История ушу: сначала били, а потом и о душе стали думать

история

За последнее десятилетие Российская Федерация вырвалась в ведущие страны мира в области восточных единоборств. Вышедшее из советского подполья карате со всех сторон теснят бурно развивающиеся ушу, айкидо, тхэквондо. Но философская составляющая азиатских боевых искусств остается для многих россиян тайной за семью печатями.

Но, национальный тренер РФ по восточным единоборствам Глеб Музруков не вычисляет это препятствием для овладения премудростями боя.Наибольшая в Ветхом Свете и всемирно известная школа ушу Глеба Музрукова находится в простой с виду пятиэтажке на юго-западе Москвы. Начальник школы, начинавший когда-то популяризацию ушу в Российской Федерации с подпольной секции, на заре 90?х положил в ее развитие и создание чуть ли не все имевшиеся у него тогда индивидуальные средства.

Сейчас ко мне приезжают тренироваться спортсмены со всего света, а школа исправно производит мировых чемпионов. В 2004 году ко мне приезжал легендарный Джеки Чан, а уж российских влиятельных гостей, побывавших тут в различные времена, по большому счету не счесть.Основной человек российского ушу принимает нас в просторном кабинете, стенки которого увешаны китайскими картинами и вынуждены стеллажами книг, написанных известный китайскими мастерами.У нас уже много лет держится мода на все восточное, среди них и на единоборства.

Информации о них большое количество, кроме того с избытком, может, исходя из этого мало кто в ней толком разбирается. Поведайте, что такое ушу и откуда оно взялось.Ушу — явление многогранное. Оно включает в себя и техники рукопашного боя, и начатки медицинских знаний, и мастерство каллиграфии, и базы философии Китая… И, как всякое ремесло, переросшее в мастерство, оно есть попыткой определения места индивидуума в мире.

Но эта сторона ушу развивалась, грубо говоря, лишь В первую очередь XIX века, а зарождалось оно только как боевое мастерство: людям легко нужно было отбиваться от неприятелей, прочих обидчиков и разбойников. О философии тогда говорили, мягко говоря, мало.В общем, сперва били, а позже уже стали задумываться, что прекрасно бы наряду с этим еще обессмертить душу и постичь окружающий мир. Времена изменяются, и с ними изменяется ушу.

Ясно, что сейчас уже никто не будет, как легендарный мастер Ма, ходить по восемь часов в сутки около угольной кучи, пробуя понять собственный место во Вселенной. Традиция эволюционировала, и сейчас люди занимаются ушу по большей части для здоровья, стремясь поддержать гибкость и подвижность суставов.

Культивируется ушу и как вид спорта, где оно делится на два главных направления: саньшоу, другими словами полноконтактные поединки, и таолу — бесконтактные комплексы упражнений.Другими словами философская составляющая ушу показалась недавно?Носителем философии есть конкретный человек, а не боевое мастерство в целом. Мы не можем заявить, что вот был стиль маши-тунбэйуи, все последователи которого придерживались какой-то определенной философии.

Кто-то тренировался, дабы обучиться себя защищать, а кто-то на протяжении занятий медитировал. Это как с пистолетом: возможно ли утверждать, что пистолет — это лишь орудие убийства либо лишь средство защиты? Все зависит от того, у кого он в руках. Исходя из этого сказать о какой-то определенной философии ушу тяжело. Философия с тем же успехом возможно и в баскетболе, в случае если игрок использует дзен-медитацию для успокоения перед матчем.

Но это же не означает, что баскетбол — это мастерство, которое связано с дзен-буддизмом.Я уже 4 года веду еженедельную передачу «Путь Дракона» на канале «Спорт». И каждую семь дней приобретаю письма. Из 100 вопросов, каковые мне задают, 80 понимаете о чем? «А какое боевое мастерство посильнее?» Да никакое!

Нехороший каратист проиграет хорошему боксеру. А хороший тхэквондист как направляться надает нехорошему дзюдоисту. И все они, возможно, проиграют Александру Карелину.

Многоликое единоборствоА в то время, когда зародилось ушу?Это непростой вопрос. Слово «ушу» в конечном итоге объединяет около 500 разных направлений единоборств. Еще три тысячи лет назад в древнекитайских источниках первенствовалиупоминания об играх, имитировавших схватки различных животных и мифического великана Чию с огромным рогом на голове.

Древние китайцы надевали маски с рогами, бодались, игрались. Китайские историки говорят, что ушу пошло из этого. Но ясно, что ритуальные пляски, имитирующие битвы мифических животных и героев, — это еще не боевое мастерство.Скорее возможно сказать о зарождении чего-то похожего на ушу в эры Весны и Осени (VIII–V вв. до н. э.) и Сражающихся царств (V–III вв. до н. э.).

Легко потому что это было время постоянных междоусобных войн. Неприязнь содействовала бурному формированию армейского дела, среди них и боевых искусств.В первую очередь началось развитие холодного оружия — клинков, и палок, булав и другого. А потому, что Китай — страна весьма интенсивной культуры, то что бы в том месте ни зарождалось, будь то письменность либо медицина, оно сходу приобретало теоретическую базу.

Письменность породила каллиграфию, и написание иероглифов наполнилось художественным смыслом: один начал символизировать полет феникса, второй — что-то еще. Медицина начала восприниматься как приведение человека в соответствие с пульсацией Вселенной, устранение энергетического дисбаланса. И без того происходило с любым явлением.

Кроме того классическая сучжоусская вышивка шелком в Китае несет философский компонент — хотя бы вследствие того что вышивать полотно обычно начинал прадед, а заканчивал по окончании его смерти правнук. А в то время, когда, начиная работу, знаешь, что плоды собственных трудов тебе заметить не суждено, невольно будешь принимать то, что ты делаешь, философски. С одной стороны, для тебя это некое абстрактное измерение, с другой — весьма приземленное и конкретное.

Это совсем по-китайски.Принято вычислять, что ушу показалось в древних буддистских монастырях.

Это неправда. самый широкий пласт ушу, само собой разумеется, армейский. Ушу — это вообще-то современное наименование. Раньше его именовали уи, гунфу, цзюньлянь.

Цзюньлянь — это военная тренировка. Любой солдат должен был этим заниматься. Государство выделяло средства на обучение собственной армии, готовя солдат-специалистов. Исходя из этого ушу первоначально развивалось как раз в воинской среде.Откуда взялось убеждение, что ушу — это в первую очередь монахи, Шаолинь и тому подобное? Легко в те далекие и ожесточённые времена другие направления ушу имели возможность выжить лишь в монастырях.

Помимо этого, монахи не имели права носить оружие — буддистский монах не должен был проливать кровь. Исходя из этого у себя в монастырях они развивали навыки самозащиты без применения оружия, обучались биться без всякого оружия либо посохом. В этом и содержится роль монастырей в развитии ушу.Но ушу было различное.

Было солдатское, было монастырское, было императорское. И было народное ушу, которым занимались в сёлах, — самое что ни на имеется боевое мастерство безо всякой философии. И это совсем различные вещи. Исторически в Китае ушу не было каким-то элитарным мастерством. С ним так или иначе соприкасались фактически все китайцы — от несложных крестьян, составлявших большинство населения, до людей, появлявшихся в разных социальных изолятах наподобие армии либо монастыря.

Были в истории Китая и периоды, в особенности наглядно демонстрирующие народность и массовость ушу. хороший пример — восстание ихэтуаней либо «боксеров». Тогда все от мелка до громадна занимались ушу: крестьяне, ремесленники, торговцы. Националистические силы, опираясь на самые широкие слои населения, сопротивлялись зарубежной интервенции: Китай в то время был захвачен аж восемью странами.

И ушу тогда было замечательным этноинтегрирующим причиной.Как же тогда возможно сказать о каких-то школах ушу, в случае если его практиковали в каждой деревне?Да никак запрещено. Школа — это мастер. какое количество мастеров, столько и школ. А учитывая, что ханьских китайцев ни при каких обстоятельствах не было меньше нескольких сотен тысяч людей и жили они на огромной территории, имеете возможность себе представить, сколько в том месте было различных школ.До забавного доходит, в то время, когда люди находятся в плену этих стереотипов.

Я встречал таких, каковые заявляли: «Мы исповедуем стиль классического шаолиньского кулака преподавателя Ши Янгуя». Выражается это в том, что при ударе рукой они как-то необычно загибают средний палец. Я задаю вопросы: «Ты чего так палец оттопыриваешь?» — «Мой преподаватель так его держал!» Я взглянул запись и осознал: у преподавателя просто не было одной фаланги на среднем пальце, и он не имел возможности нормально сжать кулак. Вот вам и «стиль классического шаолиньского кулака»!

И без того сплошь и рядом. Нет однообразных людей. Один большой, второй низкий. У одного учителя нет фаланги на правой руке, у другого артроз левого бедра, и он может драться лишь руками. Вот вам и различные школы!Да и люди в ушу различные приходят.

Кто-то взглянул фильм с Джеки Чаном и поразмыслил: «Ну все, я — монах». Отправился обрил голову, приобрел костюм, надел тапочки и пришел в зал тренироваться. У меня в школе была такая бригада «монахов». Особенно забавно это замечать, уже побывав в Шаолине и взглянув, как в том месте все устроено. Вот Шаолиньский монастырь, святая святых, куда уж традиционнее, казалось бы. И что?

Ученики в том месте ходят с сотовыми телефонами, в кроссовках Adidas. Вы сообщите: и это — монахи? А все, времена изменились, и ушу изменилось вместе с ними.

Монастырь сейчас заточен под туристов, получает на них деньги, и монахов в том месте уже, вычисляй, не осталось.

В сражении ответственнее всего эффективностьДействительно ли ушу — это база всех остальных восточных единоборств: карате, дзюдо, айкидо?Исторически это так. К примеру, вот иероглиф? — «тан». Это наименование старой китайской семействе.

И вот иероглиф ?, «шоу» — рука. «Таншоу», «танская рука» — классическое китайское боевое мастерство. «Таншоу» — так это читается по-китайски. А по-японски те же самые иероглифы читаются «карате». А по-корейски — «тансу». Другими словами, это одно да и то же. Во второй половине 20-ых годов XX века японцы забрали и заявили, что не смогут применять иероглиф, означающий наименование китайской семействе. И поменяли его на другой иероглиф — ?, «ку», по-русски «пустой». В японском языке это омофоны — оба иероглифа читаются «кара».

Так китайская «танская рука», ??, «таншоу», стала японской «безлюдной рукой», ??, карате. Но на японском острове Окинава, 400 лет бывшем протекторатом Китая, до сих пор пишут ??.. А по большому счету… мой Преподаватель — основатель советского карате Алексей Штурмин говорит, что карате — это упрощенное ушу.А что происходило с ушу во время культурной революции Мао Цзэдуна, в то время, когда огромные пласты китайской традиции оказались под запретом?На ушу обрушились сильные преследования.

Мастерство было заявлено «феодальным пережитком». Мой преподаватель У Бинь (тренер легендарного Джета Ли) был сослан на 12 лет в «Школу 7 мая» — так назывались деревни, куда отправляли интеллигенцию «на перевоспитание». Жили в том месте в древесных бараках. Кровать — два кирпича, на них доска, а под голову еще один кирпич вместо подушки. Утром подъем, пение революционных песен, чтение цитатника Мао, позже до вечера работы в поле. Так что преподавателям ушу жилось тогда непросто.

Но эра культурной революции закончилась, и в начале 1980?х сняли фильм «Шаолиньский монастырь», принятый публикой на ура. Позже вернули и сам монастырь, практически полвека пролежавший в руинах.Но еще раз повторяю: беседы о пятитысячелетней истории мастерства ушу — не более чем мистификация. Это как у нас на данный момент модно рассуждать о старом русском мастерстве рукопашного боя.

Но о каком мастерстве идет обращение? Приемов-то по большому счету никаких не было! А традиция — кстати, достаточно мужественная — была такая: становились двое мужиков, брались за плечи, а позже попеременно размахивались и били друг другу в ухо. Кто выдержит — тот и победитель.

Вот и целый кулачный бой. Вторая форма боевого мастерства была у лесных разбойников: в том месте были хоть какие-то приемы, но также не больно умные. А накрутят так как неизвестно чего: былины, Илья Муромец… Ну да, былины. К примеру, про Василия-пьяницу. Выпил человек ведро водки, вышел в поле, натянул тетиву, саданул куда-то в небо и попал Тугарину Змеевичу в глаз. Либо тот же Илья Муромец.

Просидел 33 года сиднем на печи, на 34?й к нему калики перехожие зашли и говорят: «Илюш, ну ты чего, обычный ты человек? Ну какое количество сидеть-то возможно?» Поднялся Илья Муромец и отправился выполнять подвиги…Но в Китае-то, возможно, красивее все было?Тут нужно не забывать, что рафинированность постоянно идёт в эффективности и ущерб функциональности. В таолу, к примеру, довольно много того, что в сражении не требуется.

По большому счету в настоящем бою необходимо не так-то большое количество ударов. Один из самых действенных — это low kick. А бить ногой в голову нет совсем никакой необходимости ни в тхэквондо, ни в карате, ни в ушу. Но это красиво, зрелищно, необычно, не смотря на то, что и совсем не действенно. Так что люди, каковые тренируются для показательных выступлений с схватками и постановочными комплексами, не являются хорошими бойцами.

Но дабы сделать из них хороших бойцов, грамотному тренеру пригодится около месяца. А дабы сделать хорошего бойца из человека, что всего этого неимеетвозможности, пригодится в лучшем случае два-три года. Таолу — это девять из десяти ступеней до отметки мастера боевого единоборства.

Приблизительно так же, как со стрельбой в 9?м управлении КГБ: в том месте людей учили стрелять на вспышки, прыгая на батуте в полной темноте. Возможно не сомневаться, что в то время, когда подготовленному так стрелку нужно будет убить человека, он его убьёт.

Наперекор запретамА как ушу оказалось в Российской Федерации?

Первым русским, посетившим Шаолинь в 1908 году, был академик Василий Михайлович Алексеев. Он позже написал книгу «В ветхом Китае», в том месте имеется такие строчки: «Доехали до Монастыря молодого леса. Весьма интересно изображение танцующих и боксирующих монахов». И фотография. Но Алексеев в тонкости упражнений «боксирующих монахов» углубляться не стал — отправился дальше.В СССР, как мы знаем, восточные единоборства находились под запретом. К тому же страна была закрытая, и идеи извне в нее проникали с большим трудом.

Но где-то в начале 1980?х годов отечественный узнаваемый тренер Гусейн Магомаев уже преподавал один из видов ушу — тайцзицюань, которому его научил один уйгур. В Альянсе на территории Казахстана и Киргизии были китайские сёла, где жили дунгане — китайцы, говорящие по-китайски, но пишущие русскими буквами. Что-то пошло от них. Но по большей части энтузиасты подпольно занимались по книгам, привезенным с Запада.В 1985 году я именно устроился трудиться в Университет Дальнего Востока (ИДВ) РАН СССР.

Началась перестройка. И вот волею судеб мне в руки попала изданная в Пекине тамошним Университетом физкультуры книжка с базисными упражнениями ушу. Мы с приятелями стали по данной книжке заниматься. Открыли подпольную секцию.

И без того оказалось, что к нам пришел заниматься сын советника Горбачева — академика Абела Аганбегяна. Я поразмыслил: а ведь это — шанс легализовать ушу в Альянсе.Сын Аганбегяна устроил нам личную встречу у собственного отца. Тот нас послушал и говорит: «Но карате же не разрещаеться!» Я ему: «А я и не предлагаю карате.

Я предлагаю культивировать китайскую гимнастику ушу как элемент советско-китайского культурного обмена». Это был умный движение с моей стороны — тогда советское управление именно начало искать точки сближения с КНР. И Аганбегян дал согласие: лишь, говорит, давайте без спаррингов, кулаков и всего для того чтобы. Я, само собой разумеется, не возражал — принципиально важно было принципиально сломать запрет.

Аганбегян говорит: «Пишите письмо на имя Горбачева». Я написал, оно через Аганбегяна пошло наверх, и все завертелось. Не смотря на то, что, само собой разумеется, по тем временам это было весьма страшно. Была же статья 219 УК РСФСР, прямо запрещающая занятия карате. В то время, когда я открыл первую секцию при ИДВ, в газете «Труд» показалась статья на целый разворот под заголовком «Карате под маской ушу».

Ко мне пришли из Прокуратуры СССР и из ОБХСС, и спас меня тогда лишь случай. Скоро я создал Федерацию ушу СССР. Отечественная первая школа при ИДВ именовалась Центр изучения оздоровительных совокупностей Дальнего Востока. Конечно, все, кто подпольно занимался карате, хлынули в том направлении. Так все и началось.Во второй половине 80-ых годов XX века мне удалось съездить на полтора месяца в Китай. Приняли нас радушно, отвезли в пекинскую школу ушу, представили тренеру.

Я и семь бывших со мной учеников прошли в том месте подготовку, взяли дипломы инструкторов по ушу, возвратились в Альянс и начали преподавать уже более-менее системно и профессионально.Китайцы именно в то время начали создавать Интернациональную федерацию ушу. В первой половине 90-ых годов двадцатого века под ее эгидой прошел первый мировой чемпионат. Мы к нему подошли уже с полноценной командой и заняли шестое место.

на данный момент Интернациональная федерация ушу объединяет более 100 государств, а мы входим в тройку сильнейших: Китай, Россия и Вьетнам. Другими словами кроме того Гонконг с Макао сзади нас. Не смотря на то, что поддерживаютэти команды те же самые китайцы.Занимались мы на Херсонской улице в Москве, в строении школы легкой атлетики, 13 лет бывшем в состоянии ремонта.

Я ушел из университета, по причине того, что совмещать его с тренировками стало нереально. Тогда время было такое — показался шанс получить большое количество денег, приобрести квартиру, машину. Большая часть так и делали. А я собственные первые деньги — 7 тысяч рублей — положил в школу. И автомобили у меня не было до 93?го года, пока я не приобрел себе «Оку».

Позже пришла рабочая группа и удивилась: «Как это так — школа больше десяти лет ремонтируется, из пяти этажей сдан один, и в том месте дети занимаются?» В следствии меня сделали директором всей школы. У нас появился постоянный зал, мы положили в том месте ковер, нарисовали шаолиньскую фреску, сделали душевые, и к нам стали приходить ученики. Занятия были бесплатными.

Вот из этих детей и выросли отечественные первые мировые чемпионы.Так за какие-то пять лет, прошедшие с момента снятия полного запрета на восточные единоборства, мы стали к началу 90?х годов одним из фаворитов мирового ушу. И остаемся им сейчас. В то время, когда мы систематично стали привозить медали с интернациональных чемпионатов, на школу обратило внимание государство.

И по сей день мы не бедствуем: тренер приобретает у нас официальную заработную плат более 90 тысяч рублей.Сейчас с китайцами мы в состоянии соревноваться на равных. Отечественные парни их побеждают. В пекинской школе ушу, куда мы ездили за собственными первыми сертификатами во второй половине 80-ых годов XX века, вырос полный чемпион Китая Хэ Цзиньдэ.

Для ветхого поколения отечественных спортсменов, побеждавших в 92?м году чемпионат Европы, он был легко всевышним. А в прошедшем сезоне его победил на чемпионате мира в Пекине несложной 16?летний паренек Стасик Галкин из совхоза «Столичный». Вот так: пришел в школу лет в 10 и через шесть лет победил самого Хэ Цзиньдэ.

Кость в горле у европейцевНо так как в Россию ушу пришло позднее, чем в большая часть государств. Чем возможно растолковать такие удачи?

У нас сложилась собственная тренерская школа. В случае если практически во всем мире пошли по пути приглашения китайских экспертов, то я начал воспитывать собственных, российских тренеров. И по сей день у нас имеется тренеры для того чтобы уровня — к примеру, заслуженный тренер России Татьяна Куприянова — что, скажем, сборная Казахстана прекратила ездить в Китай и в прошедшем сезоне подписала договор с нами: они сейчас будут тренироваться в Москве.

Тут же, у нас, тренируется спортсмен из сборной Англии, приезжают финны, итальянцы.У нас и школы собственные успели сложиться. Сильнейшая в стране школа мужского саньшоу — дагестанская. Она дала сборной необычных ребят. К примеру, Муслим Салихов, завоевавший в опытных битвах титул «короля китайского саньда» (свободных поединков в полный контакт), — первый в истории некитайский чемпион. В Китае его на улицах определят.

Еще бы, высадил всех китайских специалистов!Либо Джанхуват Белетов, сравнительно не так давно награжденный в Кремле национальной премией «Золотой пояс» в номинации «За волю к победе». Юноша в 1/8 финала мирового чемпионата сломал руку. Ему наложили гипс. А он ночью его разгрыз, снял, пришел на четвертьфинал и победил. А позже победил в одной второй финала и в финале.

Со сломанной рукой победил три схватки и стал мировым чемпионом! Победил китайца, египтянина и иранца — самых сильных спортсменов — одной рукой, левой.И девушки у нас весьма сильные. К примеру, чемпионка мира Даша Тарасова. Девчонка взяла тяжелейшие травмы — разрывы связок мениска, отслоение хряща. Доктора ей сообщили: «Какое ушу, ты ходить-то будешь с большим трудом». И что же? Через полгода она побеждает чемпионат Европы, а скоро — мировой чемпионат в Пекине.

У нас по большому счету обычная сборная. В том смысле, что, например, национальные сборные США, Канады, Аргентины, Малайзии, Индонезии, Сингапура состоят сплошь из этнических китайцев. Они наровне со сборными Китая, Гонконга, Тайваня (также все, конечно, китайцы), и японии и Вьетнама и имеется отечественные главные соперники. На олимпийский турнир в Пекине русские спортсмены всецело выбрали всю национальную квоту — восемь мест.

В конечном итоге прошли десять человек, но двоих нам самим было нужно убрать. А из остальных европейцев квалифицировались лишь двое: итальянская спортсменка Сю Хуйхуй из китайской провинции Сычуань и британец Ричард Дивайн, что тренируется в Российской Федерации.Конечно, мы европейцам как заноза в пальце. Ну кому может понравиться, что мы побеждаем подчистую все чемпионаты?

С последнего привезли 28 золотых медалей. В общекомандном зачете следом за нами — сборная Италии, у которой три золота. Мы уже дошли до того, что время от времени в ряде категорий не выставляем совсем уж сильных спортсменов.Потрясающий коэффициент нужного действия! Годовой бюджет Федерации ушу Ирана, которую возглавляет один из министров, — что-то около $10 млн. А бюджет Федерации ушу России — $60 тыс. и еще 1 млн рублей в год.

Выживаем и соперничаем на интернациональном уровне лишь за счет отечественной школы, которую финансирует правительство Москвы. С учетом этих столичных денег мы уже не уступаем иранцам. У меня один фонд заработной платы в месяц равен десяти годовым бюджетам Федерации ушу России.Не появлялось жажды попытаться себя на тренерской работе за рубежом? Дабы хоть было с кем соревноваться…А с какой стати? Мне страна платит достойную оплату труда — я и готовлю для нее чемпионов.

Для чего мне заграничные пироги? За рубежом отдыхать прекрасно… А трудиться нужно дома! Так что пускай растят собственных Музруковых… Фото: из личного архива Г. Музрукова, Rapho/Eyedea/East News

Павел Бурмистров

Психология наука о душе


Читайте также: