Элементы хоррора и триллера в советской кинофантастике
Тяжело, само собой разумеется, ассоциировать советскую кино фантастику с таким понятием, как хоррор, но случалось — пускай фрагментарно, но случалось. А время от времени сплав фантастики и хоррора был по большому счету очевиден. Не смотря на то, что и редко, но это было, и мы, само собой разумеется, не можем пройти мимо таковой волнующей темы. Многие уверены в том, что советская фантастика — это якобы «Человек-амфибия» либо «Его кликали Роберт», а позднее либо «Отроки во вселенной», либо «Через тернии к звездам».
Понятие «фантастический триллер» советские киношники не весьма жаловали, и, однако, в этом жанре наснимали много превосходных вещей, что само по себе факт легко необычный. И вот первый и пожалуй самый необычный пример фильма, о котором мало кто не забывает.
Показавшаяся в тайге туманная пелена притягивает внимание людей и приводит к из прошлого. Юный ученый Ломов (Лев Круглый), занимающийся изучением загадочной стенки, считает это явление посланием далекой цивилизации и ищет пути общения с нею. В сферической стенки, исчезающей и появляющейся с определенной периодичностью и являющейся замечательный элекстростатический заряд, находится исследовательская станция. Ломов трудится в том месте уже третий месяц.
Руководство присылает в том направлении приятеля Ломова, Андрея, дабы тот заменил его на должности, по причине того, что Ломова потянуло в научную фантастику: он уверен в том, что стенки произведена инопланетным разумом, а возможно, стенки сама есть разумным инопланетянином. Вместе с Андреем едет подруга Ломова, Лена (Татьяна Лаврова), а по пути присоединяется старший сержант Валера (Андрей Миронов). Валеру отправили, чтобы тот осмотрел локатор, «преступно» сломанный Ломовым.
Локатор вышел из строя вот как именно. Посредством локатора Ломов передавал в стенке элементарные картины, сохраняя надежду, что стенки как-то отреагирует. Она вправду реагировала, приводя к у оператора локатора. Персонажи фильма испытают на себе галлюциногенное влияние стенки.
Валера, бывший моряк торгового флота, нарисует корабль и зашлет изображение в стенке, по окончании чего мгновенно окажется на своем судне, среди океана, два года назад, в тулупе и ушанке. Из воды вытянут необычного, измождённого путешественника, что будет твердить экипажу об одиночестве, причем, одиночестве не только в океане, но и во всем мире, по окончании чего представится Валере так: «В случае если желаете, вычисляйте, что я марсианин»… и отправится в предстоящий дрейф по океану.
В то время, когда «приход отпустит», Валера уверует в марсиан. Лену кроме этого будет неудержимо тащить к стенке, как и Андрея. Все они побывают в разных точках собственного прошлого, в разных точках пространства.
Но люди, с которыми им предстоит пообщаться, даже в том случае, если это прекрасно привычные люди, будут вести себя необычно… Конкретно, на особенном символическом языке с ними пробует сказать загадочная стенки! В конечном счете мировая общественность, журналисты со всех уголков света, будут расспрашивать советских ученых: так что же такое эта стенки? И у советских ученых не найдется ответа. По причине того, что ответ любой человек обязан отыскать в себя. Но для этого нужно лично законтачить со стеной.
А какой контакт со стеной, в случае если сам СССР тогда был окружен загадочной стеной называющиеся «металлический занавес»? — молчаливо вопрошают создатели фильма. /Загадочная стенки, 1967-й год/.
Вот вам и первый коммунистический фантастический триллер, лишь мало кто знает и не забывает данный фильм, уж больно пугал он советских кино-чиновников собственной темой, далекой от устоев социалистического реализма, и много лет фактически пролежал на полке.
Идем дальше. Второй самый настоящий фантастический отечественный триллер — «Молчание врача Ивенса», 1973-й год. Фильм о ужасном контакте землян с инопланетной цивилизацией, на большом растоянии ушедшей вперёд не столько в техническом, сколько в духовно-нравственном замысле.
В числе пассажиров потерпевшего трагедию над Северной Атлантикой лайнера — претендент на Нобелевскую премию врач Мартин Ивенс, трудящийся над проблемой продления людской судьбе. Он и пара вторых пассажиров спасены инопланетянами с планеты Ораина. Между ними установлен доктор и контакт убеждает их открыться миру и оказать помощь ему в его работе — продлении судьбы людей. Но гибель и военного неожиданное нападение самолёта одного из инопланетян меняет их замыслы.
К выводу о неосуществимости контакта инопланетяне приходят фактически сходу, лишь единственная дама-инопланетянка Оранта не теряет надежды. При последнем общении посланники второй цивилизации растолковывают Ивенсу, что ожидает морально незрелое человечество, в случае если ученый доведет собственные изучения по «эликсиру бессмертия» до конца.
Они отказываются помогать разработками людям планеты, на которой сила оружия значитльно лучше силу нравственности, и стирают у выживших пассажиров самолёта память. Ивенс остается единственным, кто не забывает, что именно случилось. Он возвращается в мир людей, но его память хранит беседы с инопланетянами. Поставленный перед проблемой нравственного выбора, Ивенс отказывается от продолжения собственных изучений по бессмертию.
Его пробует поддержать Оранта, и они оказываются «под колпаком» разведслужб.
Если вы желаете подвергнуть сомнению мои слова о том, что это как раз триллер, пересмотрите сцену, где самолет с пассажирами, потерпев крушение, спасен инопланетянами, но пассажиры еще в полном удивлении — живы они либо мертвы, и кое-какие из них решаются войти в непонятное что-то в конце салона… голливудские триллеры отдыхают.
Ну, думаю, звание фантастического триллера у известного фильма «Отель у погибшего альпиниста» (1979-й год) оспаривать никто не будет. Фильм видели и обожали, и обожают как эталон советского прочтения жанра практически все.
То же самое и с известным «Дознанием пилота Пиркса» (1979-й год); ну кто же не помнит известную сцену с отрывающимися руками андроида? Фильм редкий пример выдержанности в стиле триллер от первой до последней сцены в советском кино, но очень редкий пример.
В «Звездном инспекторе» (1980-й год) в первый раз в советском кино появляется тема зомби, и не смотря на то, что фильм, к сожалению, оказался стилистически неровным, в нем имеется напряженные и очень занимательные моменты, каковые позднее возьмут развитие в последующих фильмах аналогичного жанра.
«Через тернии к звездам» (1980-й год) — это, само собой разумеется, чистой воды научная фантастика, но и в нем весьма интересно проявляются элементы хоррора; это, само собой разумеется, в юные годы так напугавшая меня сцена с отравлением источника, где эти кошмарные утратившие разум Дессианцы в однообразных белых масках окружают Ниюю, готовые растерзать её, ну и, само собой разумеется, сама биомасса.
А потом были жертвы опыта по очеловечиванию, кошмарные отарки — «Сутки бешенства» (1985-й год), превратившийся в зомби экипаж морского корабля — «Крик дельфина» (1986-й год), инопланетные разработки, грозившиеся уничтожением населению целого мира — «Заклятие равнины змей» (1987-й год).
И, наконец, последний фильм в фильмографии советской кинофантастики — «Подземелье колдуний» (1990-й год), где прогрессорская база землян подвергается истреблению и уничтожению диким населением далекой планеты.
Фильмография советских фантастических триллеров:
— Смерть сенсации 1936
— Тайна вечной ночи 1957
— Загадочная стенки 1967
— Молчание врача Ивенса 1973
— Отель у погибшего альпиниста 1979
— Звездный инспектор 1980
— Человек — невидимка 1984
— Сутки бешенства 1985
— Крик дельфина 1985
— Охота на дракона 1985
— Заклятие равнины змей 1987
— Вельд 1987
— Новые приключения янки при дворе короля Артура 1988
— Тринадцатый апостол 1987
— Финиш вечности 1988
— Тяжело быть всевышним 1989
— Подземелье колдуний 1990
— Посредник 1990
Самые ужасные эпизоды в советской кинофантастике:
— Роботы убивают собственного создателя — «Смерть сенсации»
— Пассажиры по окончании падения самолета входят в непонятное что-то в конце салона — «Молчание врача Ивенса»
— Отрывающиеся руки андроида при перегрузке — «Дознание пилота Пиркса»
— Смерть инопланетян — «Отель у погибшего альпиниста»
— Мутация ученого — «Зеленая куколка»
— Отравление источника воды на Дессе, буйство биомассы — «Через тернии к звездам»
— Уничтожение космического мозга Тубоса — «Звездный инспектор»
— Тёмные следы, проход космонавтов по равнине молний — «Лунная радуга»
— Появления Отарков — «Сутки бешенства»
— Битва между собой отравленных вирусом неприязни инопланетян — «Лиловый шар»
— Мутация Бричера, проход по инопланетному подземелью, змей-охранитель — «Заклятие равнины змей»
— Пожирание львами своих родителей — «Вельд»
— Проход по покинутому городу на Марсе космонавтов — «Тринадцатый апостол»
— Кровавые казни и помешательства на земле насилия — «Тяжело быть всевышним»
— Истребление базы землян прогрессоров дикарями — «Подземелье колдуний»
— Многие эпизоды этого фильма весьма страшны, но желаю выделить эпизод в то время, когда инициированная мама бросает собственную дочь в грязь — «Посредник»