Иди и смотри — прочь (рецензия)

Иди и смотри - прочь (рецензия)

Безумно весьма интересно взглянуть за тем, как выступит в русском кинопрокате ужастик переквалифицировавшегося в режиссеры афроамериканского комика Джордана Выпивала Прочь (Get Out).

С одной стороны, в Соединенных Штатах эта лента стала сенсацией: кассовые сборы с лихвой превысили сборы другого недавнего жанрового хита, Сплит М. Найта Шьямалана и к настоящему моменту составляют уже 173 миллиона долларов; плюс к тому, картина привела к бурному восторгу у критиков, взяв неимоверно большой средний рейтинг на ресурсах наподобие Rotten Tomatoes. Классик жанра, создатель известного Изгоняющего дьявола Уильям Фридкин назвал фильм Выпивала великим фильмом кошмаров. В общем, кино понравилось решительно всем: зрителям, критикам, мастерам жанра.

Иначе, многие уверены в том, что успех Прочь в Соединенных Штатах связан прежде всего с тем, что на него валом отправилась афроамериканская аудитория. Оказалось, что среди темнокожих — большое количество фанатов жанра, и Прочь сумел выманить их в кинотеатры. Фактически, ни сам Выпивал, ни продюсер Джейсон Блум и не скрывали, что их картина затрагивает тему расизма. Как актуальна она возможно для русского аудитории?

На этот счет имелись сомнения. Среди них и исходя из этого далеко не сходу было решено по большому счету выпустить Прочь в театральный прокат в Российской Федерации. Сплит, с которым Прочь все время сравнивают без оглядки на то, что это совсем различные фильмы на совсем различные темы, пользовался в отечественных краях громадной популярностью (почти 570 миллионов рублей кассы сейчас), что стало сюрпризом.

Повторит ли фильм Выпивала успех картины Шьямалана хотя бы частично?..

Будем сохранять надежду, что да, легко вследствие того что Прочь — лучше, чем Сплит. И я не шучу. С 6 мая фильм демонстрируется в ограниченном числе кинотеатров в режиме предпоказа, а в широкий прокат выйдет только 11 числа, но уже по первым рецензиям (отследить их возможно, к примеру, на сайте Мегакритик и тому аналогичных ресурсах) видно, что местные ценители будущую премьеру принимают в полной мере благосклонно.

Завязка сюжета, думается, идеально подошла бы для кино совсем другого жанра. парень африканского происхождения видится с белой девчонкой. И все у них прекрасно, вот лишь в первых рядах маячит неизбежное знакомство с родителями девушки…

Комедии с вариациями на тему как сложно принять выбор, сделанный вашим повзрослевшим ребенком выпускаются со времен Отца невесты чуть ли не каждый год. Из совсем недавнего — Из-за чего он? с Джеймсом Франко и Брайаном Крэнстоном. Джордан Выпивал, с его-то опытом в сатире, сумел бы снять что-то подобное легко в перерывах на обед между съемками какого-нибудь юмористического шоу.

Но, проникшись темой, Выпивал решил раскрыть ее действительно, а потому вышел за рамки комедии и снял самый настоящий ужастик (элемент комедии, но, сохранился, но эти пара эпизодов строго дозированы, а основное — по-настоящему смешат и, следовательно, разрешают публике расслабиться в определенные моменты). Причем умный ужастик, с хорошим сценарием, красивыми актерскими работами и замечательным саспенсом.

Не столь уж и страно, грубо говоря. Комедия и хоррор — жанры в один момент максимально далекие и — весьма родные друг другу. Разделяет их, само собой разумеется, тот несложный факт, что комедия призвана зрителей смешить, тогда как кошмары по определению должны нагонять ужас.

Но это же их и роднит: и в том месте, в этот самый момент во главе угла стоят в первую очередь эмоции, а не зрелищность, экшен либо что-либо еще. Потому в истории кино и литературы мы можем отыскать много необычных пар, в то время, когда на схожие темы снимаются и комедии, и хоррор. Я уж молчу о популярности и распространённости для того чтобы смешения жанров, как комедия кошмаров.

И все равно фильм Выпивала выделяется на фоне многих иных. Сам режиссер признавался, что вежлив на жанровом кино и одинаково обожает как юмор, так и саспенс. Оглядываясь назад, осознаёшь, что сравнивать Прочь направляться вовсе не со Сплитом, а с хорошими фильмами Альфреда Хичкока.

Именно это и страно — то, что в наши дни у короля саспенса нашелся по-настоящему хороший ученик. И да, этим учеником выясняется негр.

Храбрец картины, юноша по имени Крис, очевидно чувствует себя не в собственной тарелке.

Говорят, что Прочь стоит наблюдать, если вы более-менее толерантный по судьбе человек. Это не верно. Прочь возможно и необходимо наблюдать независимо от того, как вы относитесь к темнокожим, иудеям, дамам, геям (либо темнокожим еврейкам-лесбиянкам, в итоге). Пожалуй кроме того, истовым расистам данный фильм стоит показывать прежде всего и обязательно. И вовсе не вследствие того что Выпивал демонстрирует собственной картиной какие-то дикие кошмары открытого расизма.

Отнюдь: местные злодеи, в неспециализированном-то, принадлежат к породе либеральных граждан, и их толерантность принимает подчас забавные формы. В одном из эпизодов главному храбрецу, Крису, позволяют понять, что вовсе не ненавидят его за то, что он — темнокожий. Это по большому счету не имеет значение, ответственны другие качества Криса — как раз они делают его жертвой, а цвет кожи — скорее сопутствующее событие. Тут не бегают люди с белыми балахонами на головах и никто не сжигает кресты перед домом афроамериканца, нет.

Это-то и сильно: Выпивал показывает белых людей такими, какими они (другими словами мы) в большинстве собственном и являемся. Простыми. В полной мере себе терпимыми.

Возможно, разрешающими себе какие-то легкие кроткие шуточки по части этих черномазых (этих армяшек, этих муслимов, этих гастеров — выбирайте, что вам больше подходит), но не испытывающими — вправду не испытывающими! — никакой лютой неприязни к объектам этих шуток.

Выпивал честен и в том, какими он показывает афроамериканцев: те также бывают разнообразные и далеко не все тёмный готов поверить второму тёмному… Но, в неспециализированном-то, разумеется, что тот расизм, о котором говорит нам Прочь — это и не расизм вовсе. Это что-то наподобие изюминок столкновения разных культур на бытовом уровне. Тут имеется над чем поразмыслить, но в действительности хорошим фильмом Прочь делает не это.

Либо не только это.

Что кроется за вежливыми улыбочками этих чертовых белых?

Говорят еще, что Прочь стоит наблюдать лишь при условии, что вы не понимаете, какой выверт сделает сюжет ближе к финалу. Полностью не согласен, хотя бы по той несложной причине, что угадывается данный твист задолго до того момента, как случается. Но ощущений от просмотра это вовсе не портит. Снова и снова сравнивая работу Выпивала с фильмами Хичкока, отыщем в памяти Психо: кто из нас не производил перерасмотрение это кино, замечательно зная о том, что у Нормана Бейтса раздвоение личности?

И разве это кому-то сломало чувство? Разве кому-то знание этого твиста мешает наслаждаться выдающейся режиссурой, музыкальным сопровождением, сюжетом, актерскими перформансами?..

То же самое правильно и для Прочь. Как и Хичкок, Выпивал выстраивает таковой саспенс, что от экрана тяжело оторваться. Сценарий Прочь фактически идеален. Если вы станете не весьма внимательны на протяжении просмотра, то в обязательном порядке посмотрите фильм еще раз.

И еще. Наверняка вы найдёте новые нюансы, новые небольшие детальки, каковые в сюжете играют свою роль. Вот в кадре появляется колоритный третьестепенный персонаж — слепой искусствовед, восхищающийся работами отечественного храбреца (Крис занимается фотографией), про каковые ему говорили. Ты думаешь: Ух ты, какого именно броского дядечку ввели для такой-то небольшой роли!.

Восхищаешься… а позже оказывается, что роль не такая уж и небольшая, и все, что мы определили об этом персонаже — в действительности весьма, крайне важно.

Не следует думать кроме этого, что Прочь это унылое и неинтересное авторское кино. В случае если в первой его части бал правят Ее Величество Ее Сиятельство и Атмосфера Тайная, то в будущем будут и просто жутковатые, пугающие эпизоды, а после этого история выворачивает прямиком к кровавому и энергичному финалу.

есть ли при всем наряду с этим Прочь однозначным жанровым шедевром, что будет в будущем входить во всевозможные топы самых ужасных фильмов кошмаров? Нет. Усердный любитель хоррора не будет перепуган донельзя, но все равно, как и ваш покорный слуга, оценит эту ленту очень высоко.

За сценарий, за хичкоковский саспенс, за здоровый юмор, за смысловую нагрузку, за умеренную дозу жести и за парочку ужасных сцен. Прочь сложно зачислить в полные шедевры жанра, как сложно отнести к ним Заклятие Джеймса Вана (в случае если что — эти фильмы не имеют ничего общего между собой, но они однообразны в другом, в том, что…): оба легко сделаны так грамотно, так классно, что останутся в памяти как красивые образцы жанрового кино.

Так что иди и наблюдай. Оно того стоит.

[Короткий Обзор] Мини обзор фильма \


Читайте также: