Изгоняющий дьявола: начало
Изгоняющий сатану: Начало (2004) / Exorcist: The Beginning
детектив / триллер / кошмары
Режиссер: Ренни ХарлинВ ролях: Стеллан Скарсгард, Изабелла Скорупко, Джеймс Д’Арси, Реми Суини, Джулиан Уэдэм
Потрясения не испытаете, но и денег не пожалеете, в случае если посмотрите версию Ренни Харлина «Изгоняющий сатану: начало». Строго говоря, делать выводы о ней оптимальнеев сравнении с версией Пола Шредера, из которой Харлин не забрал ни кадра, но, пока нет таковой возможности, возможно подметить следующее. Тёплый финский юноша по крайней мере не попортил голливудскую историю экзорцизма, и харизму Стеллана Скарсгарда и операторский гений Витторио Стораро.
Кадр из фильма
Экзорцизм купил глобальные масштабы. Одна африканская деревушка финиша 40-х годов XX века, в которую упал сатана, в то время, когда всевышний скинул его с небес, приводит в V век отечественной эры и в финиш XIX, и в Европу Второй мировой войны. И любители дьявольщины во всех временах и местах насмотрятся на многочисленные убийства, ритуальные убийства, самоубийства, новорожденных в опарышах и бабочек во ртах.
Очевидно, мистики с подземельями, кровавыми мальчиками и метаморфозами также всласть, но мистика преобладает, скорей, ближе к финалу. середина и Начало – скорей, детектив с вкраплениями ужастика.
Дабы все это соединить, без Скарсгарда не обойдешься. В то время, когда в начале данный, по-отечественному говоря, поп-расстрига лишь появляется в нечистой забегаловке с очередным стопарем под носом, трехдневной небритостью и недельным похмельем, сам факт его присутствия задает уровень доверия, что никакой мистикой не разрушается до самого финиша. В Африке на раскопках старого храма, в окружении экзотических негров, в отношениях с детьми, врачихой (Изабелла Скорупко) и отцом-иезуитом (Джеймс Д’Арси), в центре дьявольщины и крови его изверившийся папа Меррин сохраняет ровно то самообладание, дабы перевести фильм из разряда безлюдных-неинтересных приквелов в что-то осмысленное.
Кадр из фильма
К тому же операторская манера Стораро придает фильму некоторый налет Бертолуччи, с которым тот большое количество трудился, а Бертолуччи дешевку не снимает. Видны следы «Под покровом небес» /Sheltering Sky, The/ (1990) и «Конформиста» /Conformist, Тhe/ (1970), «Стратегии паука» /Spider’s Stratagem, The/ (1970), и «Мелкого будды» /Little Buddha/ (1993). достоверность и Весомость изображения – в хитроумных глубинно-мизансценных перемещениях камеры.
От колеса проезжающего по песку студебеккера – в голубое небо и через стенке, окружающую деревню, к взволнованному племени – это настоящий взор, а формирует чувство эффекта. Чистые эффекты исходя из этого не так заметны. Получается что-то, визуально впечатляющее и одновременно с этим натуральное. К тому же со звуком Харлин прекрасно поработал.
вихри и Скрежеты, хлопанье и крик дверей бьют по голове с отдельным наслаждением.
Харлин еще хорошо поработал с введенной им лично ролью Скорупко. Врачиха сулит неожиданности и в принципе не обманывает. Детективный сюжет об очередных нечистых происках сатаны, к сожалению, говорить запрещено, но темы в нем затронуты занимательные. Африка как независимая героиня, как в принципе безотносительная тайная, тайна. Вторая мировая война с расстрелами и концлагерями как образ нравственного выбора, людской разгадки тайн.
Экзорцизм как вечное посредничество, нерешенность вопроса о разгадках и загадках, напоминающий о постоянной необходимости быть начеку. Темы четко заявлены, все это весьма интересно, в особенности, что касается решения, как выбрать жертв, в случае если их все равно убьют. Проглядывает Достоевский.
Но вот это, пожалуй, и все хорошее, что возможно сообщить о фильме.
Кадр из фильма
Как целое «Изгоняющий сатану: начало» все-таки не сложился. Он как раз составлен из «тем», «красот», «эффектов» и «артистов». Этакий количество материала, над которым сесть, поразмыслить, выстроить и склеить с умом и силой. По-настоящему связать все темы и все изображения Ренни Харлин («Скалолаз» /Cliffhanger/ (1993), «Остров головорезов» /Cutthroat Island/ (1995), «Глубокое светло синий море» /Deep Blue Sea/ (1999)) неспособен за отсутствием личного собственного стиля и человеческого мировоззрения.
Возвращение отца Меррина к вере неизбежно сначала как святая обязанность приквела, задолго до которого были «сиквелы», где Меррин – как раз папа («Изгоняющий сатану» /Exorcist, The/ (1973) Фридкина и его продолжения). Но как раз неизбежность делает возвращение формальным, а не органичным, не искренним, и смысла нет. А без смысла «красоты» немедля становятся изнурительными, утомляющими собственной неоригинальностью.
Харлин может тратить деньги, ему их дали (бюджет 50 миллионов), и он сумел их честно истратить. О сборах эти до тех пор пока на 40 миллионов, но мир велик, и все окупится, не смотря на то, что без особых взлетов.