Игра в кино
В то время, когда заходит обращение о просмотре кино через Интернет, первое, что приходит на ум, – пиратство. Но сейчас история стала быстро изменяться – торренты уступают место интернет-сервисам и кинотеатрам, предоставляющим видео по заказу прямо на ваши телевизоры. Мы встретились с Леонидом Беляевым, председателем совета директоров видеосервиса Play, и выяснили, как начинается новый для России рынок, чем завлекает пользователей и как собирается развиваться в условиях твёрдой борьбе с кинопрокатом.
Леонид Беляев
– Леонид, дабы читатели осознавали, откуда что берется, поведайте о том, как появилась компания Play и с чем на данный момент ваш видеосервис приходит к пользователю.
– История компании достаточно несложна. Был таковой оператор Yota, сейчас уже возможно вправду сказать «был» («Мегафон» в октябре 2013 года поглотил «Yota» – прим. редакции), что, запустив собственные скоростные беспроводные услуги для абонентов, поразмыслил, что просто так отдавать полосу не весьма интересно, увлекательнее реализовывать с какими-то сервисами. В Yota было создано подразделение, названное Yota Lab, где такие сервисы стали создаваться.
В том месте было много проектов – «ТВ», «Видео», «Музыка»… Play был одним из последних, каковые в том месте показались. Остальные на данный момент уже отмерли – «Музыка» закрылась в прошедшем сезоне из-за неосуществимости ее монетизировать, а Play, напротив, развился и процветает на данный момент как независимая компания.
В случае если отталкиваться от дат, то в 2009 году был начат данный проект, в 2011 году он запустился в коммерческую эксплуатацию, в 2012 году Play выделили из Yota Lab, осознав, что проект уже живет независимой судьбой. Операционно мы всегда были от Yota свободны, нас связывало какое-то совместное позиционирование, но трудилось это не отлично, людям было неясно, для чего им это необходимо, все-таки это мобильная беспроводная сообщение, она в то время слабо была связана с развлечением.
Мы сначала осознали, что с Yota нам не по пути, поскольку мы сервис, что трудится через любого провайдера. Людей привязка к Yota самую малость путала, исходя из этого мы сделали вывод, что чем дальше мы себя от Yota отставим, тем лучше для нас. Так что мы стали понемногу отходить, годом ранее прекратили бренд применять и, фактически, пришли к сегодняшней обстановке – Yota влилась в другую компанию, а нам это было ни к чему, мы остались независимой единицей.
– Каковы на сегодня размеры вашей библиотеки?
– Тут необходимо поведать о том, что мы предоставляем два вида одолжений. Первая – это классический Play, где возможно фильмы забрать в аренду либо приобрести окончательно, дабы наблюдать на различных устройствах. В ней библиотека образовывает порядка 5 тысяч единиц – это и фильмы, и сериалы, и мультфильмы, и документальные картины.
Второй продукт – Play Family – мы запустили в текущем году недавно, он имеется пока только на телевизорах Samsung. Это подписная услуга, в которой ты вносишь некую абонентскую плату за месяц, и тебе дешева определенная часть библиотеки, порядка 3-3,5 тысячи наименований. Она мало в противном случае организована – в отличие от классического каталога услуга Play Family организована в виде каналов.
Пользователь лишь выбирает тематику, и ему сходу начинают что-то показывать, подобно простому телевидению, что-то что должно тебе понравиться, учитывая выбор определенной тематики – детское, кино на вечер, артхаус и без того потом Наряду с этим, само собой разумеется, имеется возможность и взглянуть, что будет дальше, и выбрать что-то особенно увлекательное в рамках канала.
Это была попытка сделать продукт, которым люди пользовались бы ежедневно. Совокупность приобретения фильмов говорит о том, что люди готовы наблюдать 3-4 фильма в месяц, это не только у нас, это универсальная статистика. Для большинства людей все-таки взглянуть фильм – это громадное дело, необходимо настроиться, собраться, сесть, выбрать время, выбрать фильм. А Play Family приближено к телевещанию, эта услуга разрешает наблюдать вполглаза между делом, как в большинстве случаев наблюдают телевизор.
И мы видим, что люди как раз так ей и пользуются, согласно данным статистики за четыре месяца с момента запуска услуги видно, что она вправду заменила людям ТВ. Те, кто ее распробовали, пользуются Play Family практически ежедневно, до 20 просмотров в месяц. Наряду с этим услуги друг друга дополняют.
Специфика Play Family в том, что в том месте нет свежих фильмов, в большинстве случаев, подписные права раскрываются через пара лет по окончании выхода картин, в один момент с тем, как кино попадает на каналы. Исходя из этого подписка не решает неприятности просмотра новинок, для этого имеется классический Play – новинки деятельно рекламируются, к примеру, на данный момент у нас вышел «Росомаха: Бессмертный», возможно при жажде купить, взглянуть свежий фильм и после этого продолжить применять каналы Play Family. Люди берут и то и другое – и в этом изначально отечественная мысль была.
– Какое количество пользователей являются подписчиками на ваши услуги?
– Потому, что главной услугой до тех пор пока есть приобретение, то мы вычисляем платящих абонентов, и в случае если сказать про общее число абонентов, каковые хоть раз платили, то мы уже превысили отметку в 200 тысяч. Это не довольно много, но для платного сервиса в «пиратской» России, мы вычисляем, это громадный успех. Основное, что эта цифра весьма скоро растет, мы вовсе не достигли какого-либо потолка, напротив, на данный момент Play находится на траектории взрывного роста.
– Одним из самых увлекательных предложений вашего сервиса стал выпуск новых фильмов фактически в сутки начала проката в кинотеатрах. Поведайте об этом опыте.
– Вернее назвать это запуском параллельно с кинотеатральным прокатом. В один момент был лишь один фильм – «Географ глобус пропил», а по большому счету ежемесячно у нас 3-4 фильма выходят в так именуемом сверхраннем окне, другими словами тогда, в то время, когда прокат в кинотеатрах еще не завершился, зазор от кинотеатральной премьеры образовывает от 7 дней до 4 недель. «Горько!» из последнего попал в четырехнедельное окно, фильм еще идет в кинотеатрах, уже показался у нас и имеет неистовый успех.
Кадр из фильма Горько!
– Как проходят переговоры с прокатчиками, каковы первые результаты для того чтобы сотрудничества?
– Мы общаемся с дистрибьюторскими компаниями, обладателями прав на цифровые копии. Первый отечественный опыт был с ЦПШ с «Легендой № 17», которую мы в мае запустили через 2,5 семь дней по окончании премьеры. Это был таковой первый блин, и он был не комом. Весьма успешный опыт для нас – и нежданно для них. В то время, когда мы подсчитали, то оказалось, что для прокатчика это была дополнительная выручка, равная выручке от трех столичных мультиплексов.
Опыт был увлекательным и удачным и для нас, и для них.
В этом вопросе для дистрибьюторов принципиально важно, дабы мы не создавали борьбе кинотеатрам, кроме того не давали предлога сказать о конкуренции. Это значит, что мы не должны завешивать Москву рекламой «Не ходите в кино, смотрите дома». Мы так и не делаем, все анонсы идут у нас в сервиса.
Второй серьёзный вопрос – большая цена. Мы не демпингуем, экономически не мотивируем поменять кинотеатры на домашний просмотр. Того же «Географа» мы реализовывали в HD-качестве за 700 рублей, а в стандартном качестве – за 500.
Действительно, окончательно. Это сравнимо с двумя билетами в столичный кинотеатр. Выбор в полной мере честный.
Было некое возмущение среди пользователей таковой большой ценой, но мы устанавливали ее на несколько уик-эндов. После этого мы наблюдаем за динамикой и цену понемногу снижаем.
Кадр из фильма «Легенда №17»
Таковой показ фильмов в раннем окне – это не гонка с кинотеатрами. Российская Федерация – огромная страна, в отечественном сервисе только 50% выручки идет из Санкт Петербурга и-Москвы, другое – из регионов. Далеко не в каждом населенном пункте имеется кинотеатры, да и не все фильмы выходят таким числом копий, дабы накрыть всю страну.
А отечественные требования к интернет-сети не такие уж заоблачные – 1,5 Мбит/с для стандартного качества и 3 Мбит/с для HD. Это смогут позволить себе многие регионы. Мы же всегда опрашиваем собственных пользователей, приобретаем обратную сообщение и довольно часто слышим, какие конкретно мы молодцы, по причине того, что у людей нет кинотеатров в городе либо нет возможности сходить в кинотеатр, но они смогут наблюдать кино не через полгода, в то время, когда выйдет диск, а дома, по телевизору, в один момент с приятелями.
И это крайне важно – люди, оторванные от кинотеатров либо до которых фильм не дошел, были в том же информационном культурном поле. Нам это думается ответственной миссией.
Ну и еще одна ответственная вещь – это пиратство. Нам прокатчики дают кино, конечно, рассчитывая на то, что у нас его не смогут «спиратить». Что мы для обеспечения данной цели делаем? Мы изучили все формы, в которых сервис отечественный существует. И осознали, что самые защищенные платформы – это Smart TV и iOS.
Соответственно, Android – это не хорошо, а Web – совсем не хорошо, снять с них сигнал очень просто. Исходя из этого мы сделали так, что фильмы в раннем окне идут у нас лишь на Smart TV и iOS, снабжая защиту от пиратства. Возможно, само собой разумеется, камерой снять с экрана, но это будет не то уровень качества.
– Как же тогда произошло, что достаточно хорошего качества копия «Географ глобус пропил» утекла в Сеть в сутки запуска продаж?
– Компаний, могущих реализовывать кино на телевизоры в хорошем качестве, не так много. «Географа» возможно было купить у нас и у еще одного продавца схожих одолжений. Мы реализовывали лишь на Smart TV и iOS, а они реализовывали на Web-платформе. Технологически реализовывать кино на Smart TV непросто, они на момент выхода фильма этого не умели, исходя из этого выложили на Web.
Не берусь утверждать, оттуда либо нет утекла копия, но на торрентах, в случае если посмотреть, подписано Web-rip. Это так как не первый случай, и мы уже давно знаем собственные возможности, оцениваем риски, обсуждаем их с прокатчиками. Отечественное преимущество – работа со Smart TV.
До тех пор пока снять оттуда картину простым пользователям недоступно.
Кадр из фильма «Географ глобус пропил»
– Как именно происходит отбор фильмов для ранних окон? Сами выбираете либо дистрибьюторы что-то предлагают?
– В то время, когда мы первый опыт ставили с «Легендой № 17», мы пришли в ЦПШ. Они в том месте парни продвинутые, сообщили нам сходу: обеспечьте сохранность и не отбивайте фильм у кинотеатров, и давайте посмотрим. Эффект превзошел ожидания, и затем мы запустили уже несколько дюжина фильмов в таком формате.
Сейчас имеется и обоюдный интерес между дистрибьюторами и нами, они сейчас знают, что для них это дополнительные деньги, возможно, не такие громадные, но в любом случае – то, что в онлайн возможно получать, уже давно никому в голову не имело возможности прийти.
Увы, пока в эти окна нельзя встать с мейджорским кино. Для зарубежных мейджоров эта тема до тех пор пока весьма далекая, для них ранним окном считается 6 недель со дня премьеры, мы так «Форсаж 6» производили. Весьма успешный релиз был и для нас, и для Universal, но в Америке до сих пор силен рынок DVD, и это не разрешает нам взять фильмы раньше, чем они выйдут на цифровых носителях за океаном.
– Заокеанские гиганты на рынке видеоуслуг Netflix и Amazon некое время назад собирались начать освоение русского рынка. Готовы ли вы к их приходу?
– Netflix – это достаточно своеобразный продукт, это подписка, которая для России совсем не очевидна. Мы пока только пробуем собственную услугу Play Family и не ощущаем до тех пор пока, что данный вид одолжений будет деятельно пользуется спросом в ближайщее время. Netflix, на мой взор, пока не весьма воображает российские реалии. Годом ранее нам также все говорили: смотрите, придут Гугл и iTunes. Вот они пришли, и чего? По нашим расчетам, мы реализовываем больше, чем iTunes.
Amazon, что играется на этом же поле, может стать занимательным отечественному пользователю. Ну, покажется, посмотрим. До тех пор пока российский рынок столь мелок, что кроме того о настоящей конкуренции между существующими на данный момент компаниями рано сказать.
– От российских соперников также давления не чувствуете?
– Совсем не чувствуем. Дело так как в том, что для того чтобы рода продукта, как у нас, ни у кого и близко нет. Мало кто может предоставлять HD, все говорят, но немногие могут трудиться со Smart TV, у нас имеется 3D на Smart TV – с одним из самых громадных каталогов в мире! В Европе мы легко кроме того не знаем провайдеров таких одолжений, а у нас интерес к 3D громадный! В случае если имеется свежий 3D-фильм в каталоге, то это просто бешеная популярность.
150 фильмов в каталоге, мы собрали практически все, что имеется в мире, всегда расширяем. Остальным до этого на большом растоянии.
Кадр из сериала Во все тяжёлые
– Мы обсудили фильмы, а как обстоят дела в Play с сериалами?
– Сериалы – это весьма перспективное направление. на данный момент у нас имеется в каталоге пара десятков хороших сериалов. Мы, к сожалению, не имеем многого из того, что имеет канал Amedia, к примеру, с HBO у них эксклюзивный договор. Но их активная работа, на отечественный взор, идет на пользу всему легальному рынку.
Исходя из этого мы не разглядываем Amedia как соперников, скорее они коллеги по цеху, каковые приучают людей к тому, что хороший контент, свежий контент, качественный контент возможно наблюдать легально. Из того, что имеется у нас У нас имеется «Форс-мажоры», имеется «Во все тяжёлые», другие хитовые сериалы. И люди наблюдают, имеется определенная база, наблюдающая изо дня в сутки, из месяца в месяц, практически как телевизор.
Само собой разумеется, будем стараться расширять каталог, собирать свежие сериалы. У нас был опыт, в то время, когда мы производили «Ходячих мертвецов» через день после выхода в Америке с качественным переводом. «Сообщество» мы показывали с переводом студии «Кубик в кубе», к которой мы намерено обратились за озвучкой «сутки в сутки». Сериалы – это, само собой разумеется, громадная серьёзная тема.
– Мы мало затронули вопрос ценообразования, но не оговорили порядок цен на те фильмы, каковые составляют костяк вашего каталога. Какова средняя цена таковой приобретения?
– На цена воздействует множество факторов: спрос, срок выхода, сколько времени прошло с премьеры в кинотеатре, имеется ли 3D Новый 3D-фильм в стандартном окне, приблизительно 12 недель по окончании выхода в кинотеатре, может стоить 400 рублей. Но это 3D, и 3D окончательно. Для сравнения: таковой Blu-Ray-диск будет стоить не меньше 1000 рублей. Мне думается, у нас хорошая цена. И эта копия неизменно дешева, она не испортится, ее возможно наблюдать с любых устройств.
Через год цена может стать еще ниже – 200-250 рублей.
– Тогда напоследок, возможно, поведаете о возможностях? К чему стремитесь, какие конкретно замыслы строите, как планируете расширяться?
– Мы ориентируемся на аудиторию от 25 лет и выше. Отечественные пользователи – те, кто может себе позволить Smart TV, это активные, успешные люди либо целые семьи. Нам принципиально важно поддерживать любовь этих пользователей к громадному экрану, чему-то, в отечественном понимании, весьма домашнему, домашнему. Исходя из этого мы не стремимся расширяться за счет контента 18+.
Мы деятельно ведем переговоры по расширению каталога, причем с маленькими свободными компаниями, мейджоры у нас и без того имеется.
Что мы желаем делать дальше? Желаем продолжить опыт приближения к кинотеатральной теме. Желаем убедить мейджоров уменьшить премьерное окно, показывать фильмы ближе к кинопремьерам за счет исполнения требований по защите контента сверх того, что мы делаем на данный момент.
Над качеством трудимся, в декабре запускаем контент с качеством Full HD. Будем трудиться над возможностью выбирать субтитры и звуковые дорожки. Для начала это будет маленькой каталог в качестве опыта, а позже мы будем это дело расширять.
реклама и Анонсы новшеств покажутся уже в декабре.
Будем повышать удобство применения на различных платформах, отдельные функции добавятся для пользователей iPad. Многие применяют отечественный сервис на нескольких устройствах, мы улучшаем привязку нескольких устройств к одному профилю.
– Как перспективен данный рынок, на ваш взор?
– Мы на данный момент проходим ту точку, в то время, когда считалось, что в сети все безвозмездно. Мы уже начали на этом получать, доказали себе и вторым, что возможно получать на легальном видео. Нас поддержали отечественные пользователи, осознающие, что легальное применение – это понятная и приятная вещь. на данный момент довольно часто обсуждается вопрос «Готовы ли россияне платить за контент в сети?».
Но вопрос-то не так стоит. Ты не за контент платишь, а за наслаждение. Одно дело наблюдать что-то в онлайн-кинотеатре на ноутбуке, в то время, когда рядом торренты, пиратские копии.
Тут еще поразмыслишь, стоит ли это оплачивать. Совсем второе – просмотр крутого фильма в 3D на своем громадном телевизоре с хорошим звуком. За это люди готовы платить деньги.
Мы оптимистично наблюдаем на вещи. Мы стараемся, и зритель нам благодарен.