглазыми оборотнями – но отыщешь в памяти пережитое, и окажется, что все напасти легко отражались волшебством: помашет Гарри палочкой, прокричит заклинание – и все дела. Грубо говоря, в особенности нервничать и не нужно – тут иные эмоции: детский восхищение перед фантазией авторов, всемогущим бюджетом и техническим чудесным образом, какое являет собой семиэтажный экран «IMAX».

Зал забит ребёнком, из зала кричат экрану: «Гарри, спасайся!» – ТЮЗ да и лишь. И это было бы превосходно…

Кадр из фильма

Но «Гарри Поттер» вкупе с «Властелином Колец» – любимые интеллектуальные игры времени. Для нас тут и философия, и этика, и эстетика. Целый ХХ век такое кино, как «Гарри Поттер», считалось сугубо детским. XXI век, похоже, считает его мейнстримом не только репертуара, но и духовного багажа.

Не знать «Поттера», не поклоняться Толкиену, не восхищаться «Килл-Биллом» так же стыдно, как когда-то не просматривать Толстого. Целый ХХ век взрослый люд, послав ребенка на «Кощея Бессмертного», шел наблюдать Симонова в «Живом трупе» либо Смоктуновского в «Девяти днях одного года». Взрослый люд XXI века ударился в радостное, но ничем очень умным не обремененное детство. «Поттер» – предмет зависти всех киностудий: если бы в Танзании умели делать такие эффекты, в том месте снимали бы «Поттера».

И чем выше возносится планка эффектов, тем меньше в кино места для мастерства и мысли. «Сказка – неправда, да в ней намек»? Ни намека, ни урока – хороши молодцы тупо хрустят кукурузой, завороженно смотрят за превращением крысы в толстого Петтигрю. Кино возвращается в том направлении, откуда вышло, – на ярмарку, где дама с усами и мужчина с хвостом.

Оно такое бездумное, броское и спецэффектное, что не так долго осталось ждать людям с художественными потребностями и развитым интеллектом нужно будет искать себе второй источник разумного, хорошего и вечного. А новые Феллини и Тарковские совсем станут безработными.

Кадр из фильма

В это же время у авторов киноэпопеи появилась значительная неприятность. В их замыслах – экранизация всех семи книг Джоан Роулинг, но исполнители основных ролей взрослеют стремительнее собственных храбрецов – уже в третьей части Дэниел Рэдклифф и Руперт Гринт заметно возмужали, а Эмма Уотсон делается записной голливудской дивой. Все трое знают, что не так долго осталось ждать не смогут играться подростков.

Рэдклиффу уже 14; он согласится, что заметить кого-то другого в роли Гарри ему будет не очень приятно, и мстительно пророчит полюбившемуся храбрецу смерть в последней серии фильма.

Кадр из фильма

Harry Potter and the Prisoner of Azkaban


Темы которые будут Вам интересны:

Вам понравиться