Интересные факты о шести мультфильмах миядзаки
Самый узнаваемый в мире японский режиссер-мультипликатор Хаяо Миядзаки отметил собственный 75-летие. В качестве режиссера он создал более двух с половиной десятков работ — потрясающих по собственной силе, пронзительных, полных судьбы. Наблюдать их возможно в любом возрасте, любой раз открывая для себя что-то новое.
Мы собрали интересные факты о шести самых известных анимационных фильмах Миядзаки.
Навсикая из равнины ветров, 1984 год
Мультфильм основан на манга, которую написал и проиллюстрировал сам Миядзаки — она издавалась в Японии с 1982 по 1994 год. Работы были необыкновенными: создатель применял непривычный для живописцев манга карандаш, шепетильно прорисовывая все фоны, почему они напоминали популярные французские комиксы.
ранее по темеХаяо Миядзаки продемонстрирует детям настоящий мир природы
Имя собственной героини режиссер забрал из поэмы Гомера Одиссея (так кликали дочь царя феаков Алкиноя), а ее несвойственное дамам увлечение насекомыми — из старой японской легенды. Княгиня из маленького королевства, живущая в постапокалиптическом мире, отправляется в путешествие, дабы принести на собственную почву мир.
Так как на протяжении создания анимационного фильма манга не была закончена, и сам Миядзаки не знал, что будет в финале, для Навсикаи из равнины ветров была придумана очевидная, согласно точки зрения режиссера, концовка — о ней он отзывался потом с пренебрежением.
Миядзаки неизменно по-особенному относился к своим героиням. Он считал, что женщины более вдумчивые, рассудительные, талантливые делать выводы непредвзято, владеющие решительностью, дерзостью и смелостью, каковые мужчинах имеется по умолчанию, а в дамах — нет. А потому это создаёт неизгладимое впечатление на зрителя.
Наружность Навсикаи режиссер повторил в еще одном собственном фильме — девочки Фио в Порко Россо, что вышел спустя восемь лет.
В Америке работа Миядзаки подверглась тотальной переделке — фильм перемонтировали, персонажей переименовали, часть сцен была удалена, а часть — дорисована.
Примечательно, что спустя 2 десятилетия по окончании выхода Навсикаи японская компания OpenSkyпопыталась воссоздать складной планер основной героини. По некоторым сведениям, в 2013 он совершил пара пробных полетов.
Мой сосед Тоторо, 1988 год
Милый мультфильм о сестренках Мэй и Сацуки, каковые вместе с отцом переезжают в ветхий загородный домик и знакомятся с духом леса Тоторо — один из любимых у малышей. Тоторо — придумка самого Миядзаки: это не классический японский персонаж, а симбиоз трех животных: тануки (енота-оборотня), совы и кошки. А имя главного храбреца происходит от слова totoru — тролль.
Сначала картину зрители приняли прохладно, тем более, что в прокат он вышел в один момент с другим мультипликационным фильмом — Могилой светлячков Исао Такахаты. Обе работы продавались для показа в японских школах. Но спустя два года, в то время, когда на полках магазинов показались мягкие игрушки Тоторо, картина получила второе дыхание.
В честь лесного духа назвали найденный в первой половине 90-ых годов двадцатого века астероид, Тоторо фигурирует в нескольких эпизодах 11 сезона Южного парка, кроме этого он появляется в качестве мягкой игрушки в мультипликационном фильме История игрушек. Громадный побег студии Pixar.
Собственную историю Миядзаки снял в городе Токородзава, где жил сам. В этом месте до сих пор имеется почвы, каковые пробует сберечь община называющиеся Totoro no Furusato National Trust Movement. Миядзаки передал активистам акварельные картинки Тоторо для применения в брошюрах, на майках, сувенирах и другом, и пожертвовал три миллиона долларов для приобретения почвы, предназначавшейся для возделывания.
В мультипликационном фильме имеется еще один забавный персонаж — Котобус. Японцы верят, что кошки, при достижении определенного возраста, могут волшебным образом поменять собственную форму — данный процесс именуется бакэнэко. Котобус — это кот, что принял форму автобуса: его сиденья покрыты мехом, он видит в темноте и испускает глазами лучи света.
Миядзаки говорил, что образы собственных храбрецов он берет из подсознания, каковые появляются из ниоткуда. Я стараюсь забыть все, что придумывал до тех пор, и создаю что-то совсем новое, — говорит режиссер.
Порко Россо, 1992 год
Малиновая свинья (как раз для того чтобы цвета был гидросамолет Порко) — история про пилота Марко Паггота, что разочаровался в людях и навлек на себя проклятие — частично превратился в свинью. Воздействие в картине происходит между Первой и Второй мировыми войнами, на неназванном острове в Адриатике.Изначально Миядзаки выбрал конкретное место — хорватский город Дубровник, но на протяжении войны с Югославией он был уничтожен. Это событие подвигло режиссера сделать анимационный фильм более важным.
Сам Марко Паготт — настоящий человек, аниматор, сотрудничавший с Миядзаки в начале его карьеры. А его соперника назвали в честь одного из пионеров всемирный авиации, основателя авиазавода Гленна Кертисса.Настоящие прототипы имеют и фигурирующие в картине гидросамолеты: Миядзаки только мало поменял их дизайн. Образ диктатора Муссолини, режиссер изобразил на банкнотах в виде змеи.
Трейлер: экранизация культовой зомби-манга от режиссера Тетради смерти
Порко Россо был снят по заказу японской компании Japan Airlines: первоначально мультфильм собирались показывать на борту самолетов. За базу картины Миядзаки забрал собственную мангу Воспоминания об эре гидропланов. А повествование главного храбреца о полете за край режиссер позаимствовал из рассказа валлийского автора Роальда Даля Они ни при каких обстоятельствах не состарятся, что служил на протяжении Второй мировой в ВВС.
В французском варианте фильма пилота Марко Паггота озвучил актер Жан Рено, что дал дань уважения Миядзаки в прославившем его спустя два года фильме Леон. Храбрец Рено произносит фразу: Свиньи лучше, чем люди.Миядзаки и правда весьма обожает свиней: он много раз изображал себя в виде этого животного, считая, что любой мужчина, достигнув средних лет, преобразовывается в свинью.
След храбреца, Порко Россо, режиссер покинул и в других картинах — к примеру, в Шепоте сердца это имя написано на циферблате настенных часов.
Унесенные привидениями, 2001 год
Самый, пожалуй, узнаваемый фильм Миядзаки считается и самым прибыльным за всю историю Японии. В оригинале он именуется Сэн и загадочное исчезновение Тихиро — по двум именам основной героини, 10-летней девочки, попадающей в мир, населенный призраками и монстрами.
До Унесенных у Миядзаки уже вышло пара анимационных фильмов, каковые сам режиссер выяснил для определенных зрителей.К примеру, Отечественный сосед Тоторо был вычислен, первым делом, на малышей, Небесный замок Лапута — на мальчиков от семи до 11-ти. В Ведьминой службе доставки героиней была девочка — ребёнок. Но не было фильма про простую 10-летнюю девочку. Миядзаки решил придумал историю, которая не покинула бы ровесниц основной героини равнодушными.
И у него блестяще оказалось.
Унесенные привидениями — история о пробуждении внутренних сил, о вере и терпении. Бани, каковые режиссер сделал главным местом действия — это воспоминание из его детства. Образы призраков и монстров Миядзаки придумал, основываясь на японской мифологии. К примеру, пугающий и одновременно вызывающий сочувствие Безликий — это олицетворение червяка шелкопряда.
А сцена с ужасным монстром, каковые преобразовывается в красивого речного духа, это знак загрязнения природы: в один раз режиссер сам принимал участие в субботнике и дотянулся со дна реки проржавевший велосипед.
Миядзаки поведал в одном из интервью, что главные храбрецы Унесенных привидениями олицетворяют работников анимационной студии Гибли: жёсткая хозяйка бань Юбаба — это президент, шестирукий хороший дед Камадзи — это сам режиссер, Тихиро — юный эксперт, которого только-только приняли на работу и он обязан продемонстрировать, что нужен.
Унесенные привидениями занесены в перечень величайших анимационных фильмов в истории. Мировые кассовые сборы составили более 274 миллионов долларов. Работа Миядзаки взяла Оскар в категории Лучший анимационный полнометражный фильм, Золотого медведя на Берлинском кинофестивале, была удостоена четырех американских премий Энни и многих вторых призов.
Ходячий замок Хаула, 2004 год
За базу этого красивого мультипликационного фильма забрана сказочная повесть британской писательницы Дианы Уинн Джонс. Миядзаки вдохновлялся русскими сказками (прототип ходячего замка — избушка на курьих ножках), работами редактора журнала и французского иллюстратора La Caricature Альбера Робида, и настоящими пейзажами — команда аниматоров, в отыскивании подходящей натуры, проехала практически всю Европу, пока не отыскала необходимое в провинции Эльзас, городах Кольмар и Риквир.
персонажи и Фоны команда Миядзаки нарисовала вручную, по окончании чего их оцифровали. Ходячий замок стал одним из самых подвижных персонажей анимационной картины: в зависимости от обстановки, его вид изменялся. Конструкция замка складывалась из 80 элементов.
В озвучивании британской версии картины принимали участие многие голливудские актеры. Кристиан Бэйл объявил, что готов дать собственный голос любому персонажу — в итоге ему достался основной романтический храбрец, колдун Хаул. Лорен Бэколл озвучила колдунью Пустоши, Софи — Джин Симмонс (эта работа стала ее последней), демона Кальцифера, обожавшего насвистывать валлийскую народную песню Маленькая кастрюлька — Билли Кристал.
Ходячий замок стал первым в истории японским анимационным фильмом, открывшим Венецианский кинофестиваль, где заслужил приз — Золотую Озеллу. Он номинировался на Оскар, но уступил мультипликационному фильму Уоллес и Громит: Проклятие зайца-оборотня. Мировые кассовые сборы фильма составили около 235 миллионов долларов.
Примечательно, что сам Миядзаки именовал собственную работу первым анимационным фильмом для пожилых людей.
Ветер крепчает, 2013 год
Собственную последнюю полнометражную работу Миядзаки назвал фильмом для взрослых. Прообразами главного храбреца, Дзиро, стали два человека — авиаконструктор Дзиро Хорикоси, что создал легендарный истребитель Зеро, и автор Тацуо Хори, что написал известную повесть Ветер крепчает об умирающей от туберкулеза невесте. Также, похоже что воплощенный на экране образ стал в некоей степени автобиографическим для Миядзаки.
Ветер крепчает — во многом особенная работа режиссера. Повествование охватывает 30 лет судьбе храбреца, а не небольшой временной отрезок, как было раньше. В первый раз в истории создания полнометражных мультипликационных фильмов все звуковые эффекты были созданы людскими голосами — это и гул самолетного мотора, и свист пара локомотива, и шум по время громадного Токийского землетрясения.
То, что Ветер крепчает — фильм для взрослых, стало опробованием для Миядзаки. В одном из интервью он согласился, что данный факт принес ему много страданий: Мне весьма тяжело делать мультфильм, не воображая себе заблаговременно лиц зрителей, для которых я его рисую. В большинстве случаев мне оказывает помощь детский сад студии Гибли, что находится рядом с моей рабочей студией.
АВетер крепчает для кого-то другого, и я с этим кем-то не был знаком. Режиссер объявил, что заливался слезами, в то время, когда досматривал собственную работу.
Мультфильм был номинирован на 11 премий, в числе которых — Энни, Золотой Оскар и глобус. По словам Мияздаки, эта последняя полнометражная картина в его карьере.