Господин никто
Некоторый старикан очень дряхлого вида просыпается в далёком 2092-ом году. Как именно происходит его пробуждение, при помощи чего он отправляется в мир мечт и возвращается назад (анабиоз, криогенная камера либо естественным ходом), нам не докладывают. Легко пришёл в сознание чувак, а на дворе – техногенное будущее, наблюдает в зеркало и не осознаёт.
Кто это сморщенное существо перед ним, 35-летним?
Да, именно на столько запомнил себя Немо. Другое – туман. Плотный, холодный, обжигающий.
Около – бессмертные. Люди, сумевшие победить болезни и старость путём перманентного омолаживания клеток. 118-летний старец для них – экзотика, хит новостных программ.
К нему всё внимание. Но каково же самому Немо? Куда делись те годы, что были до, другими словами по окончании… И что дальше?
Но, с последним ясно. Продолжительно он не протянет. А до тех пор пока – доктора, политики, журналисты. Первый пробудил его память, последний выслушал рассказ. На протяжении которого Немо забывался, терял нить, противоречил. Репортёр был разочарован. В собственном ли уме данный дедушка?
Мы же этот вопрос для себя уже решили. Но об этом позднее.
“Господин Никто” изначально предполагает поиск истины, того, как всё это произошло, обстоятельств, следствий. Чего-то конкретного и по существу. И сначала думается, что к тому оно и идёт. Непременно память возвратится, поставит всё на собственные места и ошарашит правдой, от которой станет дурно.
И мы терпим эту неразбериху, ищем опору, хватаемся за перила. Но истины нет. Она манипулирует фактами, тасует воспоминания, перечёркивает одно, выстраивает второе. Мы желаем чему-то верить, связываем веревочки, но они рвутся, рвутся, рвутся.
А в концовке нас и вовсе прибивают к стенке убийственным вердиктом, которому тяжело придумать правильное определение. Остановлюсь на таком – ересь.
Да, по солидному счёту замеченное – нелепость, сюрреалистический абсурд. Но какая же это изысканная и очень красивая чушь! Фантастическая, безумная игра воображения.
Чудесный мир долгой в судьбу. Нет, кроме того в пара судеб. Равновероятных и неизбежных.
“Господин Никто” проводит в отечественных умах грань, по одну сторону от которой – принять, по другую – отринуть. Что предпочесть – решать вам, вашим чувствам, эмоциям, а не рассудку. Мне данный выбор дался непросто.
И всё-таки он совсем ожидаемо был хорошим.
Да, самая мысль спорна, вызывающа большие сомнения. Но фильм прекрасен. 53-летний бельгийский режиссёр Жако Ван Дормель распорядился немыслимыми для его страны средствами (в размере 37 миллионов евро (порядка 47 млн. долларов)) блестяще. 13-летняя пауза в работе отправилась Дормелю на пользу.
Его фильм визуально идеален, ярок и свеж. В нём жизнь, творчество, воодушевление. Краски, запахи, звуки.
“Господин Никто” – редкое и, как ни необычно, неповторимое кино. На протяжении просмотра которого напрашивается масса аналогий: “С опаской, двери закрываются”, “Беги, Лола, беги”, “Эффект бабочки”, “Провал во времени”, “Вечное сияние чистого разума” и большое количество чего другого. Но на финише вас ожидает что-то совсем иное.
“Господин Никто” – это порыв. Режиссёрский, актёрский, гримёрский, композиторский. И хорошо бы ещё блеснул лишь Джаред Лето, от которого мы неизменно вправе потребовать многого (не смотря на то, что ТАК сыграть 118-летнего старика сможет далеко не все), но так как блещут все, кроме того нежданные, наподобие Дианы Крюгер.
Видно “электричество” какое в воздухе. Что совсем неудивительно.
Не обращая внимания на громадный бюджет фильм Жако Ван Дормеля – некоммерческий. Он провалился в европейском прокате (в Америке кроме того не выходил), но навёл шороху на трёх кинофестивалях: Каталонском, Стокгольмском и Венецианском.
“Господин Никто” – весьма сильное кино, но сгодится оно не для всех. Не развлекательное, для эстетов, оно о выборе. Что никто у вас не отнимает. А вот брат режиссёра, Пьер Ван Дормель, создавший таковой потрясающий саундтрек к картине, этого выбора был лишён.
Он так и не дождался премьеры. В отличие от нас с вами. Ну так вперёд, и с песней!