Изгоняющий дьявола
В моём представлении два этих фильма шагают рядом. И эта сообщение легко поразительна. В прошлом обзоре я говорил вам о “Ребёнке Розмари” (1968), его наградах и местах.
И вот сейчас “Экзорцист” (1973).
Итак, что я в том месте сказал? О сходстве. “Reel.com” поставил “Экзорциста” на 7-е место (“Ребёнок Розмари” был в том месте вторым), “HOLLYWOOD.COM” и издание “Stuff” и вовсе на первое (6 и 2 места оппонента соответственно) и только “Total Film” почему-то проигнорировал картину (при 8-ом месте у “Ребёнка…”).
Совсем рядом они и в TOP-250: 186-е место против 196-го в пользу Фридкина. Согласитесь, практически на расстоянии шага. Про таких в большинстве случаев говорят: “Мы с Тамарой ходим парой”.
Пожалуй, этим (если не считать “объекта изучения”) близость между картинами заканчивается. Что весьма кроме того прекрасно. Так, приступим.
Уже из заглавия видно, с кем либо с чем храбрецам нужно будет иметь дело. Но кто же сами храбрецы? Узнаваемая актриса Крис Макнил, переселившаяся на время съёмок из Лос-Анжелеса в Вашингтон, её дочь Риган и различные другие из друзей, священнослужителей и обслуги.
Уильям Фридкин (режиссёр картины) демонстрирует нам целый процесс наступления одержимости маленькой Риган, практически от и до. Процесс подробный, размеренный, долгий и страно похожий на правду. Таковой ужасный и непременно шокирующий. Расписывать его я не планирую, чтобы не сломать кайф всем тем, кто решится наблюдать “Экзорциста”.
Как раз – “решится”, так как дабы пойти на это, нужна немалая храбрость и определённая воля. По причине того, что фильм вправду и по-настоящему ужасный.
Не обращая внимания на приличную по всем меркам давность “Изгоняющий сатану” замечательно смотрится и потрясает до глубины души. Он превосходно выстроен, продуман и отшлифован. Лента сходу берёт хороший темп и снабжает нехилую динамику.
Фридкин здорово нагнетает напряжение, пуская процесс по нарастающей и достигая в концовке апогея. Он мастерски оперирует подробностями, тасуя подробности в колоде как умелый фокусник. Да и то, что получается на выходе, неимеетвозможности не восхищать.
“Экзорцист” красиво снят. Картина привлекает внимание с первых кадров. Восток, раскопки, ужасные артефакты, красное солнце в песках, каменная фигурка какого-либо божка. И уже в Ираке мы ощущаем присутствие старого зла.
Которое скоро примет и вовсе ужасные формы.
А уж “эффектам” 1973-го года легко смогут позавидовать и многие современные кинодеятели. Да, Уильям Фридкин с сотоварищами показали чудеса изворотливости и недюжинную изобретательность при монтаже последовательности сцен, создании звуковых эффектов и антуража. То, что мы замечаем в доме Макнилов при ближайшем рассмотрении оказывается несложным, но сколь же действенным!
Чисто механические приспособления, узкая ручная работа команды Фридкина дадут фору подавляющему практически всем программ компьютерной графики и обслуживающему их персоналу. То, как колбасит Риган, её нечеловеческие выкрутасы и грим повергнут в кошмар любого, кто находится в тот момент у экрана. Кроме того на данный момент, в то время, когда отзвенел “Звонок” и схлынуло “Проклятие”, ты будешь потрясён, заметив задний брейк девочки на лестничном пролёте, знаменитый поворот и левитацию головы на 360 градусов.
И пускай в исполнении последнего имеют место шероховатости, отсутствует перманентность, всё равняется – по совокупности выглядит это очень мощно.
Как и слаженная работа актёрского состава. Эллен Берстин, Макс Фон Зюдов, Джейсон Линда и Миллер Блейр создают пронзительную и завораживающую картину, на которую нереально наблюдать без содрогания. Недаром же такое изобилие респектабельных номинаций и заслуженных призов.
Одна из которых достаётся автору романа (а заодно и сценария) Уильяму Питеру Блэтти.
Его история идеальна, а потому и думается правдивой. И это уже не вопрос веры. Думается, что придумать такое нереально.
Само собой разумеется, по всем канонам и форме “Экзорцист” – ужастик. Но он так глубок и безукоризнен, что не вписывается ни в какие конкретно рамки. Это настоящий и полный шедевр, над которым невластно время.
Соответственно, и встретиться с ним ни при каких обстоятельствах не поздно.