Ханна. совершенное оружие
Никто не издевался над голливудскими штампами злее и незаметнее, чем Райт
Ханна. Идеальное оружие (2012) / Hanna
документальный / короткометражный / триллер
Режиссер: Гай НоулэндВ ролях: Сирша Ронан, Кейт Бланшетт, Эрик Бана, Том Холландер, Оливия Уильямс
В диких лесах Лапландии, в занесенной снегом избушке, коротают дни папа – бывший дочка и – сотрудник органов, которую он натренировал скоро бегать, метко бить оленя и сказать на тридцати мировых языках. В какой-то момент девочка обязана выйти в люди, сразиться в том месте со злобной агентшей FBI, основательно сломавшей ей детство, и пролить свет на несколько белых пятен, которые связаны с тайной собственного рождения.
Кадр из фильма
Как и его героиня, не теряющая присутствия духа ни в условиях арктической зимы, ни в североафриканской пустыне, ни в подземном бункере Федерального бюро расследований, британец Джо Райт [IV] склонен испытывать себя на прочность – кидаться в пучины самых спорных киноэстетик и выныривать оттуда, умудрившись не только сохранить режиссерское лицо, но и сформулировать некое авторское высказывание.
Кадр из фильма
Карьеру он начал с постановки романа из школьной программы – для дебютанта рискованный жест: или оплюют за вольное обращение с классикой, или окончательно впишут в ряды второразрядников, поставляющих на рынок экспортные экранизации сестёр и Диккенса Бронте. Райту однако удалось немыслимое – тюнинговать иконических предубеждения «и героев Гордости», английских Наташу Ростову с Болконским, до человекоподобных и очень характерных для современной Англии типажей: борзой девушки с шальным, как разрешают рамки эры, либидо и болезненно скованного ботаника.
Перенося на экран «Искупление» Йена Макьюэна – постмодернистский роман, до финала притворяющийся сентиментальной женской прозой, – Райт мимикрировал под автора пышной костюмной мелодрамы, в один момент умудрившись сохранить авторскую расстояние по отношению к перепеваемому жанру. Иронию для того чтобы толка способны уловить немногие – и дабы снимать подобное кино, требуется определенная отвага.
Кадр из фильма
В «Ханне» Райт совсем дает себе волю – тут ирония, неуклонно дрейфующая в сторону неприкрытого сарказма, бьет прямо-таки через край: хороший голливудский жанр высокобюджетного приключенческого бреда сымитирован так тонко, что целевую аудиторию Райта, подогретую интеллектуальными шутками, не взбесит топорность сценария, а целевая аудитория для того чтобы бреда «носа не подточит»: погони, драки, перестрелки, пытки в застенках – вот они. Зверские убийства старушек и старичков, целующиеся в кровати школьницы, крашеный в блондина садист-гомосексуалист в желтом спортивном костюме Невесты из «Убить Билла» /Kill Bill: Vol. 1/ (2003) с парой скинхедов на посылках – экшен все спишет.
Проектом занимались Денни Бойл и Альфонсо Куарон, но в начале 2010 года подписанная на это кино Сирша семь дней "настойчиво попросила" у продюсеров, дабы фильм передали Райту.
Сценаристу Сету Локхеду нет и тридцати – это один из самых молодых канадских сценарных талантов.
Работа Локхеда два раза попадал в «тёмный перечень» лучших нереализованных сценариев.
Отдельной песни заслуживает антагонист – агент FBI Марисса в исполнении нестареющей Кейт Бланшетт, чье имя отсылает к Клариссе Старлинг из «Молчания ягнят» /Silence Of The Lambs, The/ (1991), прическа – к Дане Скалли из «Тайных материалов», а манера поведения – к Томми Ли Джонсу из фильма «Беглец» /Fugitive, The/ (1993). Кадр, где камера скользит по явным орудиям пытки, давая слово душераздирающую сцену допроса, а в итоге останавливается на лице героини Бланшетт, которая попросту оборудовала у себя в квартире персональный зубоврачебный кабинет и вот сейчас собственноручно, превозмогая боль, снимает себе зубной камень, наполняя рот кровавой пеной, – один из самых остроумных моментов в истории кинопародии.
Эпизод, где она выходит к зрителям из огромной волчьей пасти (какой-то аттракцион в берлинском парке развлечений и отдыха), довершает зубастый образ: кем нужно быть, чтобы придумать такую действительно? Все это венчает парад британских актеров в эпизодах – очень способный Том Холландер в качестве садистического злодея, Оливия Уильямс с Джейсоном Флемингом в ролях либеральных английских своих родителей, выгуливающих на курорте распущенную дочь – Джессику Барден, блистательную пэтэушницу из «Неотразимой Тамары» /Tamara Drewe/ (2010).
Кадр из фильма
Оставаться ироничным интеллектуалом, экранизируя архетипический голливудский сюжет о девочке-убийце, – громадное дело; весьма интересно, за что возьмется Райт через какое мнение и год о нем сложится в громадном студийном Голливуде. С одной стороны, умные английские юноши в том месте в чести. С другой – попытки поиздеваться над гопниками, притворившись ими, ни при каких обстоятельствах не проходили таким юношам бесплатно.